Конструкт урока по русскому языку на тему: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС
Иконка файла материала русский язык_одуш. неодуш. сущ..docx

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

 

Задачи:

Обучающая – сформировать представление у обучающихся об одушевленных и неодушевленных именам существительных, проверка имен существительных на одушевленность/неодушевленность, о несовпадении понятий об одушевленных и неодушевленных предметах в ходе выполнения практических заданий.

Развивающая – способствовать развитию речи и расширению словарного запаса в процессе урока.

Воспитательная – воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

 

Предметные результаты: знают, что такое «одушевленный предмет», «неодушевленный предмет», умеют различать одушевленное имя существительное от неодушевленного имени существительного, умеют ставить имена существительные в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа, знают, что понятия об одушевленных и неодушевленных предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, объединять языковые единицы по определенному признаку, с помощью учителя формулировать цель, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): становление ценностного отношения к своей Родине, первоначальные представления о научной картине мира, активность, инициативность, интерес к изучению русского языка.

 

Оборудование: компьютер, доска, презентация, учебник русского языка.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности, целостности восприятия мира

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.       Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

-Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток.

Здороваются с учителем.

Готовятся к уроку.

 

 

Поднимают руку.

Личностные: формирование умения

организовывать свою деятельность,

принятие и освоение социальной роли

ученика.

Регулятивные: способность к саморегуляции.

2.       Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

- Ребята, наш урок русского языка мы начнем с чистописания. Сели правильно, спинки выпрямили, ноги вместе, приготовились красиво писать.

- Открыли тетради. Сколько строк отступаем от последней записи? Записываем дату. 5 апреля. Пишем внимательно. Классная работа.

-Ребята, давайте с вами запишем следующую связку элементов.

-Начинаем писать букву и, далее наклонная прямая, после этого буква н, наклонная прямая с петлей вверху и внизу, далее буквы и и н.

 Пропишите в своих тетрадях еще три раза эту связку.

https://sun9-9.userapi.com/impg/qgSv3SWe8tP3WuDoOJvcXo38o5G01f7Sgpbuiw/zjs20xzF1Yk.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=924273a4903e80c38bdb484bb7c5a44f&type=album

Правильно сели.

 

 

 

-Отступаем две строки.

Записывают дату и классную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прописывают связку элементов.

 

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: осуществлять самопроверку.

Предметные: знают, как называются и пишутся элементы в связке.

3.       Актуализация знаний и целеполагание

 

Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

-Ребята, а какую тему вы изучали на прошлом уроке?

 

 

-Посмотрите на доску. Что вы видите?

 

-Какой частью речи являются слова, в которых есть пропуски?

-А в какой части слова стоят пропуски?

-Как вы думаете, что нужно сделать?

-А как определить, какую букву нужно вставить?

 

-Выполним это задание устно. Итак, (имя) прочитай первое словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

 

 

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

-Молодец. Следующее словосочетание. Какая буква пропущена? Почему? Назови начальную форму.

 

-Молодцы. Ребята, а как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова?

 

 

 

 

-Верно. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Правильно. Прежде чем начать изучать новую тему, давайте составим план нашей работы. Составьте в правильной последовательности части плана (учитель раздает каждому карточку).

-Все верно, молодцы.

-На прошлом уроке мы изучали правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения.

-Мы видим словосочетания, в которых есть пропуски.

-Имена существительные.

 

-В окончании.

-Нужно заполнить пропуски.

-Сначала нужно определить падеж, ведь мы знаем окончания имен существительных 1-го склонения.

-Подарок для бабушки. Пропущена буква И. Нужно определить падеж. Для кого? для бабушки. Это Родительный падеж. Мы знаем, что в Родительном падеже у имени существительного 1-го склонения окончание –и. Начальная форма – бабушка.

 

 

-Отдыхал на природе. Пропущена буква Е, потому что имя существительное стоит в Предложном падеже. А в предложном падеже есть окончание –е. Начальная форма – природа.

 

-Уехала из деревни. Пропущена буква И. Стоит в Р.п. А в Р.п. окончание –и. Начальная форма – деревня.

 

-Рассказывает о радости. Пропущена буква И. Стоит в П.п. А в П.п. окончание –е. Начальная форма – радость.

 

-Разрисованная парта. Пропущена буква А. Стоит в И.п. Начальная форма – парта.

