КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Направление: духовно-нравственное
Курс: Уроки общения для младших школьников
Тема: Вежливость
Форма внеурочного занятия: Практикум
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; проявляют готовность сотрудничать со сверстниками; используют вежливые формы в общении с людьми; демонстрируют нравственные качества: доброту, отзывчивость и желание быть вежливыми.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция; умение определять и формулировать цель деятельности на занятии; умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять взаимный контроль; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение отличать верно выполненное задание от неверного; умение делать выводы по результатам работы); познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение использовать информацию для решения учебных ситуаций; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в паре; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; умение выстраивать учебное сотрудничество, коллективное обсуждение проблем, предположений; умение договариваться о совместной деятельности с партнёрами, умение находить общее решение; умение осуществлять работу в паре (группе); умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога).
Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое вежливость, применяют навыки речевого общения с окружающими в разных ситуациях, расширяют словарный запас вежливых слов.
Цель внеурочного занятия: формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли), нравственных качеств: доброты, отзывчивости и желания быть вежливыми, посредством участия в практической деятельности на занятии.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; воспитывать готовность сотрудничать со сверстниками; положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.
Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение определять и формулировать цель деятельности на занятии; умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять взаимный контроль; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение отличать верно выполненное задание от неверного; умение делать выводы по результатам работы); познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение использовать информацию для решения учебных ситуаций; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в паре; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; умение выстраивать учебное сотрудничество, коллективное обсуждение проблем, предположений; умение договариваться о совместной деятельности с партнёрами, умение находить общее решение; умение осуществлять работу в паре (группе); умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога).
Образовательная: систематизировать знания обучающихся о том, что такое вежливость, способствовать применению навыков речевого общения с окружающими в разных ситуациях, расширению словарного запаса вежливых слов у обучающихся.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального подъёма;
- Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип деятельности;
- Принцип психологической комфортности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;
- Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности;
- Принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- Принцип опоры на ценности воспитательной системы школы;
- Принцип свободного выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
- педагогическое требование
- беседа
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
- создание ситуации успеха
- игровые ситуации
Методы обучения:
1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.
- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.
- Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа, повторение.
- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
- Методы получения новых знаний: беседа.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 37 углубленным изучением отдельных предметов» от 30 августа 2019 года – Текст: непосредственный.
4. Надежда Слободяник. Программа внеурочной деятельности «Уроки общения для младших школьников».
3. Занятие – практикум. «Путешествие в царство Вежливости и Доброты» - коррекционная школа, уроки (mega-talant.com)
4. https://youtu.be/8l2qb7jwtcY
Структура внеурочного занятия:
1.Организационно-мотивационный этап (4 минуты)
2.Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7 минут)
3. Деятельностный этап (20 минут)
4. Этап контроля (4 минут)
5. Этап рефлексии (5 минут)
Итого: 40 минут
Ход внеурочного занятия
Этап, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
