КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Направление: духовно-нравственное
Курс: Уроки общения для младших школьников
Тема: Телефонный разговор
Форма внеурочного занятия: практикум
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; проявляют готовность сотрудничать со сверстниками; демонстрируют умение гармонично выстраивать отношения с окружающими.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевую саморегуляцию; умение формулировать тему занятия; способность к целеполаганию; умение составлять план решения проблемы; умение адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне)); познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение задавать вопросы).
Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о правилах ведения разговора по телефону, применяют знания правил во время ведения беседы по телефону.
Цель внеурочного занятия: формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями), умения применять правила во время ведения беседы по телефону.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; воспитывать готовность сотрудничать со сверстниками; способствовать формированию умения гармонично выстраивать отношения с окружающими.
Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД (волевую саморегуляцию; умение формулировать тему занятия; способность к целеполаганию; умение составлять план решения проблемы; умение адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне)); познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение задавать вопросы).
Образовательная: формировать у обучающихся знания о правилах ведения разговора по телефону, умение применять знания правил во время ведения беседы по телефону.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального подъёма;
- Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип деятельности;
- Принцип психологической комфортности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;
- Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности;
- Принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- Принцип опоры на ценности воспитательной системы школы;
- Принцип свободного выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
- педагогическое требование
- беседа
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
- создание ситуации успеха
- игровые ситуации
Методы обучения:
1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.
- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.
- Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа, повторение.
- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
- Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах.
Дидактические средства:
Индивидуальные: карточки для рефлексии
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 37 углубленным изучением отдельных предметов» от 30 августа 2019 года – Текст: непосредственный.
4. Надежда Слободяник. Программа внеурочной деятельности «Уроки общения для младших школьников».
5. https://yandex.ru/efir?stream_id=vVt4bYW39Eks
Структура внеурочного занятия:
1.Организационно-мотивационный этап (4 минуты)
2.Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7 минут)
3. Деятельностный этап (20 минут)
4. Этап контроля (4 минут)
5. Этап рефлексии (5 минут)
Итого: 40 минут
Ход внеурочного занятия
Этап, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
1.Организационно- мотивационный этап Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Здравствуйте, ребята! Начать наше занятие предлагаю с игры, знакомой для всех “Испорченный телефон”. Кто может рассказать правила данной игры. Правила игры: Участники игры стоят/сидят в ряд. Первый участник с краю говорит слово тихо на ухо рядом стоящему, а тот передает следующему. У последнего спрашиваем о том, какое слово дошло до него. -Спасибо! План игры (советы): 1. Соберите группу друзей или семью. Чем больше людей, тем веселее вам будет играть! Пусть все сядут или станут в ряд. 2. Начинайте. Один человек в конце ряда должен прошептать слово или фразу в ухо другого человека, сидящего или стоящего рядом (например, «банан»). 