КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
по ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
обучающихся группы 26
Ковалевой Кристины Сергеевны, Загайнова Станислава Борисовича, Андриянова Анна Дмитриевна
Дата: 16.04.2021 г.
Направление ВД: общеинтеллектуальное
Название курса: развиваем психические процессы
Класс: 1
ФИО учителя:
ФИО руководителя практики: Отметка:______ Подпись:__________
Тема занятия: Квест – помощь Незнайке
Форма: квест-игра
Планируемые результаты:
Ø Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к занятию, положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, проявляют познавательный интерес к решению заданий, потребность в совместной деятельности.
Ø Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулируют познавательную цель совместно с учителем, осуществляют синтез как составление целого из частей посредством работы с карточками, выбор наиболее эффективных способов решения задач при планировании деятельности, осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах); коммуникативные УУД (планируют сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
Ø Предметные: обучающиеся демонстрируют понимание, на что направлено каждое упражнение, осознают важность тренировки памяти.
Цель: формирование познавательных УУД (осуществляют синтез как составление целого из частей посредством работы с карточками, выбор наиболее эффективных способов решения задач) посредством выполнения упражнений на развитие памяти.
Задачи:
Ø Воспитательные: формировать интерес к занятию, положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, познавательный интерес к решению заданий, потребность в совместной деятельности.
Ø Развивающие: способствовать формированию регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция); познавательных УУД (формулировать познавательную цель совместно с учителем, осуществлять синтез как составление целого из частей посредством работы с карточками, выбор наиболее эффективных способов решения задач при планировании деятельности, осуществлять рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах); коммуникативных УУД (планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, умения адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывать свою точку зрения и обосновывать её).
Ø Образовательные: формировать понимание того, на что направлено каждое упражнение, осознание важности тренировки памяти.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы обучения:
· принцип наглядности;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип доступности;
· принцип сознательности и активности;
· принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
· создание положительного эмоционального подъема;
· воспитание через взаимодействие.
Методы воспитания и обучения:
Методы воспитания:
Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуации успеха;
· поощрение;
· использование игр и игровых форм организации обучения.
Методы развития познавательного интереса:
· Формирование готовности к восприятию;
· Стимулирование занимательным содержанием.
Методы формирования ответственности и обязательности:
· Предъявление педагогических требований.
Методы обучения:
Словесные:
· беседа.
Наглядные:
· организация наблюдения;
· иллюстрация;
· демонстрация.
Практические:
· упражнения.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах).
Дидактические средства:
· Индивидуальные: цветные карандаши, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
· Демонстрационные: мультимедийная презентация «Помощь Незнайке», иллюстрации со слогами «По», «мой», «по», «су», «ду».
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. От 31.12.2015)/ Каменск-Уральский: ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», Информационно – методический центр, 2017. – 36 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвящение, 2009. – Текст: непосредственный.
3. Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли: система заданий. М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – Текст: непосредственный.
4. Учебный план ОО.
5. Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «развиваем психические процессы».
6. Рабочая тетрадь О.А. Холодова «Юным умникам и умницам». 1 класс, часть 2 – Текст: непосредственный.
Макет доски:
Презентация |
Шестнадцатое апреля. |
|
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
Организационно-мотивационный этап
Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: словесные: · беседа; наглядные: · демонстрация. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: · создание ситуации успеха; · поощрение. Методы развития познавательного интереса: · Формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: · Предъявление педагогических требований.
