Конструкт урока по русскому языку на тему: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Оценка 4.7

Конструкт урока по русскому языку на тему: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл—4 кл
07.06.2024
Конструкт урока по русскому языку на тему: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС
русский язык_одуш. неодуш. сущ..docx

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

 

Задачи:

Обучающая – сформировать представление у обучающихся об одушевленных и неодушевленных именам существительных, проверка имен существительных на одушевленность/неодушевленность, о несовпадении понятий об одушевленных и неодушевленных предметах в ходе выполнения практических заданий.

Развивающая – способствовать развитию речи и расширению словарного запаса в процессе урока.

Воспитательная – воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

 

Предметные результаты: знают, что такое «одушевленный предмет», «неодушевленный предмет», умеют различать одушевленное имя существительное от неодушевленного имени существительного, умеют ставить имена существительные в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа, знают, что понятия об одушевленных и неодушевленных предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, объединять языковые единицы по определенному признаку, с помощью учителя формулировать цель, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): становление ценностного отношения к своей Родине, первоначальные представления о научной картине мира, активность, инициативность, интерес к изучению русского языка.

 

Оборудование: компьютер, доска, презентация, учебник русского языка.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности, целостности восприятия мира

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.       Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

-Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток.

Здороваются с учителем.

Готовятся к уроку.

 

 

Поднимают руку.

Личностные: формирование умения

организовывать свою деятельность,

принятие и освоение социальной роли

ученика.

Регулятивные: способность к саморегуляции.

2.       Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

- Ребята, наш урок русского языка мы начнем с чистописания. Сели правильно, спинки выпрямили, ноги вместе, приготовились красиво писать.

- Открыли тетради. Сколько строк отступаем от последней записи? Записываем дату. 5 апреля. Пишем внимательно. Классная работа.

-Ребята, давайте с вами запишем следующую связку элементов.

-Начинаем писать букву и, далее наклонная прямая, после этого буква н, наклонная прямая с петлей вверху и внизу, далее буквы и и н.

 Пропишите в своих тетрадях еще три раза эту связку.

https://sun9-9.userapi.com/impg/qgSv3SWe8tP3WuDoOJvcXo38o5G01f7Sgpbuiw/zjs20xzF1Yk.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=924273a4903e80c38bdb484bb7c5a44f&type=album

Правильно сели.

 

 

 

-Отступаем две строки.

Записывают дату и классную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прописывают связку элементов.

 

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: осуществлять самопроверку.

Предметные: знают, как называются и пишутся элементы в связке.

3.       Актуализация знаний и целеполагание

 

Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

-Ребята, а какую тему вы изучали на прошлом уроке?

 

 

-Посмотрите на доску. Что вы видите?

 

-Какой частью речи являются слова, в которых есть пропуски?

-А в какой части слова стоят пропуски?

-Как вы думаете, что нужно сделать?

-А как определить, какую букву нужно вставить?

 

-Выполним это задание устно. Итак, (имя) прочитай первое словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

 

 

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

-Молодцы. Ребята, а как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова?

 

 

 

 

-Верно. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Правильно. Прежде чем начать изучать новую тему, давайте составим план нашей работы. Составьте в правильной последовательности части плана (учитель раздает каждому карточку).

-Все верно, молодцы.

-На прошлом уроке мы изучали правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения.

-Мы видим словосочетания, в которых есть пропуски.

-Имена существительные.

 

-В окончании.

-Нужно заполнить пропуски.

-Сначала нужно определить падеж, ведь мы знаем окончания имен существительных 1-го склонения.

-Подарок для бабушки. Пропущена буква И. Нужно определить падеж. Для кого? для бабушки. Это Родительный падеж. Мы знаем, что в Родительном падеже у имени существительного 1-го склонения окончание –и. Начальная форма – бабушка.

 

 

-Отдыхал на природе. Пропущена буква Е, потому что имя существительное стоит в Предложном падеже. А в предложном падеже есть окончание –е. Начальная форма – природа.

 

-Уехала из деревни. Пропущена буква И. Стоит в Р.п. А в Р.п. окончание –и. Начальная форма – деревня.

 

-Рассказывает о радости. Пропущена буква И. Стоит в П.п. А в П.п. окончание –е. Начальная форма – радость.

 

-Разрисованная парта. Пропущена буква А. Стоит в И.п. Начальная форма – парта.

 

-Платье сестры. Пропущена буква Ы. Стоит в Р.п. А в Р.п. окончание –ы. Начальная форма – сестра.

 

-Уронил куклу. Пропущена буква У. Стоит в В.п. А в В.п. окончание –у. Начальная форма – кукла.

