Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Актуальная цель: сформировать представление у учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Задачи:
Обучающая – сформировать представление у обучающихся об одушевленных и неодушевленных именам существительных, проверка имен существительных на одушевленность/неодушевленность, о несовпадении понятий об одушевленных и неодушевленных предметах в ходе выполнения практических заданий.
Развивающая – способствовать развитию речи и расширению словарного запаса в процессе урока.
Воспитательная – воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.
Предметные результаты: знают, что такое «одушевленный предмет», «неодушевленный предмет», умеют различать одушевленное имя существительное от неодушевленного имени существительного, умеют ставить имена существительные в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа, знают, что понятия об одушевленных и неодушевленных предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, объединять языковые единицы по определенному признаку, с помощью учителя формулировать цель, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): становление ценностного отношения к своей Родине, первоначальные представления о научной картине мира, активность, инициативность, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: компьютер, доска, презентация, учебник русского языка.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: наглядности, доступности, целостности восприятия мира
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный
Конструкт урока
Этапы урока открытия новых знаний |
Деятельность учителя |
Деятельность Учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивационный этап
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, пенал. -Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток. |
Здороваются с учителем. Готовятся к уроку.
Поднимают руку. |
Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика. Регулятивные: способность к саморегуляции. |
2. Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение |
- Ребята, наш урок русского языка мы начнем с чистописания. Сели правильно, спинки выпрямили, ноги вместе, приготовились красиво писать. - Открыли тетради. Сколько строк отступаем от последней записи? Записываем дату. 5 апреля. Пишем внимательно. Классная работа. -Ребята, давайте с вами запишем следующую связку элементов. -Начинаем писать букву и, далее наклонная прямая, после этого буква н, наклонная прямая с петлей вверху и внизу, далее буквы и и н. Пропишите в своих тетрадях еще три раза эту связку. |
Правильно сели.
-Отступаем две строки. Записывают дату и классную работу.
Прописывают связку элементов.
|
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять самопроверку. Предметные: знают, как называются и пишутся элементы в связке. |
3. Актуализация знаний и целеполагание
Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке |
-Ребята, а какую тему вы изучали на прошлом уроке?
-Посмотрите на доску. Что вы видите?
-Какой частью речи являются слова, в которых есть пропуски? -А в какой части слова стоят пропуски? -Как вы думаете, что нужно сделать? -А как определить, какую букву нужно вставить?
-Выполним это задание устно. Итак, (имя) прочитай первое словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму. -Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.
-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.
-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.
-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.
-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.
-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.
-Молодцы. Ребята, а как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова?
-Верно. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? -Правильно. Прежде чем начать изучать новую тему, давайте составим план нашей работы. Составьте в правильной последовательности части плана (учитель раздает каждому карточку). -Все верно, молодцы. |
-На прошлом уроке мы изучали правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения. -Мы видим словосочетания, в которых есть пропуски. -Имена существительные.
-В окончании. -Нужно заполнить пропуски. -Сначала нужно определить падеж, ведь мы знаем окончания имен существительных 1-го склонения. -Подарок для бабушки. Пропущена буква И. Нужно определить падеж. Для кого? для бабушки. Это Родительный падеж. Мы знаем, что в Родительном падеже у имени существительного 1-го склонения окончание –и. Начальная форма – бабушка.
-Отдыхал на природе. Пропущена буква Е, потому что имя существительное стоит в Предложном падеже. А в предложном падеже есть окончание –е. Начальная форма – природа.
-Уехала из деревни. Пропущена буква И. Стоит в Р.п. А в Р.п. окончание –и. Начальная форма – деревня.
-Рассказывает о радости. Пропущена буква И. Стоит в П.п. А в П.п. окончание –е. Начальная форма – радость.
-Разрисованная парта. Пропущена буква А. Стоит в И.п. Начальная форма – парта.
-Платье сестры. Пропущена буква Ы. Стоит в Р.п. А в Р.п. окончание –ы. Начальная форма – сестра.