|
- Здравствуйте, ребята! Напомним, нас зовут Кристина Сергеевна, Анна Дмитриевна и Станислав Борисович! Сегодня, внеурочное занятие у вас проведём мы. - Прежде чем сесть за свои парты, давайте проверим вашу готовность к занятию. У вас на парте должны лежать пенал, цветные карандаши и рабочая тетрадь. Всё лишнее с парт уберите. - Повернёмся лицом друг к другу и улыбнёмся, подарим замечательное настроение! - Ребята вы большие молодцы! - Для того чтобы настроиться на работу, предлагаю вам поиграть. Нужно быть очень внимательным. Я буду просить вас показать какое-нибудь движение, а вы повторяйте за мной только тогда, когда я скажу «пожалуйста». - …, повтори, что нам нужно сделать? (Предполагаемый ответ: выполнять задание только тогда, когда вы скажете – «пожалуйста») Внимание задание! 1. Топните, пожалуйста; 2. Хлопните в ладоши один раз; 3. Присядьте, пожалуйста; 4. Прыгните; 5. Поднимите руки вверх; 6. Поднимите правую руку, пожалуйста; 7. Опустите руки; 8. Опустите, пожалуйста; 9. Присядьте, пожалуйста; 10. Сядьте за свои парты, пожалуйста. - Ребята, что мы развивали этим упражнение? (Предполагаемый ответ: внимание) - Спасибо, ребята за игру, вы были очень внимательными. - Вижу, что вы готовы к работе! Предлагаю начать! |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к занятию.
Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (коррекция, волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (планируют сотрудничество с учителем и сверстниками).
Предметные: обучающиеся демонстрируют понимание, на что направлено данное упражнение. |
Этап целеполагания и планирование предстоящей деятельности
Задачи: актуализировать субъектный опыт обучающихся, поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, составить план по достижению поставленной цели. |
Методы обучения: словесные: · беседа; наглядные: · иллюстрация; · демонстрация. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: · создание ситуации успеха; · поощрение. Методы развития познавательного интереса: · Стимулирование занимательным содержанием.
|
- Ребята, помните, мы помогли Незнайке отправиться в путешествие? (Предполагаемый ответ: да). - Кто помнит, куда и на чём он летел? (Предполагаемый ответ: на Луну, отправился на ракете). - Верно, ребята! - Вчера вечером Незнайка вернулся домой в Солнечный город. И обнаружил, что Знайки нет дома, предположив, что он как обычно отправился в страну «Почему?», чтобы проводить эксперименты. - Ребята, посмотрите, Незнайка отправил нам голосовое сообщение. (Включается голосовое сообщение, говорит Незнайка, обучающиеся слушают). *Голосовое сообщение* «Здравствуйте, ребята. Со мной опять приключилось несчастье! Знайка попросил меня выполнить поручение, но, к сожалению, я его забыл. Мой брат Знайка не желает повторять мне дважды, потому что считает, что я рассеян и невнимателен. Он хочет передать поручение через вас, но для этого вам необходимо пройти пять испытаний. Надеюсь, вы мне поможете и выполните все задания. А в конце сообщите мне, что нужно сделать». - Ребята, о чём он нас просит? (Предполагаемый ответ: помочь выполнить 5 заданий и назвать поручение от Знайки). - Ребята, а почему Знайка не хочет повторять поручение Незнайке? (Предполагаемый ответ: потому что Незнайка опять всё забыл). - Готовы ли мы помочь Незнайке? (Предполагаемый ответ: да). - Посмотрите, Незнайка отправил на нашу электронную почту письмо, к которому прикрепил пять файлов – это пять испытаний. *Появляется электронное письмо с файлами - испытаниями* *Испытания* Первое испытание! Второе испытание! Третье испытание! Четвёртое испытание! Пятое испытание! - За каждое пройденное испытание Знайка отправит нам часть слова, для того чтобы Незнайка успешно выполнил поручение. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, потребность в совместной деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулируют познавательную цель совместно с учителем); коммуникативные УУД (умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
|
Деятельностный этап
|
Методы обучения: словесные: · беседа; наглядные: · организация наблюдения; · иллюстрация; · демонстрация. практические: · упражнения. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: · создание ситуации успеха; · поощрение; · использование игр и игровых форм организации обучения. Методы развития познавательного интереса: · Стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязательности: · Предъявление педагогических требований.
|
- Ребята, нам предстоит пройти первое испытание. Посмотрите, на доске находятся изображения с посудой. Предлагаю вам их рассмотреть. - …, что мы видим на первом изображении? (Вилку) - Кто хочет сказать, что на втором? (Кастрюля) - На третьем? (Кружка) - …, что изображено на четвёртом? (Чайник) - На пятом? (Сковорода) - Ребята, нам необходимо запомнить последовательность данных изображений. После чего, вы закроете глаза, а я в это время поменяю изображения местами. Когда вы откроете глазки, необходимо будет назвать то, что изменилось. Вам понятно задание? - …, что мы сейчас будем делать? (Предполагаемый ответ: мы запомним последовательность изображений, закроем глаза, после чего должны будем сказать, что изменилось). - Молодец!