 

-Одушевленные и неодушевленные.

(если дети затрудняются учитель просит задать к словам вопросы. Если также не могут, слова сами группируются в группы, но названия групп они определяют сами)

-Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

 

 

 

 

-1. Я вспомню, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное

2. Я узнаю, как определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

3. Я научусь определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Предметные: знают что такое одушевленное или неодушевленное имя существительное, умеют склонять имена существительные.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Регулятивные: овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4.       Открытие нового знания

 

Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

-Ребята, что такое одушевленное имя существительное? А неодушевленное?

-Закончите предложения устно (учитель дает предложения устно).

-Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называют …

-Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называют …

-Как вы думаете, кто относится к одушевленным именам существительным?

-А к неодушевленным что относится?

 

-Давайте это проверим. Для этого откроем учебник на с. 53. Выполним устно упражнение 1. Прочитайте задание вслух. Что нужно сделать?

-(имя) прочитай первую группу слов.

 

-Что объединяет эти слова?

-Кто такой продавец?

-Лиса?

-Жаворонок?

-Ребенок?

-Шмель?

-Жираф?

-Верно. Так значит, какие имена существительные мы можем назвать одушевленными?

 

 

 

-Молодцы. (имя) прочитай вторую группу слов.

-Что объединяет эти слова?

-Чем является книга?

-А этот предмет живой или неживой?

-Роза?

-Береза?

-Иней?

-Автобус?

-Камень?

-Таким образом, какие имена существительные мы можем назвать одушевленными?

 

 

 

 

-Давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами определили, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное. Для этого перевернем страницу. На с. 54 вверху правило. Прочитаем его вслух.

-Все так, как мы сказали. Ребята, какой цели мы достигли с вами?

 

-Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас получилось вспомнить без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если вам было сложно вспомнить или вы в принципе не знали, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное.

-Предлагаю вам немного поиграть. Все встаем. Я сейчас буду называть слова, а вам нужно определить это одушевленное или неодушевленное имя существительное. Если одушевленное - вы стоите, если неодушевленное – вы садитесь. Также называем род имен существительных.

-Пароход, дым, капитан, море, волна, кит, шторм, чайка, айсберг, солнце, моряк, ветер, дельфин, медуза.

-Молодцы, ребята. Садитесь. Предлагаю вам записать несколько слов в тетрадь.

-Открываем тетради. Какое сегодня число? Сколько строк нужно отступить от последней записи?

-Записываем дату и классную работу.

-Записываем два столбика: одушевленные и неодушевленные.

-Назовите три одушевленных имени существительных. Записываем их.

-Назовите три неодушевленных имени существительных. Записываем.

-Над этими словами напишите их род.

-Поработаем в парах.

-Я вам сейчас выдам карточки, а вам необходимо заполнить пропуски. Выделите окончания у имен существительных.

-На выполнение задания вам дается 3 минуты.

-Давайте проверять. (Спрашивает учеников, что у них получилось, после сравнивают с доской)

-Что интересного вы заметили?

 

 

-Давайте проверим, правы ли мы. На с.55 прочитаем правило вслух.

-Итак, ребята. Как определить, имя существительное одушевленное или неодушевленное?

(вывешивает на доску)

-Какой цели мы достигли?

 

 

-Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас все получилось без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если у вас вообще ничего не получилось и не понятно.

-Поднимите руку те, у кого закрашен квадрат зеленым цветом?

Отвечают.

 

 

 

-Одушевленными.

 

-Неодушевленными.

 

-Люди, животные.

 

-Предметы, растения, транспорт и т.д.

Читают задание вслух.

-Нужно подумать, что объединяет группы и дополнить каждую группу 3 словами.

-продавец, лиса, жаворонок, ребенок, шмель, жираф.

-Все эти слова одушевленные.

-Это человек.

-Животное.

-Животное.

-Человек.

-Животное.

-Животное.

-Одушевленными именами существительными мы можем называть, те имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?

-книга, роза, береза, иней, автобус, камень.

-Все эти слова неодушевленные.

-Предметом.

-Неживой.

-Растением.

-Растением.

-Природным явлением.

-Транспортом.

-Неживым предметом.

-Неодушевленными именами существительными мы можем называть, те имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?

 

 

 

Читает один человек вслух, остальные следят.

-Мы вспомнили, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное.

 

Закрашивают квадрат цветным карандашом.

 

 

 

 

Дети встают около своих парт.

 

 

 

 

 

 

Садятся и встают.

 

 

 

 

-Сегодня 5 апреля.

-Две строки.

 

Записывают дату и классную работу.