3. Другой человек шепчет услышанное слово следующему стоящему рядом человеку и так далее, до последнего человека в ряду. 4. Последний человек в ряду произнесет слово или фразу вслух. *анализ игры: что получилось, что нет, почему* -Чему учит нас эта игра? Какие качества она в нас формирует? -Спасибо! Мне очень приятно было наблюдать за тем, как вы передавали слова. А ещё вы показали, что вы очень хорошо умеете не только слышать, но и слушать собеседника. -Ребята, как вы думаете для чего нам это умение нужно? -Верно, для ведения разговора. А как (с помощью чего) мы с вами можем вести разговор? Разговаривая при встрече, разговаривая на расстоянии с помощью телефона. Что нам с вами помогает передать информацию, когда мы находимся далеко? Телефон. -Ребята, а как бы мы общались, если бы у нас с вами не было телефонов? *предположения обучающихся* -Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии? *Ответы обучающихся* -Верно, сегодня мы с вами поговорим не только о телефонах, но и о том, как правильно ими пользоваться, вести телефонный разговор. -Кто догадался и может сформулировать тему занятия? *Предположения обучающихся* -Верно, тема нашего занятия «Телефонный разговор». -Ребята, разговор – что такое? Разговор – это форма общения между двумя или более людьми. -Спасибо за ваши ответы. Верно. *обобщение ответов обучающихся* |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач). |
2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности Задача: актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-Скажите, пожалуйста, что такое телефон? Телефон - аппарат для передачи и приёма звука (человеческой речи) на расстоянии. -Ребята, мы с вами живем в современном мире, не для кого не секрет, что у многих из вас есть мобильный телефон. -А для чего телефон нам нужен? *ответы обучающихся* -Верно, телефон нам нужен для того, чтобы мы могли передавать информацию, находясь на расстоянии. -Как мы с вами передаём информацию по телефону на дальние расстояния? Мы можем позвонить и передать важную информацию, или можем написать сообщение другому человеку или нескольким людям. -Ребята, может, кто-нибудь из вас знает о том, как передавали информацию на дальние расстояния раньше, до момента появления телефонов? *ответы обучающихся* -Ребята, а вам интересно узнать об этом? Да. -Какую задачу мы с вами можем поставить сейчас? Что мы должны узнать? Первая задача занятия – узнать о способах передачи информации на дальние расстояния в прошлом. -Как мы с вами можем узнать об этом, где можем найти информацию? Ребята, когда вам необходимо найти какую-нибудь информацию, например, для того, чтобы составить сообщение на определённую тему. Где вы берёте информацию? Какими источниками информации вы пользуетесь? *Ответы обучающихся* -Спасибо, ребята, за ваши ответы. -Вы верно сказали, что мы с вами можем найти информацию, с использованием современных технологий – в сети Интернет, можем прочитать книгу и в ней найти ответ на определённый вопрос, а можем спросить у кого-нибудь из взрослых. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение формулировать тему занятия; способность к целеполаганию; умение составлять план решения проблемы). Познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения). |
3. Деятельностный этап Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы получения новых знаний: беседа. |
-Как вы думаете, чтобы узнать достоверную информацию о том, какие способы передачи информации на дальние расстояния существовали до появления телефонов, чем мы можем с вами воспользоваться? Сетью Интернет. -Верно. Предлагаю нам с вами спросить у Яндекс Алисы о том, какие способы передачи информации существовали раньше. Кто желает задать ей вопрос? *Обучающийся задаёт вопрос* -Посмотрите, несколько секунд и нам Алиса уже предоставила информацию. Предлагаю посмотреть видеоролик и узнать о том, какие способы передачи информации существовали ранее. Смотрите внимательно, чтобы потом ответить на несколько вопросов. *просмотр видеоролика* https://yandex.ru/efir?stream_id=vVt4bYW39Eks -Ребята, скажите, пожалуйста, какие способы передачи информации на расстоянии были до появления телефонов? Голубиная почта, гонцы передавали информацию и др… -Как вы думаете, какой способ из тех, о которых мы с вами узнали был самым тяжёлым, трудным? Удобным? Почему? -Ребята, как вы считаете, с появлением сотовых телефонов жизнь стала проще? Да. -Я знаю, что все вы умеете пользоваться телефоном. Но все ли знают, как правильно вести разговор по телефону? -Скажите, пожалуйста, какую задачу мы можем поставить, для того чтобы узнать о том, как правильно вести телефонный разговор? Вспомнить правила ведения телефонного разговора. -Ребята, на прошлых занятиях мы с вами уже разговаривали о правилах. Кто может напомнить, как называется наука о правилах поведения в обществе? Прошу отвечать полным ответом. Наука о правилах поведения в обществе - Этикет. -Предлагаю в течение 2 минут каждому подумать и вспомнить 1-3 правила, которые необходимо соблюдать при ведении разговора по телефону. -Предлагаю обсудить. Каждый высказывает