Конструкт внеурочного занятия
по преддипломной практике по ПМ.02 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Аввакумовой Татьяны Александровны
Дата: 16.05.2022
ФИО учителя: Фотеева Елена Николаевна
Название курса: «Математика и конструирование»
Тема занятия: Изготовление по чертежам аппликаций. «Бульдозер».
Форма: мастерская.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, ценностное отношение к учебе и труду, испытывают потребность в самореализации в творческой деятельности, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Бульдозер».
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать в группе; планировать и контролировать деятельность; конструировать из бумаги; осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: Обучающиеся демонстрируют знания об истории происхождения бульдозера, правилах работы с ножницами, технологию выполнения аппликации «Бульдозер», умеют выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, умеют аккуратно выполнять аппликацию «Бульдозер» с заданными пропорциями, знают геометрические фигуры.
Цель: формировать проектные умения при выполнении аппликации «Бульдозер»
Задачи:
Воспитательные: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду, испытывают потребность в самореализации в творческой деятельности, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Бульдозер».
Развивающие: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать в группе; планировать и контролировать деятельность; осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности; установление причинно-следственных связей; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательные: Формировать представления детей об истории происхождения бульдозера, правилах работы с ножницами, технологию изготовления аппликации «Бульдозер», выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, аккуратно выполнять аппликацию «Бульдозер» с заданными пропорциями, знать геометрические фигуры.
Принципы воспитания и обучения: принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью, принцип креативности, принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип деятельности; принцип научности; принцип психологической комфортности.
Методы воспитания и обучения:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах.
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства:
· Индивидуальные: белый картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка, карточки оценивания, чертёж деталей бульдозера, карточки бульдозеров для рефлексии.
· Демонстрационные: презентация «Аппликация паровоз», аншлаги с темой, задачами и планом роботы, аппликация дом.
Список использованных источников:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).
3. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
4. Программа внеурочной деятельности курса «Математика и конструирование».
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы
|
Этапы проектной деятельности, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
||||||||||
Организационно-мотивационный этап. Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Мотивационный. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: словесные (беседа), формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием, Методы воспитания: поощрение. |
- Давайте посмотрим друг на друга и подарим улыбку, чтобы настроение у нас было замечательным и солнечным. - Тихонько сядут девочки. И ещё тише мальчики. - Обратите внимание на свою посадку. Спинка прямая, ножки стоят ровно на полу, ручки домиком на парте.
|
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
||||||||||
Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности. Задачи: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия. Показать социальную значимость поднятой темы, обозначить план действий по достижению поставленной цели. |
Этап планирования – подготовительный. Задачи: определить тему и сформулировать задачи проекта. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Для определения темы нашего занятия предлагаю разгадать загадку, слушайте внимательно.
Я от вас того не скрою, Что я носом землю рою. Я не даром на носу Тяжеленный нож несу. Этот нож, он весь из стали, Только наземь опущу — Землю режу я пластами, Землю грудами тащу! Не напрасно землю рою! Это я дорогу строю. И на стройке, и в колхозе. А зовут меня … . (Бульдозер)
- Как вы понимаете, что такое бульдозер? Бульдозер - это самоходная машина, представляющая собой обычно гусеничный или колёсный трактор, оснащенный расположенным вне ходовой части машины специальным навесным рабочим органом «отвалом-щитом». (показываю) - Предназначен для проведения различных видов работ, выполняемых в дорожном, промышленном строительстве.
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изготавливать? (бульдозер) - Исходя из нашей беседы подумайте, какая будет тема нашего занятия? - Тема занятия звучит так: Изготовление аппликации «Бульдозер».
- Для того, чтобы составить задачи нашего занятия, вам нужно расставить их в правильном порядке.
__ Оценить свою работу. __ Выполнить аппликацию «Бульдозер». __ Узнать историю происхождения бульдозера.
- Кто может расставить задачи занятия в правильном порядке?
1. Узнать историю происхождения бульдозера. 2. Выполнить аппликацию «Бульдозер» 3. Оценить свою работу. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать деятельность; умение выполнять мыслительные операции: анализ с опорой на вопросы педагога; устанавливать причинно-следственные связи; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||
Деятельностный этап. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Информационно-операционный. Задачи: осмыслить материал занятия, выполнить проект. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль, временная работа в групах. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Для решения первой задачи предлагаю поработать в группах. У каждой группы лежит лист с информацией, а также в нём указан вопрос, на который вам необходимо найти ответ в тексте зафиксировать его под текстом. - (Имя), прочитай эти вопросы.
