Конструкт внеурочного занятия
по преддипломной практике по ПМ.02 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Аввакумовой Татьяны Александровны
Дата: 17.05.2022
ФИО учителя: Фотеева Елена Николаевна
Название курса: «Математика и конструирование»
Тема занятия: Изготовление по чертежам аппликаций «Паровоз».
Форма: мастерская.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, ценностное отношение к учебе и труду, испытывают потребность в самореализации в творческой деятельности, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Паровоз».
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать в группе; планировать и контролировать деятельность; конструировать из бумаги; осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: Обучающиеся демонстрируют знания об истории происхождения паровоза, правилах работы с ножницами, технологию выполнения аппликации «Паровоз», умеют выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, умеют аккуратно выполнять аппликацию «Паровоз» с заданными пропорциями, знают геометрические фигуры.
Цель: формировать проектные умения при выполнении аппликации «Паровоз»
Задачи:
Воспитательные: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду, испытывают потребность в самореализации в творческой деятельности, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Паровоз».
Развивающие: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать в группе; планировать и контролировать деятельность; осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности; установление причинно-следственных связей; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательные: Формировать представления детей об истории происхождения паровоза, правилах работы с ножницами, технологию изготовления аппликации «Паровоз», выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, аккуратно выполнять аппликацию «Паровоз» с заданными пропорциями, знать геометрические фигуры.
Принципы воспитания и обучения: принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью, принцип креативности, принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип деятельности; принцип научности; принцип психологической комфортности.
Методы воспитания и обучения:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах.
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства:
· Индивидуальные: белый картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка, карточки оценивания, карточки паровозов для рефлексии.
· Демонстрационные: презентация «Аппликация паровоз», аншлаги с темой, задачами и планом роботы, аппликация дом.
Список использованных источников:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).
3. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
4. Программа внеурочной деятельности курса «Математика и конструирование».
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы
|
Этапы проектной деятельности, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
||||||||||
Организационно-мотивационный этап. Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Мотивационный. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: словесные (беседа), формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием, Методы воспитания: поощрение. |
- Я очень рада видеть вас. - Давайте проверим вашу готовность к занятию. На вашей парте должен лежать белый картон, цветная бумага, ножницы, клей, линейка, простой карандаш. У кого всё из перечисленного есть, могут тихонько присаживаться на свои места.
- Обратите внимание на свою посадку. Спинка прямая, ножки стоят ровно на полу, ручки домиком на парте.
- Ребята, для того чтобы наш урок прошел как можно интересно и весело, давайте пожелаем друг другу добрые слова!
- Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы вы были занятии очень внимательными, старательными и активными. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
||||||||||
Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности. Задачи: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия. Показать социальную значимость поднятой темы, обозначить план действий по достижению поставленной цели. |
Этап планирования – подготовительный. Задачи: определить тему и сформулировать задачи проекта. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Ребята, для определения темя занятия предлагаю разгадать шифр. У вас на парте лежит карточка с примерами, а ниже представлена таблица. Итак, ваша задача решить примеры и составить слово, каждый ответ примера обозначает букву.
- Какое слово получилось? (паровоз) - Верно, это паровоз. - Как вы понимаете, что такое паровоз? - Паровоз — машина с паросиловой установкой, то есть использующий в качестве двигателя паровую машину. - Как вы думаете, что мы будем сегодня изготавливать? (паровоз) - Исходя из нашей беседы подумайте, какая будет тема нашего занятия? - Тема занятия звучит так: Изготовление аппликации «Паровоз».
- Для того, чтобы сформулировать задачи нашего занятия, вам нужно соединить начало предложения и конец. Слева на слайде представлено начало задачи, а справа – конец. Соотнесите начало и конец, прочитайте задачу.
- Кто может сформулировать первую задачу? Вторую? Третью? 1. Узнать историю происхождения паровоза. 2. Выполнить аппликацию «Паровоз» 3. Оценить свою работу. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать деятельность; умение выполнять мыслительные операции: анализ с опорой на вопросы педагога; устанавливать причинно-следственные связи; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||
Деятельностный этап. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Информационно-операционный. Задачи: осмыслить материал занятия, выполнить проект. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль, временная работа в групах. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Для решения первой задачи предлагаю поработать в группах. У каждой группы лежит лист с информацией, а также у каждой группы записан свой вопрос, на который вам необходимо найти ответ в тексте. - Давайте вспомним правила работы в группе. Какие вы знаете? - В группе работать должны все. Работаем тихо, не мешая другим. Помогаем друг другу. Учитываем мнение друг друга. - Можете приступать к работе.
Вопросы: 1. Каким видом транспорта является паровоз? 2. Где появились первые паровозы? 3. В каком году был создан первый в мире паровоз? 4. В виде чего был первый паровоз? 5. Кем был построен первый в России паровоз?
