Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку
по производственной практике ПМ 01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Нохриной Елизаветы Андреевны
Дата: 06.05.2022
ОУ: МАОУ СОШ №21
Класс: 1 «Г»
ФИО учителя класса: Дудочкина Елена Геннадьевна Оценка______ Подпись_________
Тема: «Правописание буквосочетаний Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу».
Планируемый результат:
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других, владеют навыками коммуникации (с учителем).
Метапредметный: обучающиеся осознают цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения, понимают смысл предъявляемых учебных задач, осуществляют волевую саморегуляцию; умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно используют речевые средства в процессе деятельности.
Результат коррекционной работы: умеют слышать и различать звуки
Предметный: научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу
Цель: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у
Задачи:
Коррекционно – воспитательная: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, способность понимать и сопереживать чувствам других, формировать навыками коммуникации (с учителем).
Коррекционно - развивающая: формировать умение осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения, понимать смысл предъявляемых учебных задач, осуществлять волевую саморегуляцию; слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно использовать речевые средства в процессе деятельности.
Задачи коррекционной работы: развивать фонетический и фонематический слух
Коррекционно - образовательная: закрепить представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у
Принципы обучения и воспитания: принцип научности; принцип доступности; принцип систематичности и последовательности; принцип наглядности; принцип деятельности; принцип индивидного подхода; принцип связи с жизнью; принцип психологической комфортности; принцип коррекционной направленности
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
Методы воспитания:
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
· Демонстрационное: презентация
· Индивидуальное: карточки с заданиями
· Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
3. Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» (начальное общее образование) Утверждена приказом директора Средней школы № 21 от 30.08.2021. № 140
План занятия:
1.Организационный момент – 3 мин
2. Сообщение темы и цели занятия – 4 мин
3. Разминка – 3 мин
4. Основная часть – 25 мин
5.Рефлексия прошедшего занятия – 2 мин
6.Подведение итогов занятия -3 мин
Оформление учебного кабинета, доски:
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
1.Организационный момент Задача: организовать и мотивировать детей на предстоящую деятельность, воспитывать качества личности: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, навыки коммуникации, развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию, слушать
|
Методы обучения: Метод стимулирования занимательным содержанием Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · создание ситуации успеха |
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
Работаем старательно
Слушаем внимательно Сегодня мы с вами поработаем с очень интересной темой, я желаю вам продуктивной работы. Давайте проверим нашу посадку. |
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, владеют навыками коммуникации (с учителем). Метапредметный: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; умеют слушать
|
2. Сообщение темы и цели занятия Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других, развивать навыками коммуникации (с учителем). Развивать умение осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения, осуществлять волевую саморегуляцию; слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно использовать речевые средства в процессе деятельности. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация). По дидактическим целям: Методы развития психических функций Метод стимулирования занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта:
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
создание ситуации успеха |
Минутка чистописания. «Красиво писать- красоту творить.» -Вот и мы начнем урок с красивого письма. -Давайте расскажем, какие секреты письма нужно помнить. Я тетрадочку открою Уголочком положу Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу! Сяду ровно не согнусь, За работу я возьмусь. -Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа -Помним правила посадки. – Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю: Ж ЧАШЩ ( НА ДОСКЕ) – Почему вы так думаете? (А -гласная, остальные согл шипящие) – Что вы можете сказать об оставшихся буквах? (Ч, Щ – всегда мягкие, Ж, Ш –всегда твёрдые.) – Напишите буквы в тетради. Красивую правильно написанную букву обведите зеленым карандашом. 1.Отгадайте какие слова мы будем писать. Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей. И питается он листьями, Листьями деревьев. (Жираф) ) запишите в тетрадь 2.Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. (Часы) запишите в тетрадь 3.В воде живет, Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука) запишите в тетрадь Проверьте правильно ли вы написали слова. 4.Не поедит без бензина Ни автобус, ни ….. (машина) запишите в тетрадь -Какие сочетания в данных словах? (жи-ши. ча-ща. Чу-щу) -Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока? (повторить сочетания жи-ши. Ча-ща, чу-щу)
- Чему мы будем учиться? (правильно писать слова с сочетаниями) |
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других, владеют навыками коммуникации (с учителем). Метапредметный: обучающиеся осознают цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения, осуществляют волевую саморегуляцию; умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно используют речевые средства в процессе деятельности.