-Уронил куклу. Пропущена буква У. Стоит в В.п. А в В.п. окончание –у. Начальная форма – кукла.
-Одушевленные и неодушевленные. (если дети затрудняются учитель просит задать к словам вопросы. Если также не могут, слова сами группируются в группы, но названия групп они определяют сами) -Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
-1. Я вспомню, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное 2. Я узнаю, как определять одушевленные и неодушевленные имена существительные. 3. Я научусь определять одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
Предметные: знают что такое одушевленное или неодушевленное имя существительное, умеют склонять имена существительные. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; определять и формулировать цель деятельности на уроке. Регулятивные: овладевать умением прогнозировать свою деятельность. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
4. Открытие нового знания
Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия |
-Ребята, что такое одушевленное имя существительное? А неодушевленное? -Закончите предложения устно (учитель дает предложения устно). -Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называют … -Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называют … -Как вы думаете, кто относится к одушевленным именам существительным? -А к неодушевленным что относится?
-Давайте это проверим. Для этого откроем учебник на с. 53. Выполним устно упражнение 1. Прочитайте задание вслух. Что нужно сделать? -(имя) прочитай первую группу слов.
-Что объединяет эти слова? -Кто такой продавец? -Лиса? -Жаворонок? -Ребенок? -Шмель? -Жираф? -Верно. Так значит, какие имена существительные мы можем назвать одушевленными?
-Молодцы. (имя) прочитай вторую группу слов. -Что объединяет эти слова? -Чем является книга? -А этот предмет живой или неживой? -Роза? -Береза? -Иней? -Автобус? -Камень? -Таким образом, какие имена существительные мы можем назвать одушевленными?
-Давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами определили, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное. Для этого перевернем страницу. На с. 54 вверху правило. Прочитаем его вслух. -Все так, как мы сказали. Ребята, какой цели мы достигли с вами?
-Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас получилось вспомнить без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если вам было сложно вспомнить или вы в принципе не знали, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное. -Предлагаю вам немного поиграть. Все встаем. Я сейчас буду называть слова, а вам нужно определить это одушевленное или неодушевленное имя существительное. Если одушевленное - вы стоите, если неодушевленное – вы садитесь. Также называем род имен существительных. -Пароход, дым, капитан, море, волна, кит, шторм, чайка, айсберг, солнце, моряк, ветер, дельфин, медуза. -Молодцы, ребята. Садитесь. Предлагаю вам записать несколько слов в тетрадь. -Открываем тетради. Какое сегодня число? Сколько строк нужно отступить от последней записи? -Записываем дату и классную работу. -Записываем два столбика: одушевленные и неодушевленные. -Назовите три одушевленных имени существительных. Записываем их. -Назовите три неодушевленных имени существительных. Записываем. -Над этими словами напишите их род. -Поработаем в парах. -Я вам сейчас выдам карточки, а вам необходимо заполнить пропуски. Выделите окончания у имен существительных. -На выполнение задания вам дается 3 минуты. -Давайте проверять. (Спрашивает учеников, что у них получилось, после сравнивают с доской) -Что интересного вы заметили?
-Давайте проверим, правы ли мы. На с.55 прочитаем правило вслух. -Итак, ребята. Как определить, имя существительное одушевленное или неодушевленное? (вывешивает на доску) -Какой цели мы достигли?
-Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас все получилось без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если у вас вообще ничего не получилось и не понятно. -Поднимите руку те, у кого закрашен квадрат зеленым цветом? |
Отвечают.
-Одушевленными.
-Неодушевленными.
-Люди, животные.
-Предметы, растения, транспорт и т.д. Читают задание вслух. -Нужно подумать, что объединяет группы и дополнить каждую группу 3 словами. -продавец, лиса, жаворонок, ребенок, шмель, жираф. -Все эти слова одушевленные. -Это человек. -Животное. -Животное. -Человек. -Животное. -Животное. -Одушевленными именами существительными мы можем называть, те имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? -книга, роза, береза, иней, автобус, камень. -Все эти слова неодушевленные. -Предметом. -Неживой. -Растением. -Растением. -Природным явлением. -Транспортом. -Неживым предметом. -Неодушевленными именами существительными мы можем называть, те имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?
