КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Направление: духовно-нравственное
Курс: Уроки общения для младших школьников
Тема: Умение вести беседу
Форма внеурочного занятия: Практикум
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; проявляют готовность сотрудничать со сверстниками; демонстрируют гармоничные отношения с окружающими, ориентируются в системе моральных норм и ценностей, присваивают их.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, способность к целеполаганию, включая постановку новых целей, анализируют условия и пути достижения цели); познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить рассуждения); коммуникативные УУД (учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументируют её, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осознают важность коммуникативных умений в жизни человек, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение задавать вопросы).
Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о правилах ведения беседы, применяют знания на практике.
Цель внеурочного занятия: формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий, навыков ведения беседы посредством участия в практической деятельности на занятии.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; воспитывать готовность сотрудничать со сверстниками; способствовать формированию гармоничных отношений с окружающими, умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, присваивать их.
Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, способность к целеполаганию, включая постановку новых целей, анализируют условия и пути достижения цели); познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить рассуждения); коммуникативные УУД (учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументируют её, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осознают важность коммуникативных умений в жизни человек, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение задавать вопросы).
Образовательная: способствовать приобретению обучающимися знаний о правилах ведения беседы, применению знаний на практике.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального подъёма;
- Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип деятельности;
- Принцип психологической комфортности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;
- Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности;
- Принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- Принцип опоры на ценности воспитательной системы школы;
- Принцип свободного выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
- педагогическое требование
- беседа
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
- создание ситуации успеха
- игровые ситуации
Методы обучения:
1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.
- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.
- Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа, повторение.
- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
- Методы получения новых знаний: беседа.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 37 углубленным изучением отдельных предметов» от 30 августа 2019 года – Текст: непосредственный.
4. Надежда Слободяник. Программа внеурочной деятельности «Уроки общения для младших школьников».
5. Клуб « Час общения» Тема занятия: « Умение вести беседу» | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
6. Правила ведения беседы для детей (ped-kopilka.ru)
7. Правила ведения беседы - Для детей и подростков (chudo-udo.info)
Структура внеурочного занятия:
1.Организационно-мотивационный этап (4 минуты)
2.Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7 минут)
3. Деятельностный этап (20 минут)
4. Этап контроля (4 минут)
5. Этап рефлексии (5 минут)
Итого: 40 минут
Ход внеурочного занятия
Этап, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
1.Организационно- мотивационный этап Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас такими красивыми, с улыбками на лицах. -Предлагаю начать наше занятие с небольшой игры, которая называется “Разговор на непонятном языке”. Кто желает быть ведущим? Ведущий стоит перед классом, а все остальные сидят на своих местах. Ведущий загадывает слово, а все остальные должны будут отгадать, что это за слово. Только задача ведущего - отвечать на непонятном языке (“та-та-та”, “пра-мо-мо” и т.д.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий мог понять ответ. *учителем показывается пример* -Ребята, понравилась вам игра? -Что было сложно? -Как вы думаете, что было бы, если бы на наши вопросы нам отвечали также? Смогли бы мы понять друг друга? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевую саморегуляцию). Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи). Коммуникативные УУД (умение формулировать собственное мнение и позицию; умение слушать и слышать учителя и сверстников; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение задавать вопросы). |