- Итак, начнём. На это у вас есть 1 минута. Будьте внимательны! - …, что изменилось? (Предполагаемый ответ: поменялись местами вилка с кружкой). *Говорим и возвращаем на свои места* - Совершенно верно! Продолжим. Закрываем глаза, не подглядывайте (Замена). - А сейчас, что изменилось? (Предполагаемый ответ: поменялись местами кастрюля и чайник). *Говорим и возвращаем на свои места* - Молодцы! Продолжим. Закрывайте глазки (Замена). - Посмотрите, что изменилось? (Предполагаемый ответ: изменился цвет – чайник стал зелёным, а кастрюля жёлтой). - Кто согласен, хлопнет в ладоши один раз! - Верно! Продолжим. Закрываем глаза (Замена). - А теперь, что? (Предполагаемый ответ: вместо вилки появляется половник). - Кто согласен, поднимите руки вверх! - Молодцы! - Вы очень внимательные! Что мы потренировали этим упражнением? (Предполагаемый ответ: память). - А для чего нужно тренировать память? (Предполагаемый ответ: чтобы много запоминать). - А что будет, если у нас не будет памяти? (Предполагаемый ответ: мы ничего не будем помнить, постоянно будем забывать информацию). - Верно, вы совершенно правы! - Вот мы и помогли Незнайке. За это мы получаем первую часть шифра. И это слог – «мой». (Учитель прикрепляет на доску отдельный лист со слогом). - Ребята, мы очень хорошо справились с первым испытанием. - А теперь приступим к следующему. Итак, второе испытание. - Ребята, вам нужно послушать фразу и вспомнить кто её говорил. -…, что мы сейчас будем делать? (Предполагаемый ответ: послушать фразу и сказать кто её говорил) Фразы: 1. Кот Леопольд 2. Чебурашка и Гена 3. Карлсон 4. Кот Матроскин 5. Вовка из 3/9-го царства 6. Винни-Пух 7. Львенок и Черепаха -Кто говорил эту фразу? -Какой персонаж мог сказать так? - Молодцы, ребята! - За второе испытание Знайка выслал нам вторую часть шифра. И это слог – «По». |
Личностные: проявляют познавательный интерес к решению заданий, потребность в совместной деятельности.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (прогнозирование, контроль, коррекция, оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция); познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач при планировании деятельности,); коммуникативные УУД (умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
Предметные: обучающиеся демонстрируют понимание, на что направлено данное упражнение, осознают важность тренировки памяти.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (прогнозирование, коррекция, волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
|
Физминутка |
Методы формирования ответственности и обязательности: · Предъявление педагогических требований.
|
- Ребята, я вижу вы немного устали. Для того чтобы отдохнуть, давайте все дружно встанем и проведем физминутку. В этом нам поможет Незнайка. - Проверьте, чтобы вы не мешали своему соседу. Мы с Незнайкой потянулись. Раз нагнулись. Два нагнулись. Три в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парты тихо сесть. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция); |
Деятельностный этап (продолжение) |
|
- Пока мы выполняли физминутку – Знайка открыл доступ к третьему заданию. - Он предлагает выполнить задание из рабочей тетради. Откройте страницу 20, найдите упражнение 2. - Кто нашел, поднимите ручку вверх (все). - Молодцы! - …, прочти, пожалуйста, задание для всех. - …, как ты понял, что нужно сделать в этом упражнении? Объясни своими словами. - Верно, молодец! - Я показываю вам карточку, вы в течение 1 минуты запоминаете, затем рисунок переносите в рабочую тетрадь.
- За выполнение третьего испытания Знайка высылает ещё одну часть шифра – слог – «ду». - Какое испытание по счёту мы будем проходить следующим? (Предполагаемый ответ: четвёртое). - Верно! Молодец. - В этом испытаниии Знайка приготовил для нас интересное задание. В рабочей тетради на странице 21, выполнить упражнение 4.
