Конструкт №2
Тема урока: Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Тип урока: урок закрепления
Цель урока: развитие познавательных УУД (умение работать с информацией, представленной в разных формах – текст, таблица, схема; умение осуществлять анализ и синтез) в процессе выполнения различных заданий.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема); пользоваться знаками, таблицами, схемами, приведёнными в карточках для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ и синтез; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое текст, о признаках текста, знания о типах (повествование, описание, рассуждение) текста.
Задачи:
Воспитательная: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.
Развивающая: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема); пользоваться знаками, таблицами, схемами, приведёнными в карточках для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ и синтез; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательная: актуализировать знания о том, что такое текст, о признаках текста, закрепить знания о типах (повествование, описание, рассуждение) текста.
Принципы обучения и воспитания:
- Принцип гуманизма
- Принцип связи воспитания с жизнью и трудом
- Принцип культуросообразности
- Принцип деятельности
- Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания:
- Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.
- Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.
- Методы стимулирования: поощрение.
- По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.
- Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;
- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
- Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедийная презентация, видеоролик.
Индивидуальное: карточки «минутка чистописания», сигнальные карточки, карточка со схемой «признаки текста», карточка «типы текстов», карточка «верные и неверные утверждения»,
Информационные источники:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.
5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
3. Применение знаний и умений в новой ситуации.
4. Физминутка.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога) |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат (с учетом формируемых УУД) |
||||||||||||
1. Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. |
• формирование готовности к восприятию. • оперативный контроль. |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Андреевна, урок русского языка сегодня проведу у вас я. Я очень рада видеть вас, посмотрите друг на друга, подарите свою улыбку соседу слева, соседу справа пожмите руку. Замечательно! Я вижу, что вы очень добрые и умные ребята! Я желаю вам хорошего настроения и отличной учебы! - А сейчас сначала тихо сядут девочки, а затем также тихо сядут мальчики. - Давайте проверим готовность к уроку. У вас должно быть: тетрадь, пенал, дневник, учебник русского языка. У кого все имеется – покажите знак класс. (Сигнализируют о готовности) - Спасибо. Вижу, я что все готовы к уроку. - А сейчас я предлагаю вам расслабиться, подумать о чем-нибудь хорошем, приятном и посмотреть видеоролик. (смотрят видеоролик) - Ребята, о чем был видеоролик? (о весне) - Ребята, вам понравился видеоролик? Какие эмоции и чувства у вас вызвал просмотр данного видеоролика? Положительные или отрицательные? (радость, умиротворение, восхищение, спокойствие, чувство облегчения, наслаждение) - Я соглашусь с вами. Мне тоже понравился данный видеофрагмент, потому что во время просмотра, я испытала такие эмоции, как восхищение, умиротворение и спокойствие. - Я желаю вам сегодня теплого весеннего настроения. Подарите друг другу солнечную улыбку и тогда наш урок будет удачным. - Так как нам предстоит сегодня на уроке выполнять некоторые задания письменно, предлагаю вам выполнить гимнастику для наших пальчиков, чтобы они меньше уставали. -
Я буду проговаривать слова и выполнять гимнастику для наших пальчиков, и
показывать, а ваша задача повторять за мной (делаем на обе руки) Распускают лепестки – раскрыть пальцы Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук - Ребята, сегодня утром мне передали странное письмо. Оно адресовано нашему классу. «Привет! Я – Незнайка! Меня знает весь белый свет. От меня вам всем – привет! У меня случилась беда, я получил 2 за контрольную работу по русскому языку, потому что забыл некоторые темы. Мне сказали, что вы очень смышлёные и отзывчивые ребята. Не могли бы вы мне помочь справиться с трудностями, чтобы я смог написать следующую работу на 5?» - Ребята, скажите, пожалуйста, согласны ли вы помочь бедному Незнайке исправить двойку? (Да) - Здорово, я знала, что вы очень дружелюбные ребята! |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
||||||||||||
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока. |
• словесные: беседа • наглядные: демонстрация • практические: практическая работа • беседа, повторение • создание ситуации успеха • поощрение и порицание • формирование готовности к восприятию • предъявление педагогических требований • оперативный контроль
Прием «Работа с пословицей» Прием «Восстанови схему» Прием «Соотнеси»
|