Читает один человек вслух, остальные следят. -Мы вспомнили, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное.
Закрашивают квадрат цветным карандашом.
Дети встают около своих парт.
Садятся и встают.
-Сегодня 5 апреля. -Две строки.
Записывают дату и классную работу. Записывают названия столбиков.
-Кит, моряк, чайка.
-Дым, волна, море.
Записывают род.
Выполняют задание в парах.
-У неодушевленных имен существительных совпадают И.п. и В.п., а у одушевленных – В.п. и Р.п.
Читают правило вслух.
-Нужно поставить слово в И.п., Р.п., В.п. мн.ч. и посмотреть в каких падежах формы слов одинаковые. Если форма В.п. совпадает с формой Р.п., то это одушевленное имя существительное. А если формы И.п. и В.п. – то это неодушевленное.
-Мы узнали, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Закрашивают квадрат.
Поднимают руку.
|
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; уметь работать с учебником и словарем. Предметные: знают, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное. Регулятивные: осуществлять самоконтроль. |
5. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) |
-Давайте обратим внимание на значок «Давай подумаем» на с. 55 внизу страницы. Прочитайте вслух. Давайте сравним склонение слов кукла, снеговик и автобус. -Что интересного вы заметили?
-А кукла и снеговик это живые предметы? -Почему неживые предметы являются одушевленными? -Давайте прочитаем текст вслух, на который нужно обратить внимание. -Кукла и снеговик являются одушевленными или неодушевленными? -Ребята, предлагаю вам немного поиграть. На доске будут появляться слова, которые просклоняли, но в некоторых есть ошибки. Вам нужно найти ошибки. Кто первый находит ошибку и правильно исправляет ее, получает жетон. |
Читают вслух.
-Слова Кукла и снеговик склоняются как одушевленные. -Нет, это неживые предметы. Ответы учеников.
Читают вслух (один ученик, остальные следят) -Одушевленными.
Играют, получают жетоны.
|
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь работать с учебником и словарем. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Предметные: знают, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное.. |
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону
Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой |
-Теперь предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно. Вам нужно просклонять 3 слова и определить одушевленные или неодушевленные они. Обратите внимание на доску. -Если вам понятно задание – хлопните один раз. -Давайте проверять. Поменяйтесь карточками. Обратите внимание на доску. Если у вас также, то поставьте плюс, если есть ошибка – минус. |
Слушают учителя.
Хлопают.
Ставят плюс/минус. |
Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе самостоятельной работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: знают, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное. |
7. Рефлексия
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. |
-Какой цели мы достигли? -Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас все получилось без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если у вас вообще ничего не получилось и не понятно. -Как определить одушевленное или неодушевленное существительное? -Закончите предложения: · Урок помог мне… · Для меня было сложным… · Мне понравилось… -Теперь переверните лист с целями. Вы видите лестницу. Это лестница успеха. Нарисуйте смайлик на той ступеньке, на которой вы считаете находитесь. Самая верхняя ступенька – это у вас все получилось, нет вопрос. Самая нижняя – у вас ничего не получилось и все непонятно. |
-Мы научились определять одушевленные и неодушевленные имена существительные. Закрашивают квадрат.
-Нужно просклонять это слово.
Заканчивают предложения.
Ставят смайлик на лестнице успеха. |
Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий. |
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания |
-Дома вам нужно выполнить упражнение 4 на с.56. Что вам нужно будет сделать. Вам нужно найти три одушевленных и три неодушевленных существительных, записать их в начальной форме. Что значит начальная форма?
-Верно. Записываете существительные в начальной форме, определяете род и склонение этих слов. Это записываете над словом. После чего выписываете выделенное предложение и подчеркиваете все члены предложения. -Поднимите руку, кто не понял домашнее задание. (если нужно объясняет еще раз) |
Слушают учителя.
-Именительный падеж, единственное число.
Поднимают руку. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.