Вопросы: 1. Для чего предназначен бульдозер? 2. В каком году появился первый бульдозер? 3. Почему машины получили прозвище «бульдозер»? 4. Какие основные признаки бульдозера?
- Давайте вспомним правила работы в группе. Какие вы знаете? - В группе работать должны все. Работаем тихо, не мешая другим. Помогаем друг другу. Учитываем мнение друг друга. - Можете приступать к работе.
Текст: Бульдозеры предназначены для работ по копанию и перемещению грунтов различных свойств и характеристик. Наибольшее распространение получили гусеничные бульдозеры, которые обладают высокими тяговыми усилиями и очень высокой проходимостью. Первый бульдозер, то есть мощная машина, оснащенная отвалом для перемещения грунта, появилась в США в 1929 году. Первые бульдозеры были выполнены на базе тракторов путём монтажа спереди металлического «отвала», машины были большими и шумными, поэтому получили прозвище «бульдозер». Основными признаками бульдозера являются мощная тяга трактора с установленным специальным оборудованием «отвалом-щитом».
- Вижу, что все закончили. - Итак, первая, вторая группа для чего предназначен бульдозер? (для работ по копанию и перемещению грунтов) - Верно, бульдозеры предназначены для работ по копанию и перемещению грунтов различных свойств и характеристик.
- Третья группа, в каком году появился первый бульдозер? (1929) - Верно, первый бульдозер появился в 1929 году в США.
- Четвёртая группа, почему машины получили прозвище «бульдозер»? (так как машины были большими и шумными) - Первые бульдозеры были выполнены на базе тракторов, но машины были большими и шумными, поэтому получили прозвище «бульдозер».
- Пятая, шестая группа, какие основные признаки бульдозера? (мощная тяга и «отвал-щит») - Верно, основными признаками бульдозера являются мощная тяга трактора с установленным специальным оборудованием «отвалом-щитом».
- Итак, давайте обратимся к первой задаче, мы её решили? (да) - Значит, мы можем перейти к решению второй задачи, (Имя), прочитай её.
- Дома я уже выполнила аппликацию «Бульдозер», давайте её рассмотрим.
- На чём расположена аппликация? (на картоне) - Что изображено на картоне? (бульдозер) - Что есть у бульдозера? (колёса, отвал, кабина машиниста, труба) - Обратите внимание, где расположен отвал (показываю) - Сколько у бульдозера колёс? (2) - У бульдозера на аппликации 2 колеса, один большой, другой маленький.
- А что ещё изображено, что мы ещё не назвали? (трава, солнце) - Верно, это фон. Наличие фона обязательно, не может же ваш бульдозер быть в пустом пространстве. - При помощи чего все детали соединены между собой? (клея)
- Какие геометрические фигуры присутствуют в аппликации? (прямоугольник, квадрат, круг)
- При изготовлении аппликации паровоза необходимо соблюдать пропорции, обратите внимание у вас лежат карточки. Здесь представлен чертёж бульдозера.
- Все части бульдозера имеют определённый размер, они подписаны цифрами, каждое значение указано миллиметрах. Например, прямоугольник сторонами 60 и 30 мм – это значит, что длина 6 см, а высота 3 см. - Создавать аппликацию мы будем по плану, обратите внимание на доску. План: 1. Перенеси чертёж на цветную бумагу. 2. Вырежи детали. 3. Выложи аппликацию на картон. 4. Приклей аппликацию на картон. 5. Оформи фон.
- (Имя), прочитай первый пункт плана (перенеси чертёж на цветную бумагу) - Давайте рассмотрим чертёж, какие геометрические фигуры присутствуют в чертеже? (прямоугольники, квадрат, треугольники, круги) - Сколько прямоугольников на чертеже? (5) - Верно, 3 больших со сторонами 6 и 3 см, и два маленьких со сторонами 2 и 1 см. (показываю на чертеже)
- Сколько кругов на чертеже? (2) - Верно, один большой со сторонами 6 см и один маленький сторонам 3 см.
- Сколько квадратов? (1) - Верно, какие у него размеры? (2см) - Верно, стороны квадрата равны 2 см.
- Сколько треугольников? (4) - Верно, треугольников 4, обратите внимание, где расположены треугольники на чертеже (показываю)
- Что мы будем делать далее, после того как перенесём чертёж на цветную бумагу? (вырезать) - Верно, далее мы будем вырезать эти детали. - Что в третьем пункте плана? (выложи аппликацию на картон) - Верно, все детали необходимо выложить на картон, чтобы получился бульдозер.
- Далее необходимо будет приклеить все эти детали на картон. - Все эти размеры соблюдены в моей аппликации, и вы должны будете соблюдать в своей аппликации данные пропорции.
- После того, как мы закончили аппликацию паровоза, нам необходимо сделать фон.