 

-Платье сестры. Пропущена буква Ы. Стоит в Р.п. А в Р.п. окончание –ы. Начальная форма – сестра.

 

-Уронил куклу. Пропущена буква У. Стоит в В.п. А в В.п. окончание –у. Начальная форма – кукла.

 

-Одушевленные и неодушевленные.

(если дети затрудняются учитель просит задать к словам вопросы. Если также не могут, слова сами группируются в группы, но названия групп они определяют сами)

-Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

 

 

 

 

-1. Я вспомню, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное

2. Я узнаю, как определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

3. Я научусь определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Предметные: знают что такое одушевленное или неодушевленное имя существительное, умеют склонять имена существительные.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Регулятивные: овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4.       Открытие нового знания

 

Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

-Ребята, что такое одушевленное имя существительное? А неодушевленное?

-Закончите предложения устно (учитель дает предложения устно).

-Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называют …

-Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называют …

-Как вы думаете, кто относится к одушевленным именам существительным?

-А к неодушевленным что относится?

 

-Давайте это проверим. Для этого откроем учебник на с. 53. Выполним устно упражнение 1. Прочитайте задание вслух. Что нужно сделать?

-(имя) прочитай первую группу слов.

 

-Что объединяет эти слова?

-Кто такой продавец?

-Лиса?

-Жаворонок?

-Ребенок?

-Шмель?

-Жираф?

-Верно. Так значит, какие имена существительные мы можем назвать одушевленными?

 

 

 

-Молодцы. (имя) прочитай вторую группу слов.

-Что объединяет эти слова?

-Чем является книга?

-А этот предмет живой или неживой?

-Роза?

-Береза?

-Иней?

-Автобус?

-Камень?

-Таким образом, какие имена существительные мы можем назвать одушевленными?

 

 

 

 

-Давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами определили, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное. Для этого перевернем страницу. На с. 54 вверху правило. Прочитаем его вслух.

-Все так, как мы сказали. Ребята, какой цели мы достигли с вами?

 

-Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас получилось вспомнить без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если вам было сложно вспомнить или вы в принципе не знали, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное.

-Предлагаю вам немного поиграть. Все встаем. Я сейчас буду называть слова, а вам нужно определить это одушевленное или неодушевленное имя существительное. Если одушевленное - вы стоите, если неодушевленное – вы садитесь. Также называем род имен существительных.

-Пароход, дым, капитан, море, волна, кит, шторм, чайка, айсберг, солнце, моряк, ветер, дельфин, медуза.

-Молодцы, ребята. Садитесь. Предлагаю вам записать несколько слов в тетрадь.

-Открываем тетради. Какое сегодня число? Сколько строк нужно отступить от последней записи?

-Записываем дату и классную работу.

-Записываем два столбика: одушевленные и неодушевленные.

-Назовите три одушевленных имени существительных. Записываем их.

-Назовите три неодушевленных имени существительных. Записываем.

-Над этими словами напишите их род.

-Поработаем в парах.

-Я вам сейчас выдам карточки, а вам необходимо заполнить пропуски. Выделите окончания у имен существительных.

-На выполнение задания вам дается 3 минуты.

-Давайте проверять. (Спрашивает учеников, что у них получилось, после сравнивают с доской)

-Что интересного вы заметили?

 

 

-Давайте проверим, правы ли мы. На с.55 прочитаем правило вслух.

-Итак, ребята. Как определить, имя существительное одушевленное или неодушевленное?

(вывешивает на доску)

-Какой цели мы достигли?

 

 

-Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас все получилось без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если у вас вообще ничего не получилось и не понятно.

-Поднимите руку те, у кого закрашен квадрат зеленым цветом?

Отвечают.

 

 

 

-Одушевленными.

 

-Неодушевленными.

 

-Люди, животные.

 

-Предметы, растения, транспорт и т.д.

Читают задание вслух.

-Нужно подумать, что объединяет группы и дополнить каждую группу 3 словами.

-продавец, лиса, жаворонок, ребенок, шмель, жираф.

-Все эти слова одушевленные.

-Это человек.

-Животное.

-Животное.

-Человек.

-Животное.

-Животное.

-Одушевленными именами существительными мы можем называть, те имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?

-книга, роза, береза, иней, автобус, камень.

-Все эти слова неодушевленные.

-Предметом.

-Неживой.

-Растением.

