Конструкт урока по русскому языку
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 12.05.2022
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема урока: Предложение.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цель урока: развитие познавательных УУД (осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы) в процессе формирования умения различать предложение, словосочетание, слово.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение различать предложение, словосочетание, слово, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения, определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения, находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
· Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Образовательные: формировать у обучающихся умение различать предложение, словосочетание, слово, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения, определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения, находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
Принципы обучения и воспитания: Принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: мультимедийная презентация «Предложение».
● Индивидуальное: раздаточный материал.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс.
4. Учебник Русский язык 2 класс, Канакина, Горецкий, часть 2, УМК «Школа России».
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Первичное закрепление.
5. Физминутка.
6. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня ваш урок русского языка проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Вспомните, о чём вы говорили на прошлом уроке? - Ребята, обратите внимание на слайд. Вам представлены две записи. · Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы. На лугу росли маки, одуванчики и незабудки. Рыба плескалась в озере. Свиристель пел свою песенку, сидя на ветке большого дерева. · Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. - Скажите, какая из этих записей будет текстом и почему? (в тексте все предложения должны быть связаны общей темой и смыслом) - Верно. Чтобы узнать, о чём мы сегодня поговорим, предлагаю вам отгадать шифр на слайде. (слова «составная часть текста») - Ребята, из чего состоит текст? (из предложений) - Сегодня на уроке мы больше узнаем о предложениях. - Как вы думаете, как звучит тема урока? (Предложение) - Верно. Итак, откройте ваши тетради, давайте запишем сегодняшнюю дату и слова классная работа. - Для начала работы все выполним минутку чистописания. Пропишите до конца строки то, что записано у вас в тетради красной ручкой. - …, что это за буква? Назови её элементы. - Попробуйте подобрать слова на данную букву. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение различать предложение, словосочетание, слово. |
3. Решение проблемы.
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Для того, чтобы решить первую задачу, мы вспомним, что такое предложение. - Скажите, из чего состоит предложение? (из слов) - Тогда мы можем сказать, что предложение – это группа слов. - Обратите внимание на слайд. О чём говорит мальчик? - Мама не понимает мальчика. Как нужно изменить высказывание мальчика, чтобы ей было понятно, о чём он говорит? (изменить слова так, чтобы они были связаны по смыслу) - …, как ты изменишь слова? Ребята, вы согласны? - Ребята, что тогда такое предложение? (Это группа слов, связанных между собой по смыслу.) - А если убрать из получившегося у нас предложения одно слово, будет ли понятна его мысль? (нет, предложение выглядит незаконченным) - Тогда сделаем вывод, что предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. Проговорим это хором. - Ребята, а мы одинаково или по-разному произносим разные предложения? - Обратите внимание на слайд. С какой интонацией вы произнесёте это предложение? (с вопросительной) - Как ты определила это? (в конце предложения стоит вопросительный знак) - Тогда какой вывод мы делаем? (интонация, с которой мы произносим предложение, зависит от знака в конце предложения) - Какие знаки ставятся в конце предложения? - Как называются эти знаки? (знаки препинания) - Попробуйте придумать и сказать предложение с вопросительной интонацией / с восклицательной / с повествовательной. - Для продолжения работы предлагаю вам открыть учебник на странице 117. Найдите упражнение 196 и запишите к себе в тетради его номер. - Обратите внимание на последнюю строчку в задании. Попробуйте составить предложение из данных слов. …, какое предложение получилось у тебя? - Запишите это предложение к себе в тетрадь. …, прочитай это предложение с вопросительной интонацией / с восклицательной / с повествовательной. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения, определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения, находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. |
Физминутка
Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, мы довольно активно поработали головой, а теперь поработаем мышцами тела. В этом нам поможет видеофизминутка. - Встаньте со своих мест и разойдитесь на расстояние вытянутых рук. Обратите внимание на слайд и повторяйте движения за персонажами. (организую физминутку с видеоматериалом) - Отлично размялись, а теперь тихо сядьте на свои места. Спасибо. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
4.Первичное закрепление
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Откройте учебник на странице 118 и найдите упражнение 197. Я прочитаю предложения вслух, а вы следите в учебнике. - Ребята, о чём текст? Почему он вызывает улыбку? - Этот текст – диалог или монолог? Почему? - Объясните постановку знаков препинания в каждом предложении. - Спишите текст в тетрадь.
- Ребята, как мы знаем, предложение состоит из своих членов. Вспомните, на какие группы их делят? - Главные члены предложения делятся ещё на две группы – как они называются? - Обратите внимание на слайд. Здесь указано предложение. Прочитайте его и найдите подлежащее. - Почему это слово является подлежащим? (к нему мы задаём вопрос) - Подумайте и скажите, что такое подлежащее. - Проверим по слайду. Прочитаем это хором.
- На какие вопросы отвечает подлежащее? Как оно обозначается в предложении? - Найдите в предложении сказуемое. Почему это слово является сказуемым? Подумайте и скажите, что такое сказуемое. Сверим по слайду.
- На какие вопросы отвечает подлежащее? Как оно обозначается в предложении? - Вернитесь к предложению из номера 196. Найдите в нём главные члены предложения. Задайте к ним вопросы и подчеркните. - Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. …, какие слова выделил ты? Поднимите руку, если у вас также. Какие вопросы ты задал? - Ребята, обозначьте плюс, там, где ваш сосед справился верно, и минус, если нашли ошибку. Если не уверены в чём-то задайте вопрос мне или соседу по парте. - Молодцы, вы отлично справились. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения, определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения, находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения |
5. Организация самостоятельной работы
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой отрабатывают полученные умения. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения); Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Ребята, вы оказались очень внимательными и работали активно, поэтому я предлагаю вам попробовать самостоятельно выполнить ещё одно задание. - Найдите в учебнике на странице 119 номер 200. …, прочитай, что необходимо сделать?
- Прочитайте текст рассказа. - Ребята, о чём данный текст? Какие чувства передаёт автор? - Как вы понимаете значение выражений «травка заворсилась, листья проклюнулись»? - В тетрадь запишите нераспространённые предложения. …, скажи, какие предложения называются нераспространёнными? - Подчеркните в этих предложениях подлежащее и сказуемое. - Проверим, какие предложения вы списали. …, назови это предложения. Докажи, что они не распространённые. Ребята, вы согласны? - Отлично, у нас получилось выполнить это упражнение. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения, определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения, находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения |
6. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 120 № 202. - Откройте учебники на данной странице и ознакомьтесь с заданием. Поднимите руку, если у вас есть вопросы. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема нашего урока? Что мы изучали сегодня? Что мы научились делать? - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.