- Итак, что нам понадобится для аппликации? (картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка)
- При создании аппликации мы будем пользоваться ножницами, поэтому давайте вспомним технику безопасности. Как нужно работать с ножницами? - (Имя), прочитай технику безопасности со слайда.
- У кого всё необходимое для создания аппликации есть – можете приступать к работе. - Не забывайте, что в конце выполнения аппликации вы оцените свою работу по критериям. - Ваша работа должна быть аккуратной, все детали должны соответствовать размерам.
- Итак, выберите цвет бумаги для вашего бульдозера. Обратите внимание, для удобства у вас на парте лежит чертёж бульдозера. Возьмите линейку, простой карандаш и перенесите чертёж на цветную бумагу. (помогаю)
- Кто перенёс чертёж на цветную бумагу, можете приступать к вырезанию деталей.
- Теперь выложите все детали на картон, чтобы получился бульдозер, как у меня на аппликации.
- Кто выложил все детали на картон, можете приступать к приклеиванию деталей на картон.
- Не забываем оформить фон, для этого вырежете из голубой бумаги облака и из зелёной траву. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, ценностное отношение к учебе и труду, испытывают потребность в самореализации в творческой деятельности, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Бульдозер». Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать в группе; контролировать деятельность; конструировать из бумаги; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: Обучающиеся демонстрируют знания об истории происхождения бульдозера, правилах работы с ножницами, технологию выполнения аппликации «Бульдозер», умеют выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, умеют аккуратно выполнять аппликацию «Бульдозер» с заданными пропорциями, знают геометрические фигуры. |
||||||||||
Этап контроля. Задачи: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Рефлексивно-оценочный Задачи: представить проект, оценить результат работы. |
Методы обучения: словесные (беседа), создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Вижу все закончили и справились с работой. - (Имя), прочитай вторую задачу (выполнить аппликацию «Бульдозер») - Мы её выполнили?
- (Имя), прочитай третью задачу (оценить свою работу) -Для решения третьей задачи предлагаю оценить свою аппликацию по критериям, которые лежат у вас на парте. Не забудьте подписать карточки.
- Первый критерий, по которому вы будете оценивать свои работы, это соответствие теме. - Как вы думаете, что это обозначает? (ответы обучающихся). - Верно, это значит то, что вы в соответствии с темой изготовили аппликацию бульдозер. Если работа соответствует этому критерию ставите +, если не соответствует, то ставите -. - Второй критерий, по которому вы будете оценивать работу, это аккуратное выполнение работы. Это значит, что аппликация дом должна быть вырезана, приклеена аккуратно и ровно. Так же ставите + или -. - Третий критерий, это «Самостоятельность». Как вы думаете, что это обозначает? (ответы обучающихся). Верно, это значит то, что вам в изготовлении аппликации ни кто не помогал. - Четвёртый критерий – соблюдение пропорций. Если работа соответствует этому критерию ставите +, если нет -. - Пятый критерий – фон. То есть в аппликации присутствует фон, например, трава, солнце, небо. Ставите + или -.
- Кто оценил свою работу – руку на локоток.
- Кто хочет представить свою аппликацию и рассказать, как вы её оценили? - (Имя), расскажи о своей аппликации по критериям.
- Передайте на первые парты карточки с критериями. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, ценностное отношение к учебе и труду. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ с опорой на вопросы педагога; устанавливать причинно-следственные связи; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||
Этап рефлексии. Задачи инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Методы обучения: словесные (беседа), создание ситуации успеха, поощрение, Методы воспитания: поощрение. |
- Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте теперь вспомним, какая у нас была тема занятия? (изготовление аппликации «Бульдозер») - Как звучала 1 задача? (узнать историю происхождения бульдозера) - Что вы запомнили из истории происхождения бульдозера? - Как звучала наша вторая задача? (выполнить аппликацию «Бульдозер») - Получилось выполнить аппликацию? - Как звучала наша третья задача? (оценить свою работу) - как мы оценивали свои работы? (по критериям) Спасибо!
- Теперь предлагаю оценить своё настроение на занятии. Если занятие вам понравилось, и вы не испытывали трудностей, то выберите первый бульдозер. (показываю на слайде) - Если занятие вам не понравилось, и вы испытывали трудности, тогда выберите второй бульдозер.
- Я хочу похвалить … за аккуратность при выполнении работы. …, ты отлично справился с фоном. - Мне было очень приятно работать с вами, большое спасибо за занятие. Занятие окончено, вы можете убрать свои рабочие места. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, ценностное отношение к учебе и труду. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение выполнять мыслительные операции: анализ с опорой на вопросы педагога; устанавливать причинно-следственные связи; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.