|
3.Разминка Задача: Задача: развивать умения осознавать цель выполняемых действий, понимать смысл предъявляемых учебных задач, слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно использовать речевые средства в процессе деятельности. Развивать умение слышать и различать звуки Отработать умение соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), По дидактическим целям: Методы развития психических функций Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
Видеоролик |
Метапредметный: обучающиеся осознают цель выполняемых действий, сравнивают звуки и буквы по разным классификационным основаниям, понимают смысл предъявляемых учебных задач, умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно используют речевые средства в процессе деятельности. Предметный: обучающиеся умеют соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу |
1. 4. Основное содержание занятия. Задача: научить осознавать цель выполняемых действий, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно использовать речевые средства в процессе деятельности. Научить соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу.
|
Методы обучения и воспитания: Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям: Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение Методы развития психических функций Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
-А сейчас послушайте сказку.
Сказка о том, как поссорились буквы.
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.
Работа по карточке.
Ребята. У вас у каждого на столе карточки. Вам задание: вставить нужные буквы. (Один работает у доски. )
На доске слова :
Груш… , волч…та, еж…, ищ…, рощ… , ч…лки.
Проверим правильно ли вы справились с заданием
– Как вы думаете, чтобы правильно написать и не сделать ошибок, что нужно нам знать?
(правило)
-Какое? (хором дети)
В сочетаниях ЖИ и ШИ Пишем только букву И. В сочетаниях ЧА и ЩА Пишем только букву А. В сочетаниях ЧУ и ЩУ Пишем только букву У. СЛАЙД
А теперь поработаем со словом ежи. Запишите его в тетрадь.
-Сколько слогов в этом слове.
-Поставьте ударение
-Сколько букв в слове? (3)
-Сколько звуков? (4)
-Почему звуков больше, чем букв? (Буква е обозначает 2 звука)
6. Физминутка.
Я буду говорить слова. Если в них есть наши орфограммы, то вы приседаете, если нет - поднимаете руки вверх:
ТУЧИ, СНЕЖИНКА, СВЕЧА, СНЕГИРЬ, ВЕРШИНА, КНИЖКА, ЧУДО, ЛУЖА, ЧАЩА.
7. Закрепление.
а) Составить из слов предложение
под, ёжик, ёлкой, жил. Чаще, галчата, в , пищат.
Записать в тетрадь
Под ёлкой жил ёжик. В чаще пищат галчата.
-Какие знакомые орфограммы встретили.Подчеркните
б) Работа с текстом. Развитие орфографической зоркости. (Работа в парах)
– Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.
– Что вы заметили, читая письмо?
– Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы он больше не допускал ошибок.
– Скажите, почему Незнайка допустил так много ошибок? (потому что он не знает правил)
Зачем на уроке надо быть внимательным? ( чтобы не делать ошибок)
Зачем нужно знать правила правописания? (чтобы правильно писать) |
Метапредметный: обучающиеся осознают цель выполняемых действий, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно используют речевые средства в процессе деятельности. Предметный: обучающиеся умеют соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу |
5.Рефлексия прошедшего занятия Задача: самооценка результатов деятельности. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, Развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию; слушать, адекватно использовать речевые средства в процессе деятельности. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа) Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение. |
Оцените свою работу (Если вы со всеми заданиями справились и у вас всё получилось ставьте зеленый восклицательный знак, если были ошибки-то желтый, если не удалось справиться с затруднениями- красный) |
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, Метапредметный: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; умеют слушать, адекватно используют речевые средства в процессе деятельности.
|
6.Подведение итогов Задача: подвести итог занятия, Развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию; слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно использовать речевые средства в процессе деятельности.
|
Методы обучения и воспитания: Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа) Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение. |
. Подведем итог урока. Закончи предложения:
-Чему учились на уроке?
1. Я узнал, что …
В сочетаниях ЖИ и ШИ Пишем только букву И. В сочетаниях ЧА и ЩА Пишем только букву А. В сочетаниях ЧУ и ЩУ Пишем только букву У.
-Что для каждого из вас было интересным на уроке?
2. Мне было интересно…
Я благодарю вас за занятие (хвалю за…) |
Метапредметный: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя; адекватно используют речевые средства в процессе деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.