Текст: Паровоз является наземным транспортом. Этот вид транспорта возникает из-за потребности человека путешествовать на большие расстояния с большей скоростью. Первые паровозы появились в Англии. Самый первый в мире паровоз был создан английским горным инженером Ричардом Тревитиком в 1804 году. Вначале паровоз был в виде тележки, который передвигался благодаря мощному паровому двигателю. Но эта тележка быстро сломалась, потому что когда она ездила по дорогам, то сильно тряслась. Проект признают неудачным. Первый в истории России паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми.
- Вижу, что все закончили. - Первая группа, как вы ответили на первый вопрос: каким видом транспорта является паровоз (наземным транспортом) - Верно, наземный транспорт это все, что происходит на поверхности земли. Этот вид транспорта возникает из-за потребности человека путешествовать на большие расстояния с большей скоростью. - Вторая группа, где появились первые паровозы? (в Англии) - Верно, первые паровозы появились в Англии. Обратите внимание на слайд. - Третья группа, в каком году был создан первый паровоз? (1804г.) - Верно, первый паровоз был создан в Англии в 1804 году Ричардом Тревитиком.
- Четвёртая и пятая группа, в виде чего был первый паровоз? (в виде тележки) - Верно, но эта тележка быстро сломалась, так как когда она ездила по дорогам, то сильно тряслась. Его предполагали использовать на заводской чугунной дороге. Но, к сожалению, чугунные рельсы не выдерживают вес тяжёлого паровоза. Проект признают неудачным.
- Шестая группа, кем был построен первый в России паровоз? (отцом и сыном Черепановыми) - Первый паровоз Черепановых был построен в 1834 году. Это был первый паровоз в истории Российской техники. Первый паровоз Черепановых перемещался по чугунной дороге длиной примерно 900 метров. Он мог перевозить грузы массой 3,5 тонны со скоростью 15 км/ч. За строительство паровоза, Мирон Черепанов был награждён вольной грамотой.
- Итак, давайте обратимся к первой задаче, мы её решили? (да) - Значит, мы можем перейти к решению второй задачи, (Имя), прочитай её.
- Дома я уже выполнила аппликацию «Паровоз», давайте её рассмотрим.
- На чём расположена аппликация? (на картоне) - Что изображено на картоне? (паровоз) - Что есть у паровоза? (вагоны, труба, колёса) - Обратите внимание, где расположена труба (показываю) - Сколько у паровоза колёс? (5) - Сколько вагонов? (3)
- А что ещё изображено, чего мы ещё не назвали? (трава, солнце) - Верно, это фон. Наличие фона обязательно, не может же ваш паровоз быть в пустом пространстве. - При помощи чего все детали соединены между собой? (клея)
- Какие геометрические фигуры присутствуют в аппликации? (прямоугольник, квадрат, круг)
- При изготовлении аппликации паровоза необходимо соблюдать пропорции и выполнять аппликацию поэтапно, обратите внимание на слайд. - Все части паровоза имеют определённый размер, они подписаны цифрами, каждое значение указано в сантиметрах. - Создавать аппликацию мы будем по плану, обратите внимание на доску. План: 1. Сделай чертёж паровоза на цветной бумаге. 2. Вырежи детали паровоза. 3. Выложи аппликацию на картон. 4. Приклей аппликацию на картон. 5. Оформи фон.
- (Имя), прочитай первый пункт плана (сделай чертёж паровоза на цветной бумаге) - Давайте рассмотрим маленький вагон. Какой он геометрической фигуры? (прямоугольник) - Какая у него длина? (4 см) - Какая высота? (2 см) - Верно.
- Давайте рассмотрим средний вагон поезда. Какой он геометрической фигуры? (прямоугольник) - Верно, какие у него размеры? Какая длина вагона? (6 см) - Какая высота? (4 см)
- Давайте рассмотрим большой вагон, какой он геометрической фигуры? (квадрат) - Какие у него размеры? (длина и высота 8 см) - Верно.
- Давайте рассмотрим трубу паровоза. - Какие размеры у трубы? (длина 2 см, высота 4 см)
- Сколько колёс у паровоза? (5) - Обратите внимание у поезда 4 маленьких колёса и 1 большой.
- Все эти размеры соблюдены в моей аппликации, и вы должны будете соблюдать в своей аппликации данные пропорции.
- Что мы будем делать далее, после того как перенесём чертёж на цветную бумагу? (вырезать) - Верно, далее мы будем вырезать эти детали. - Что в третьем пункте плана? (выложи аппликацию на картон) - Верно, все детали необходимо выложить на картон, чтобы получился бульдозер.
- Далее необходимо будет приклеить все эти детали на картон. - Все эти размеры соблюдены в моей аппликации, и вы должны будете соблюдать в своей аппликации данные пропорции.
- После того, как мы закончили аппликацию паровоза, нам необходимо сделать фон.
- Итак, что нам понадобится для аппликации? (картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка)
- При создании аппликации мы будем пользоваться ножницами, поэтому давайте вспомним технику безопасности. Как нужно работать с ножницами? - (Имя), прочитай технику безопасности со слайда.