своё мнение, а другие внимательно слушают. *обсуждение* -С чего правильно начинать разговор? С приветствия. -Что необходимо сказать после того, как поприветствовали собеседника? Узнать, не отвлекает ли этот звонок собеседника от других дел; может ли он сейчас говорить. -Каким должен быть разговор? Краткий и по существу. -На чем или ком необходимо сосредоточить своё внимание? На собеседнике. -Как нужно разговаривать с собеседником по телефону? Чётко и ясно, телефон держать у рта. -Нужно ли прощаться после окончания телефонного разговора? Да, нужно. -Можно ли прекращать разговор по телефону, даже если возникла ссора, не попрощавшись? Нельзя. Оборванные телефонный разговор является досадным и считается плохим тоном. -Запомните, что дети, применяющие правила телефонного этикета, оставляют только положительные впечатления, после телефонного разговора. -Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что необходимо нам с вами выполнить для того чтобы лучше запомнить правила и научиться их применять в практической деятельности? Потренироваться вести телефонный разговор, соблюдая правила. Игра “Позвони другу” (…), скажи, пожалуйста, что мы будем сейчас делать? Тренироваться вести телефонный разговор предлагаю начать с игры “Позвони другу”. У этой игры есть игровое правило сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”. Игроки стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Игроки движутся по кругу со словами: Позвони мне позвони И что хочешь мне скажи. Может быль, а может сказку Можешь слово, можешь два – Только, чтобы без подсказки Понял все твои слова. На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы. вопросы для обсуждения: Игра «Поговорим» -Ребята, у нас с вами есть ещё одна игра, в которую предлагаю сейчас поиграть. -Объединитесь, пожалуйста, в пары. Вытяните карточки с заданиями. У каждой пары есть 2 минуты на обсуждение, кто какую роль выберет. После по очереди будем представлять. Пока одна пара представляет ситуацию, другие внимательно смотрят за ситуацией, после мы обсудим и оценим: правильно ли построена беседа по телефону. Задания: § Вы звоните в скорую помощь (назовите номер) и вызываете врача для заболевшей бабушки. § Звоните другу и спрашиваете домашнее задание. § Звоните на работу кому-то из своих родителей, чтобы попросить разрешения пойти в кино. § Вам звонят и ошибаются номером. § Вам звонят и просят к телефону взрослых, но их нет дома. § Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание, а трубку берет его мама. Ваши слова. § Вы звоните маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? § Позвоните на автовокзал узнать расписание автобуса § Вы хотели позвонить другу, но ошиблись номером. Покажите, как вы выйдешь из этой ситуации. § Вам нужно узнать о режиме работы библиотеки. Ваши слова § Вы забыли отключить телефон на время уроков и Вам позвонили. Ваши действия. § Позвонил приятель, но в этот момент вы не можете разговаривать с ним. Как поступить? *обсуждение проводится после каждого проигрывания* Вопросы для обсуждения: -Ребята, какие ещё правила ведения беседы по телефону мы можем записать в памятку? *предположения обучающихся; запись правил в памятку* *представление памятки* |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; умение адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне)). Познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение задавать вопросы). |
4. Этап контроля Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-Ребята, к сожалению, наше занятие подходит к концу, а это значит, что пора подвести итоги. -Кто может напомнить, какая тема занятия у нас с вами была? -Какие пункты плана мы с вами составили? -Все ли пункты плана мы с вами выполнили? -Было ли наше занятие для вас полезным? -Что было для вас интересным, новым, полезным? -Что вы будете использовать в своей жизни? -Как правильно вести телефонный разговор? -Ребята, как вы думаете, как проще общаться – по телефону или непосредственно при встрече? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение адекватно использовать речевые средства). |
5. Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Предлагаю завершить наше занятие, «позвонив» своим одноклассникам и рассказав о том, как прошло наше занятие, поделиться своими впечатлениями о занятии. *телефонные звонки* -Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы и т.д. -Спасибо за занятие. Занятие окончено. До новых встреч! |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне)). Познавательные УУД (умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.