- …, прочти задание! - Итак, ребята. Вы должны рассмотреть эти изображения очень внимательно. Нужно отыскать среди них, настоящую тень львёнка и отметить ее галочкой. На выполнение у вас есть 1 минута. Кто будет готов – поставьте ручку на локоток. (На слайде выводиться изображение правильного ответа) - Проверим, под какой буквой у вас получился правильный ответ? (В) - Все ли у вас получилось? (если есть те, кто не нашел, вызываем к доске и спрашиваем, какой вариант подобрали, начинаем сравнивать). - Знайка отправил нам 4 часть шифра. И это слог – «по» - Осталось пройти последнее испытание, кто напомнит, какое по счёту? (Предполагаемый ответ: пятое). - Ребята, сейчас я буду говорить слова, а вам нужно их запомнить, а затем разделить на две группы. -Миша, что ты сейчас будешь делать? (Предполагаемый ответ: нам нужно запомнить слова, которые вы будете говорить, и разделить на две группы) -…, что ты сейчас будешь делать? Слова: · Автобус, малина, вертолёт, клубника, смородина. На какие группы мы можем разделить слова? (транспорт, ягоды) · Помидор, учитель, тыква, кабачок, врач. На какие группы мы можем поделить слова? (профессии, овощи) · Куртка, холодильник, платье, штаны, пылесос. На какие группы мы можем разделить данные слова? (одежда, техника) - Знайка очень доволен тем, как быстро мы прошли все испытания и выполнили правильно все задания. За это Знайка отправил нам последнюю часть шифра. И это слог – «ду». |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция); познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач при планировании деятельности, коммуникативные УУД (умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме).
Предметные: обучающиеся демонстрируют понимание, на что направлено упражнение, осознают важность тренировки памяти.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция); познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач при планировании деятельности, осуществляют рефлексию деятельности в конце этапа); коммуникативные УУД (планируют сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
Предметные: обучающиеся демонстрируют понимание, на что направлено упражнение, осознают важность тренировки памяти. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция); познавательные УУД (осуществляют синтез как составление целого из частей посредством работы с карточкой); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и обосновывают её). |
Этап контроля
Задачи: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Методы обучения: словесные: · беседа; наглядные: · иллюстрация. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: · создание ситуации успеха; · поощрение.
|
- Вот мы и прошли пять испытаний. Что нам осталось сделать? (Предполагаемый ответ: составить поручение Незнайке). - Ребята, какое поручение Знайка загадал? (Предполагаемый ответ: помой посуду) -Кто желает выйти к доске и прикрепить первый слог? -Маша, прекрепи, пожалуйста, второй слог -Какое слово у нас получилось, все вместе. (помой) -Кто выйдет доске и поставит первый слог второго слова? -…, прекрепи второй слог, пожалуйста. -…., прекрепи последний слог, пожалуйста. ПО – МОЙ ПО – СУ – ДУ - Кто желает сказать, что у нас получилось? - …, скажи, пожалуйста. - Молодец! - Справились ли мы со своей задачей – помогли Незнайке? (да) - А как мы ему помогли? (Ответы детей) - Абсолютно верно. - Ребята, какой совет вы могли бы дать Незнайке? (Предполагаемый ответ: тренировать память) |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (прогнозирование, оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция); познавательные УУД (осуществляют синтез как составление целого из частей посредством работы с карточками); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и обосновывают её). |
Этап рефлексии
Задачи: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Методы обучения: словесные: · беседа; наглядные: · иллюстрация.
|
- К сожалению, наше занятие подходит к концу, предлагаю подвести итог. - Поднимите картинку солнышка вверх, если вам было интересно и легко выполнять задания. - Поднимите изображение солнышка, которое вот-вот закроет тучка, если вам было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения. - И поднимите тучку с капельками, если вам было грустно, и вы не смогли выполнить задания. - Ребята, а как вы думаете для чего нужно выполнять упражнения на развитие памяти? (Различные варианты)
- Сегодня нам очень понравилось с вами работать, вы хорошо выполняли упражнения, соблюдая инструкции. Спасибо большое вам за занятие, до свидания! |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценка результатов деятельности); познавательные УУД (осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.