2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности Задача: актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-Я не спроста предложила начать наше занятие с этого упражнения, оно связано с нашей темой. Кто уже догадался? Тема нашего занятия “Умение вести беседу” -Какой результат должен получить каждый из нас? -Какую цель на наше занятие мы с вами можем поставить? Цель занятия - научиться вести беседу. -Предлагаю составить план занятия. Что мы можем узнать в первую очередь? Вспомнить... Что мы с вами можем узнать/расширить знания о чем? Чему мы должны научиться? Научиться... План: 1. Вспомнить, что такое беседа. 2. Сформулировать правила ведения беседы. 3. Научиться вести беседу. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, способность к целеполаганию, включая постановку новых целей, анализируют условия и пути достижения цели). Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения). |
3. Деятельностный этап Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы получения новых знаний: беседа. |
-Предлагаю приступить к выполнению пунктов нашего плана. -Ребята, что вы понимаете под словом «беседа»? Беседа - это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. Беседа является основной формой речевого общения ребёнка со своими сверстниками и взрослыми... -Предлагаю подтвердить наши мнения о том, что такое беседа, прочитав определение в толковом словаре Ожегова. Беседа - разговор. Обмен мнениями. -Какие правила ведения беседы вы знаете? *ответы обучающихся* -Ребята, а для чего нам нужны правила ведения беседы? *ответы обучающихся* -Правила ведения беседы помогают нам правильно начинать и вести разговор. Правила делают нас воспитанными и культурным, чем раньше. -Для того, чтобы сформулировать (вспомнить) правила ведения беседы, предлагаю нам с вами немного поиграть. Я знаю, что вы очень любите беседовать друг с другом на разные темы, поэтому хочу сейчас вам предоставить такую возможность. Объединитесь, пожалуйста, в группы по 3 человека, и поговорить на тему, которую вы вытяните на карточке. Но будьте внимательны, как только услышите “хлопок”, ваша задача закончить беседу, для того чтобы мы смогли обсудить Темы для беседы: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Моя любимая игра», «Музыкальная группа» и др. -Ребята, предлагаю приступить к обсуждению. У меня есть несколько вопросов. Постарайтесь, пожалуйста, ответить на них честно. · Смогли ли вы услышать друг друга? · Перебивали ли вы друг друга? · Реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.? · Как смотрели собеседники друг на друга? · Интересна ли была беседа партнерам или нет? · Кто из собеседников говорил больше? -Сейчас мы с вами побывали в роли собеседника и ведущего беседу. Предлагаю объединиться в группы по шесть человек, чтобы смогли сформулировать правила ведения беседы, после мы с вами обсудим. *обсуждение* -Предлагаю нам с вами разыграть ситуации, в которых мы с вами научимся применять правила ведения беседы. Но есть условие: когда одна мини-группа выступает, то все остальные внимательно наблюдают и оценивают правильность выполнения, могут предложить другой способ решения ситуации. Игры-ситуации -Ребята, как вы думаете, для каких профессий очень важно уметь правильно вести беседу? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, способность к целеполаганию, включая постановку новых целей, анализируют условия и пути достижения цели). Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументируют её, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осознают важность коммуникативных умений в жизни человек, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения). |
4. Этап контроля Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-Ребята, наше занятие подходит к концу, предлагаю подвести итоги. -Какая тема занятия у нас была? Умение вести беседу -Все ли пункты плана мы с вами выполнили? Да -Кто помнит, какая цель у нас с вами была? Научиться вести беседу -Достигли ли мы её, как думаете? *ответы обучающихся* -Можете ли вы сказать о себе, что умеете вести беседу? *ответы обучающихся* -Нужно ли этому учиться? *ответы обучающихся* -Что для этого нужно? *ответы обучающихся* -Что можно сказать о человеке, понаблюдав, как он ведет беседу? *ответы обучающихся* -Где пригодятся знания, полученные сегодня на занятии? С кем вы можете ими поделиться? *ответы обучающихся* |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевую саморегуляцию). Познавательные УУД (умение строить рассуждения). Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения). |
5. Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Мне хочется узнать, каким для вас было занятие. У каждого из вас есть смайлики, выберите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему положению на занятии. Занятие было полезным, информация пригодится, я хорошо работал(а). Занятие было интересным, я принимал(а) в нём участие, Мне было комфортно. Пользы от занятия я не получил (получил мало), не понимал(а) о чем шла речь. Мне было не интересно. -Скажи, пожалуйста, (…), почему ты выбрала именно этот смайлик. *спросить нескольких ребят* -Спасибо большое, ребята, за вашу активность на занятии. Отдельно хочется поблагодарить (…), (…), (…), за то, что они были внимательными и самыми активными. -До свидания! |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевую саморегуляцию). Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.