Записывают названия столбиков.

 

-Кит, моряк, чайка.

 

-Дым, волна, море.

 

Записывают род.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-У неодушевленных имен существительных совпадают И.п. и В.п., а у одушевленных – В.п. и Р.п.

 

Читают правило вслух.

 

-Нужно поставить слово в И.п., Р.п., В.п. мн.ч. и посмотреть в каких падежах формы слов одинаковые. Если форма В.п. совпадает с формой Р.п., то это одушевленное имя существительное. А если формы И.п. и В.п. – то это неодушевленное.

 

-Мы узнали, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

Закрашивают квадрат.

 

 

 

Поднимают руку.

 

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; уметь работать с учебником и словарем.

Предметные: знают, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

5.       Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

-Давайте обратим внимание на значок «Давай подумаем» на с. 55 внизу страницы. Прочитайте вслух.

Давайте сравним склонение слов кукла, снеговик и автобус.

-Что интересного вы заметили?

 

-А кукла и снеговик это живые предметы?

-Почему неживые предметы являются одушевленными?

-Давайте прочитаем текст вслух, на который нужно обратить внимание.

-Кукла и снеговик являются одушевленными или неодушевленными?

-Ребята, предлагаю вам немного поиграть. На доске будут появляться слова, которые просклоняли, но в некоторых есть ошибки. Вам нужно найти ошибки. Кто первый находит ошибку и правильно исправляет ее, получает жетон.

Читают вслух.

 

 

 

 

-Слова Кукла и снеговик склоняются как одушевленные.

-Нет, это неживые предметы.

Ответы учеников.

 

Читают вслух (один ученик, остальные следят)

-Одушевленными.

 

Играют, получают жетоны.

 

 

 

 

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь работать с учебником и словарем.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Предметные: знают, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное..

6.       Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

-Теперь предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно. Вам нужно просклонять 3 слова и определить одушевленные или неодушевленные они. Обратите внимание на доску.

-Если вам понятно задание – хлопните один раз.

-Давайте проверять. Поменяйтесь карточками. Обратите внимание на доску. Если у вас также, то поставьте плюс, если есть ошибка – минус.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопают.

 

 

Ставят плюс/минус.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе самостоятельной работы.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: знают, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное.

7.       Рефлексия

 

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Какой цели мы достигли?

-Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас все получилось без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если у вас вообще ничего не получилось и не понятно.

-Как определить одушевленное или неодушевленное существительное?

-Закончите предложения:

·  Урок помог мне…

·  Для меня было сложным…

·  Мне понравилось…

-Теперь переверните лист с целями. Вы видите лестницу. Это лестница успеха. Нарисуйте смайлик на той ступеньке, на которой вы считаете находитесь. Самая верхняя ступенька – это у вас все получилось, нет вопрос. Самая нижняя – у вас ничего не получилось и все непонятно.

-Мы научились определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Закрашивают квадрат.

 

 

-Нужно просклонять это слово.

 

Заканчивают предложения.

 

 

 

Ставят смайлик на лестнице успеха.

Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий.

8.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Дома вам нужно выполнить упражнение 4 на с.56. Что вам нужно будет сделать. Вам нужно найти три одушевленных и три неодушевленных существительных, записать их в начальной форме.

Что значит начальная форма?

 

-Верно. Записываете существительные в начальной форме, определяете род и склонение этих слов. Это записываете над словом. После чего выписываете выделенное предложение и подчеркиваете все члены предложения.

-Поднимите руку, кто не понял домашнее задание. (если нужно объясняет еще раз)

Слушают учителя.

 

 

 

 

-Именительный падеж, единственное число.

 

 

 

 

 

 

Поднимают руку.

 

 


 

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Личностные (соответствуют поставленным задачам): становление ценностного отношения к своей

Личностные (соответствуют поставленным задачам): становление ценностного отношения к своей

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Актуализация знаний и целеполагание

Актуализация знаний и целеполагание

Молодец. Следующее словосочетание

Молодец. Следующее словосочетание

Все верно, молодцы.-На прошлом уроке мы изучали правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения

Все верно, молодцы.-На прошлом уроке мы изучали правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения

Молодцы. (имя) прочитай вторую группу слов

Молодцы. (имя) прочитай вторую группу слов

Предлагаю вам немного поиграть

Предлагаю вам немного поиграть

На выполнение задания вам дается 3 минуты

На выполнение задания вам дается 3 минуты

Какой цели мы достигли? -Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас все получилось без проблем

Какой цели мы достигли? -Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас все получилось без проблем

Теперь предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно

Теперь предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Инструктаж по выполнению домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024