КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Направление: духовно-нравственное
Курс: Уроки общения для младших школьников
Тема: Азбука перемен
Форма внеурочного занятия: Творческая мастерская
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; проявляют готовность сотрудничать со сверстниками; стремятся к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нём.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение самостоятельно составлять план решения проблемы; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями); познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога).
Предметный: обучающиеся демонстрируют знание приемов бесконфликтного межличностного общения, уверенного поведения; могут распознавать и анализировать свои личностные качества; демонстрируют умение преодолевать трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками и решать их конструктивным путем.
Цель внеурочного занятия: формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь), умение преодолевать трудности, посредством участия в учебно-практической деятельности.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; воспитывать готовность сотрудничать со сверстниками; способствовать формированию стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нём.
Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение самостоятельно составлять план решения проблемы; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями); познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога).
Образовательная: формировать у обучающихся о знание приемов бесконфликтного межличностного общения, уверенного поведения; способствовать формированию умения распознавать и анализировать свои личностные качества; умение преодолевать трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками и решать их конструктивным путем.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального подъёма;
- Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип деятельности;
- Принцип психологической комфортности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;
- Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности;
- Принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- Принцип опоры на ценности воспитательной системы школы;
- Принцип свободного выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
- педагогическое требование
- беседа
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
- создание ситуации успеха
- игровые ситуации
Методы обучения:
1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.
- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.
- Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа, повторение.
- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
- Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах.
Дидактические средства:
Демонстрационные: канцелярия (ватман, кисти, гуашь, акварель, цветные карандаши), мяч.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 37 углубленным изучением отдельных предметов» от 30 августа 2019 года – Текст: непосредственный.
4. Надежда Слободяник. Программа внеурочной деятельности «Уроки общения для младших школьников».
3. Портал педагога | Творческая мастерская как необычная форма урока (portalpedagoga.ru)
4. Психологическое занятие «азбука перемен» - Документ (refdb.ru)
Структура внеурочного занятия:
1.Организационно-мотивационный этап (4 минуты)
2.Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7 минут)
3. Деятельностный этап (20 минут)
4. Этап контроля (4 минут)
5. Этап рефлексии (5 минут)
Итого: 40 минут
Ход внеурочного занятия
Этап, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
1.Организационно- мотивационный этап Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не просто занятие. Сегодня у нас целая мастерская. -А что такое мастерская? Это место, где происходит рождение чего-то нового. -В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). В мастерской художника рождаются (что?) - картины. В мастерской гончара - горшки. А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику нужны (краски), гончару - (глина), а нам? -Нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения, образы… Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше и красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, читать или слушать. Выходит, что творчество – это передача радости от того, что мир с вами рядом прекрасен. Давайте дарить друг другу только радость! |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение). |
2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности Задача: актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-На прошлых занятиях мы с вами много говорили о наших внутренних качествах. -Ребята, кто может напомнить, какие темы мы с вами обсуждали? *Ответы обучающихся* -Ребята, стоит помнить о том, что каждый из нас является обладателем огромных запасов внутренней энергии. Правда, мы иногда не имеем к ним доступа. Но никто не сможет нам помочь измениться к лучшему, если мы сами этого не захотим. Очень важно поверить в себя. Тот, кто решается на перемены в себе, достоин большого уважения, и он - сильный человек. -Предлагаю каждому из вас проанализировать свои знания, чтобы позже мы с вами составили “Азбуку перемен”. -Ребята, как вы понимаете, что такое “Азбука перемен”? Азбука перемен - необычная, в ней слова про общение будем подбирать по алфавиту, а действия будем описывать, основываясь на своих знаниях и своем опыте. -Первым в нашей азбуке нужно поставить слово на букву А, например – АНАЛИЗ (можно другое, предложенное обучающимися). Объясните, что значит «анализировать свои поступки». -Далее идет слово на букву Б, например - БУДУЩЕЕ (Зависит ли наше будущее от умения общаться с людьми?) *Обучающимся предлагается самим придумывать слова к азбуке и объяснять их значение. Если дети затрудняются, то можно им предложить такие: ЗНАНИЯ, ИНТЕРЕС, КОЛЛЕКТИВ, ЛИЧНОСТЬ, МЕЧТА, НАДЕЖДА, ОТКРОВЕНИЯ и т.д.* |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение самостоятельно составлять план решения проблемы; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность). Познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога). |
3. Деятельностный этап Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы получения новых знаний: беседа. |
Игра “Нарисуем жизнь” -Ребята, сегодня мы с вами находимся в мастерской, в которой мы творим себя. Можно творить не только себя, но и нашу жизнь. Предлагаю нам с вами нарисовать нашу жизнь так, как мы с вами её представляем. Рисовать будем все вместе на листе ватмана, и в конце у нас получится коллективный рисунок того, как мы все вместе представляем жизнь. Ребята, наш рисунок жизни может включать в себя символы, картинки, слова - всё, с помощью чего можно передать самое важное в жизни. -Ребята, а что такое жизнь? Жизнь - то, что нас окружает. Это наши родные и близкие люди, наши друзья. -Что главное есть в жизни? *ответы обучающихся* -Какой вы себе представляете идеальную жизнь? *ответы обучающихся* -Ребята, а писатель Марк Твен сказал так: “Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть - вот идеальная жизнь”. -Ребята, у нас с вами есть кисточки и краски, цветные карандаши, есть ватман, чтобы мы с вами смогли нарисовать жизнь. *обучающиеся обсуждают, рисуют на ватмане жизнь, как они её представляют* Игра «Я бросаю тебе мяч» -Ребята, для нашего занятия я подготовила ещё одну игру, которая называется “Я бросаю тебе мяч”. -Предлагаю нам с вами встать в круг, для того чтобы поиграть. Сейчас мы будем перебрасывать друг другу мяч. Но не просто перебрасывать, а необходимо назвать имя того, кому бросаете мяч и произнести слова: «Я бросаю тебе цветок (слона, конфету и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение самостоятельно составлять план решения проблемы; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность). Познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога). |
4. Этап контроля Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-К сожалению, наше занятие подходит к концу, а это значит, что пора подвести итоги нашего занятия. -Что нового мы с вами узнали? -Чему научились? -С кем вы хотите/можете поделиться информацией, которую приобрели сегодня для себя? -Трудно ли было составлять азбуку? Почему? -Ребята, я очень надеюсь, что вы продолжите составлять азбуку перемен, опираясь на свой личный опыт преодоления трудностей. -Трудно ли добиваться перемен в себе? В чем заключаются эти трудности? -От чего зависит успех наших перемен? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Познавательные УУД (умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога). |
5. Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Завершить наше занятие предлагаю, подобрав на первую букву своего имени то слово, которое ассоциируется с вашим внутренним миром, с тем, как вы себя ощущаете. *каждый обучающийся называет своё имя и слово на первую букву своего имени* - Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы и т.д. - Спасибо за занятие. Занятие окончено. До новых встреч! |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.