- А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку. Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене Он рисует букву ...(е). - Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется строчная буква е. - Ведем от середины рабочей строки вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем малую наклонную с закруглением вправо. - Мы будем писать одну строчку строчной буквы е, соединенной с удлиненной наклонной линией с петлей сверху. (на образце) - Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы е, соединенной с удлиненной наклонной линией с петлей сверху. - Обратите внимание на слайд. Давайте вспомним, как правильно нужно сидеть за партой, чтобы ваши спинки были красивыми и ровными! Следим за посадкой. Пусть ваша спинка подружиться со спинкой стульчика, а ножки поздороваются с полом. Во время письма сидим на стуле, слегка наклонив голову вперед, а ваши руки должны свободно лежать на столе. На руки не следует опираться. – В руках держим ручку правильно, пишем красиво и аккуратно! Стараемся выводить каждую букву! - Обратите свое внимание на прописанную строчку буквы е, соединенной с удлиненной наклонной линией с петлей сверху. Внимательно посмотрите еще раз на образец на слайде и найдете у себя самую красивую, самую аккуратную и правильно написанную букву, подчеркните ее карандашиком. - Для того чтобы понять, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке, я предлагаю вспомнить, какую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке? (Текст) - Верно, предлагаю вспомнить то, что вы проходили на прошлом уроке. - Для этого предлагаю поработать в парах. - Но перед началом работы, давайте напомним друг другу как нужно работать в парах? (дружно, сообща, слушать мнение друг друга) - Вам необходимо помочь Незнайке восстановить схему «Признаки текста». Ниже вам даны слова для справок, которыми вы можете воспользоваться. Но будьте внимательны, не все признаки относятся к тексту. - Также вам необходимо прочитать две записи в таблице и определить, где текст, а где отдельные предложения. Слова для справок: состоит из предложений, есть заголовок, предложения связаны по смыслу, предложения располагаются в определенном порядке, имеет законченную мысль, предложения не связаны по смыслу, не имеет законченной мысли. Сверкнула молния. В сеть попала щука. Шарик лопнул. Дети катаются с горы. Была осень. Ребята сажали яблони. Каждый ученик посадил яблоньку. Будет хороший школьный сад. -Приступайте к работе, если нужна помощь поднимите руку. - Ребята, я вижу вы закончили работу, предлагаю представить ее. - (Имя), назовите, первый признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (состоит из предложений) - (Имя), назовите, второй признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (есть заголовок) - (Имя), назовите, третий признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (предложения связаны по смыслу) - (Имя), назовите, четвертый признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (предложения располагаются в определенном порядке) - (Имя), назовите, пятый признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (имеет законченную мысль) - (Имя), посмотри в таблицу и скажи, где текст? (В правой колонке про яблоньки) - Как вы определили, что это текст? (Называют признаки текста) - Наш текст без заголовка, какой заголовок вы бы придумали? (Ответы детей) - Вы отлично справились с работой. Незнайка вспомнил, что же такое текст и его признаки. Мы можем продолжить. - Для того чтобы узнать тему урока, предлагаю обратить внимание на слайд и попробовать прочитать ее. - Тема урока: «Типы текстов». - Как вы думаете, что же будет целью на уроке? Мы уже знаем, какие бывают типы текста? (Да) Значит мы будем учиться или закреплять знания? (предположения детей) - Цель нашего урока: вспомнить, какие бывают типы текстов. |
Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема); осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез; умение слушать и вступать в диалог. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое текст, о признаках текста. |
||||||||||||
3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Задача: выявить пути решения проблемы. |
• словесные: беседа, работа с учебником • наглядные: демонстрация • практические: практическая работа • беседа, повторение • создание ситуации успеха • поощрение • предъявление педагогических требований • оперативный контроль. • беседа
Прием «Сравни текст» Прием «Работа с таблицей» |
- Ребята, Незнайка приготовил для вас тексты, послушайте. (Обучающиеся слушают тексты, на парте у каждого лежит карточка с текстами) 1) Яблоко – это плод яблони. Оно богато витаминами и полезно для здоровья человека. Одно яблоко в день – и врач не нужен – гласит старинная поговорка. Ешьте яблоки и будьте здоровы! 2) Каких только яблок нет осенью на базарах! От маленьких, не больше грецкого ореха, до крупных, с кулак. Окраска их жёлтая, зелёная, красная, в полоску и крапинку, с яркими бочками и гладкой кожицей. 3) Почему нужно кушать яблоки, а не конфеты? Потому что яблоки не только вкусные, но и полезные. В них содержатся витамины, которые помогают нам расти крепкими и здоровыми. - Сравните эти тексты. Чем похожи и чем отличаются? - О чем эти тексты? (О яблоках) - О чем идет речь в первом тексте? (В первом рассказывается, о пользе яблок) - О чем идет речь во втором тексте? (Во втором – дается описание яблок) - О чем идет речь в третьем тексте? (Автор рассуждает о том, почему нужно кушать яблоки) - Незнайка просит нас помочь ему разобраться, какие виды текстов использовал автор. Поможем ему? - На ваших партах лежат карточки с таблицей. Ваша задача – внимательно отвечать на вопросы и записывать признаки различных типов текста к себе в таблицу. Всем понятно?