-Растением.

-Природным явлением.

-Транспортом.

-Неживым предметом.

-Неодушевленными именами существительными мы можем называть, те имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?

 

 

 

Читает один человек вслух, остальные следят.

-Мы вспомнили, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное.

 

Закрашивают квадрат цветным карандашом.

 

 

 

 

Дети встают около своих парт.

 

 

 

 

 

 

Садятся и встают.

 

 

 

 

-Сегодня 5 апреля.

-Две строки.

 

Записывают дату и классную работу.

Записывают названия столбиков.

 

-Кит, моряк, чайка.

 

-Дым, волна, море.

 

Записывают род.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-У неодушевленных имен существительных совпадают И.п. и В.п., а у одушевленных – В.п. и Р.п.

 

Читают правило вслух.

 

-Нужно поставить слово в И.п., Р.п., В.п. мн.ч. и посмотреть в каких падежах формы слов одинаковые. Если форма В.п. совпадает с формой Р.п., то это одушевленное имя существительное. А если формы И.п. и В.п. – то это неодушевленное.

 

-Мы узнали, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

Закрашивают квадрат.

 

 

 

Поднимают руку.

 

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; уметь работать с учебником и словарем.

Предметные: знают, что такое одушевленное и неодушевленное имя существительное, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

5.       Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

-Давайте обратим внимание на значок «Давай подумаем» на с. 55 внизу страницы. Прочитайте вслух.

Давайте сравним склонение слов кукла, снеговик и автобус.

-Что интересного вы заметили?

 

-А кукла и снеговик это живые предметы?

-Почему неживые предметы являются одушевленными?

-Давайте прочитаем текст вслух, на который нужно обратить внимание.

-Кукла и снеговик являются одушевленными или неодушевленными?

-Ребята, предлагаю вам немного поиграть. На доске будут появляться слова, которые просклоняли, но в некоторых есть ошибки. Вам нужно найти ошибки. Кто первый находит ошибку и правильно исправляет ее, получает жетон.

Читают вслух.

 

 

 

 

-Слова Кукла и снеговик склоняются как одушевленные.

-Нет, это неживые предметы.

Ответы учеников.

 

Читают вслух (один ученик, остальные следят)

-Одушевленными.

 

Играют, получают жетоны.

 

 

 

 

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь работать с учебником и словарем.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Предметные: знают, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное..

6.       Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

-Теперь предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно. Вам нужно просклонять 3 слова и определить одушевленные или неодушевленные они. Обратите внимание на доску.

-Если вам понятно задание – хлопните один раз.

-Давайте проверять. Поменяйтесь карточками. Обратите внимание на доску. Если у вас также, то поставьте плюс, если есть ошибка – минус.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопают.

 

 

Ставят плюс/минус.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе самостоятельной работы.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: знают, как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное.

7.       Рефлексия

 

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Какой цели мы достигли?

-Закрасьте зеленым карандашом квадрат напротив цели, если у вас все получилось без проблем. Желтым, если возникли сложности, а красным, если у вас вообще ничего не получилось и не понятно.

-Как определить одушевленное или неодушевленное существительное?

-Закончите предложения:

·  Урок помог мне…

·  Для меня было сложным…

·  Мне понравилось…

-Теперь переверните лист с целями. Вы видите лестницу. Это лестница успеха. Нарисуйте смайлик на той ступеньке, на которой вы считаете находитесь. Самая верхняя ступенька – это у вас все получилось, нет вопрос. Самая нижняя – у вас ничего не получилось и все непонятно.

-Мы научились определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Закрашивают квадрат.

 

 

-Нужно просклонять это слово.

 

Заканчивают предложения.

 

 

 

Ставят смайлик на лестнице успеха.

Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий.

8.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Дома вам нужно выполнить упражнение 4 на с.56. Что вам нужно будет сделать. Вам нужно найти три одушевленных и три неодушевленных существительных, записать их в начальной форме.

Что значит начальная форма?

 

-Верно. Записываете существительные в начальной форме, определяете род и склонение этих слов. Это записываете над словом. После чего выписываете выделенное предложение и подчеркиваете все члены предложения.

-Поднимите руку, кто не понял домашнее задание. (если нужно объясняет еще раз)

Слушают учителя.

 

 

 

 

-Именительный падеж, единственное число.

 

 

 

 

 

 

Поднимают руку.