- У кого всё необходимое для создания аппликации есть – можете приступать к работе. - Не забывайте, что в конце выполнения аппликации вы оцените свою работу по критериям. - Ваша работа должна быть аккуратной, все детали должны соответствовать размерам.
- Итак, сначала необходимо перенести чертёж на цветную бумагу. Выберите цвет бумаги для маленького вагона. Возьмите линейку и простой карандаш. Отмерьте прямоугольник сторонам 2 и 4 см. - Чтобы сделать средний вагон, отмерьте на цветной бумаге прямоугольник со сторонами 6 и 4 см. - Теперь отмерьте квадрат сторонами 8 см на цветной бумаге. Это будет большой вагон.
- Чтобы сделать трубу вагона паровоза отмерьте прямоугольник сторонами 2 и 4 см. - Чтобы изготовить колёса паровоза, нужно вырезать 4 маленьких колеса и один побольше.
- Выполняем аппликацию аккуратно, после изготовления аппликации вы оцените свою работу по критериям. Вы уже знакомы с критериями. Напоминаю, ваша аппликация должна быть выполнена аккуратно, с соблюдением всех пропорций, обязательно наличие фона.
- Кто перенёс чертёж на цветную бумагу, можете приступать к вырезанию деталей.
- Теперь выложите все детали на картон, чтобы получился паровоз, как у меня на аппликации.
- Кто выложил все детали на картон, можете приступать к приклеиванию деталей на картон.
- Не забываем оформить фон, для этого вырежете из голубой бумаги облака и из зелёной траву. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, ценностное отношение к учебе и труду, испытывают потребность в самореализации в творческой деятельности, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Паровоз». Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать в группе; контролировать деятельность; конструировать из бумаги; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: Обучающиеся демонстрируют знания об истории происхождения паровоза, правилах работы с ножницами, технологию выполнения аппликации «Паровоз», умеют выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, умеют аккуратно выполнять аппликацию «Паровоз» с заданными пропорциями, знают геометрические фигуры. |
||||||||||
Этап контроля. Задачи: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Рефлексивно-оценочный Задачи: представить проект, оценить результат работы. |
Методы обучения: словесные (беседа), создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Вижу все закончили и справились с работой. - (Имя), прочитай вторую задачу (выполнить аппликацию «Паровоз») - Мы её выполнили?
- (Имя), прочитай третью задачу (оценить свою работу) -Для решения третьей задачи предлагаю оценить свою аппликацию по критериям, которые лежат у вас на парте. Не забудьте подписать карточки.
- Первый критерий, по которому вы будете оценивать свои работы, это соответствие теме. - Как вы думаете, что это обозначает? (ответы обучающихся). - Верно, это значит то, что вы в соответствии с темой изготовили аппликацию паровоз. Если работа соответствует этому критерию ставите +, если не соответствует, то ставите -. - Второй критерий, по которому вы будете оценивать работу, это аккуратное выполнение работы. Это значит, что аппликация дом должна быть вырезана, приклеена аккуратно и ровно. Так же ставите + или -. - Третий критерий, это «Самостоятельность». Как вы думаете, что это обозначает? (ответы обучающихся). Верно, это значит то, что вам в изготовлении аппликации никто не помогал. - Четвёртый критерий – соблюдение пропорций. Если работа соответствует этому критерию ставите +, если нет -. - Пятый критерий – фон. То есть в аппликации присутствует фон, например, трава, солнце, небо. Ставите + или -.
- Кто оценил свою работу – руку на локоток.
- Кто хочет представить свою аппликацию и рассказать, как вы её оценили? - (Имя), расскажи о своей аппликации по критериям.
- Передайте на первые парты карточки с критериями. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, ценностное отношение к учебе и труду. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ с опорой на вопросы педагога; устанавливать причинно-следственные связи; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||
Этап рефлексии. Задачи инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Методы обучения: словесные (беседа), создание ситуации успеха, поощрение, Методы воспитания: поощрение. |
- Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте теперь вспомним, какая у нас была тема занятия? (изготовление аппликации «Паровоз») - Как звучала 1 задача? (узнать историю происхождения паровоза) - Что вы запомнили из истории происхождения паровоза? - Как звучала наша вторая задача? (выполнить аппликацию «Паровоз») - Получилось выполнить аппликацию? - Как звучала наша третья задача? (оценить свою работу) - как мы оценивали свои работы? (по критериям) Спасибо!
- Теперь предлагаю оценить своё настроение на занятии. Если занятие вам понравилось, и вы не испытывали трудностей, то выберите паровоз с двумя вагонами. - Если занятие вам не понравилось, и вы испытывали трудности, тогда выберите паровоз с одним вагоном.
- Я хочу похвалить … за аккуратность при выполнении работы. …, ты отлично справился с фоном. - Мне было очень приятно работать с вами, большое спасибо за занятие. Занятие окончено, вы можете убрать свои рабочие места. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, ценностное отношение к учебе и труду. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение выполнять мыслительные операции: анализ с опорой на вопросы педагога; устанавливать причинно-следственные связи; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.