- Обратите внимание на слайд. (Появляется слайд с текстом № 1) Синичка согрелась в тепле. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять пёрышки. - Прочитаем текст № 1. О чем в нем говорится? О чем нам сообщает, повествует автор? Какой вопрос-помощник вы можете к нему поставить? (Что произошло?) - Как вы думаете, как можно назвать текст, который сообщает, повествует о чем-либо? (Текст-сообщение) - Сформулируйте, какой текст называется текстом-сообщением? (Текст, в котором сообщается о событии, называется текстом-повествованием) - (Имя), скажи, пожалуйста, что ты записала в первый столбик? Какие признаки про текст-повествование ты выделила? - Молодец. (Появляется слайд с текстом № 2) Что за чудесный вид у синички! Головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые, а грудь ярко-жёлтая, и посередине сверху вниз тянется чёрный галстучек. - Прочитаем текст № 2. О чем в нем говорится? (автор описывает, какие бывают яблоки) - Какой вопрос-помощник мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?) - Если в тексте говорится о признаках предмета, дается его описание, то, как называется такой вид текста? (Текст-описание) - Давайте сформулируем, какой текст называется текстом-описанием? - (Имя), скажи, пожалуйста, что ты записала во второй столбик? Какие признаки про текст-описание ты выделила? - Молодец! (Появляется слайд с текстом № 3) Почему синица-лазоревка получила такое название? Слово лазоревый означает «светло-синий», «голубой», в оперении птицы есть голубой цвет, поэтому её и назвали лазоревкой. - Прочитаем текст № 3. О чем в нем говорится? (Автор рассуждает о том, почему нужно кушать яблоки.) - Какой вопрос мы встретили в тексте? - Если в тексте автор рассуждает и можно задать вопрос: Почему? то, как называется такой вид текста? - Правильно, текст-рассуждение. - Давайте попробуем сформулировать ответ, какой текст называется текстом-рассуждением? - (Имя), скажи, пожалуйста, что ты записала в третий столбик? Какие признаки про текст-рассуждение ты выделила? - Итак, давайте подведем вывод, какие виды текстов мы с вами определили? - Молодцы! Незнайка говорит большое спасибо Вам за то, что вы смогли ему объяснить, какие бывают типы текстов и как их различать. |
Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица); пользоваться таблицами, приведёнными в карточках для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о знания о типах (повествование, описание, рассуждение) текста. |
||||||||||||
4. Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. |
• предъявление педагогических требований; • оперативный контроль. |
- Я вижу, что вы устали. Давайте встанем из-за своих мест тихо, аккуратно, отведите ручки в стороны, чтобы убедиться, что вокруг вам ничего не мешает. Молодцы. - Сейчас я буду читать стихотворение и показывать движения. Ваша задача – смотреть на меня и повторять за мной. Кто знает стихотворение, может тихонечко его проговаривать вместе со мной. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложим назад. - Здорово, молодцы. Отдохнули? Вот мы с вами отдохнули, поднабрались сил для дальнейшей работы. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
||||||||||||
5. Обобщение и систематизация знаний. Задача: закрепить полученные знания. |
• словесные: беседа, • практические: практическая работа • повторение • предъявление педагогических требований • оперативный контроль.
Прием «Верные и неверные утверждения» |
- Итак, для того чтобы помочь Незнайке закрепить знания по данной теме, предлагаю выполнить упражнение «Верные и неверные утверждения». - У вас на столах лежат карточки. На карточках написаны некоторые утверждения о трех типах текста. - Ваша задача – внимательно прочитать утверждение, а затем напротив него поставить знак «+» или «-». Если вы согласны с утверждением, ставите знак «+», если не согласны – знак «-». - Всем понятно? - Предлагаю первое утверждение выполнить в паре, объясняя друг другу. Остальные выполняете самостоятельно.
- Вижу, все ребята закончили, предлагаю обменяться карточками с соседом по парте и выполнить проверку, ответы представлены на слайде. (проверяют) - Верните карточку своему соседу, поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки, у кого 1-2 ошибки. - Ребята, Незнайка видит, что вы были очень внимательными на уроке и выполнили работу хорошо! |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; работать с информацией, представленной в разных формах (таблица); пользоваться знаками, приведёнными в карточках для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, умение слушать и вступать в диалог. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о типах (повествование, описание, рассуждение) текста. |
||||||||||||
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течение урока. |
• словесные: беседа • беседа, повторение • создание ситуации успеха • поощрение • предъявление педагогических требований. |
- Ребята, Незнайка прощается с нами и передает, что он очень благодарен вам за то, что вы ему помогали, а еще он пообещал, что будет более внимательным на уроке и сможет написать контрольную работу по данной теме на 5! А еще Незнайка приготовил вам карточку-памятку, к которой вы сможете обращаться, если у вас возникнут затруднения: - Кто напомнит, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Мы её выполнили? (да) - Что мы для этого сделали? - Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты) - Спасибо за ваши ответы. - Сейчас, я предлагаю завершить наш урок, обратите внимание на слайд, на нем представлены начала предложений, вам нужно выбрать одно и продолжить: Теперь я знаю… Теперь я могу… На уроке у меня получилось… Мне было трудно… Я хочу подробнее разобраться в… - Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок, вы многое. - Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. -Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это. - Всех благодарю за работу. Урок окончен. |
Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.