1.Организационно- мотивационный этап Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Здравствуйте, ребята! Предлагаю нам с вами начать занятие с необычного приветствия. Объединитесь, пожалуйста, в пары. *стою в паре с ребёнком, если ему не хватило пары* Я буду говорить текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной. Добрый день, мой милый друг (рукопожатие). Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону). Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа). Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь). Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа) Жить (хлопаем в ладоши), Друзья (соединяем руки ладонями). *первый раз разучить, второй раз проиграть; другой вариант - разучить днём ранее* |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в паре). |
2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности Задача: актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-Ребята, кто может напомнить, какая тема была последнего занятия? чем мы с вами занимались на прошлом занятии? -Ребята, мне очень интересно услышать ваши мысли, идеи. Поделитесь своими мыслями из «Азбуки перемен». -Какое слово можно было бы написать в нашей “Азбуке перемен” на букву «В»? В нашей азбуке можно было бы написать слово «вежливость». -Девочки, скажите, пожалуйста, как вы думаете, многое ли зависит от того, насколько мы вежливы с людьми? Спасибо, девочки, за ваши ответы. Мальчики, а как вы думаете? Спасибо, за ваши ответы! -Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются, общаются с вами? -Как вы думаете, что произойдёт, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? -Как вам кажется, могут ли поступки быть вежливыми? Перечислите разные вежливые поступки, например, уступить место старому человеку, помочь женщине с сумками выйти из автобуса и т. д. -Ребята, а как вы поступите, если кто-то будет невежливо разговаривать с вами или с вашими друзьями? -Кто уже догадался, какая тема нашего занятия? -Совершенно верно! Тема нашего занятия “Вежливость”. -Предлагаю составить нам с вами план работы, чтобы мы смогли достичь результата. Как вы думаете, чтобы нам с вами начать работу по теме, что мы должны знать? Какое значение имеет это слово. Посмотрите на экран, у нас с вами есть вспомогательные слова. Первое “Вспомнить...”, что мы с вами можем вспомнить? Вспомнить, что такое вежливость. Ребята, поднимите руку те, кто согласен. Предлагаю проверить. Верно, первый пункт плана у нас есть. Что следующее мы с вами можем сделать? “Расширить...”. Ребята, что мы с вами можем расширить. Знания чего мы можем расширить? Мы можем расширить знания вежливых слов. Предлагаю проверить. Верно. Ребята, на основе своих знаний о вежливости, о правилах вежливости, что мы с вами можем сделать? 1. Вспомнить, что такое вежливость. 2. Расширить знания вежливых слов. 3. Составить кодекс вежливости. 4. Потренироваться применять знания (т.е. быть вежливыми). |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение определять и формулировать цель деятельности на занятии; умение принимать и сохранять учебную цель и задачи). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя). Познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему). |
3. Деятельностный этап Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы получения новых знаний: беседа. |
-Предлагаю приступить к выполнению пунктов плана. -Что мы должны выполнить первым пунктом плана? -Ребята, кто может предположить, что такое вежливость? -Предлагаю поработать в парах, для того чтобы проверить ваши предположения и вспомнить, что такое вежливость. -У каждой пары есть карточки с определением, но, к сожалению, в нём пропущены слова. Ваша задача вставить пропущенные слова. Ваша задача вместе обсудить, какое слово, где пропущено. Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. -Предлагаю проверить, что получилось у каждого из вас. -Ребята, предлагаю приступить к выполнению второго пункта плана. -Ребята, предлагаю каждому из вас назвать вежливые слова, которые вы знаете, просьба слушать друг друга внимательно и не повторяться. -Для того, чтобы расширить знания вежливых слов, я предлагаю нам с вами выполнить упражнение “Доскажи словечко”. Я буду читать четверостишие, а вы внимательно слушаете и по поднятой руке отвечаете, какое же вежливое слово должно быть. Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!) Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» (Браво!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!) Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, Лиса, не жалуйся, А скажи: «…» (Пожалуйста!) Бегемот и Слон, поверь, Не пролезут вместе в дверь. Тот, кто вежливей, сейчас Скажет: «Только…» (после вас!) Дал Ивану царь За спасенье пять гвоздей, А Иванушка царю Говорит: «…» (Благодарю!) Мама с папою сидят, Торт с конфетами едят. Скажет вежливая дочь: «Разрешите …» (вам помочь!) Бык ромашек накосил И барана пригласил. Тот один съел угощенье, Но сказал: «…» (Прошу прощенья!) Обнаружив на рассвете, Что роса попалась в сети, Паучиха Шудра-Вудра Ей сказала: «…» (С добрым утром!) Дети Даша и Егорка Сыр для пиццы трут на терке. Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте...» (так добры!) Увидали обезьяны, Слон под пальмой ест бананы, И кричат ему они: «Вкусно? Ты хоть намекни!» Вежлив слон, не сомневайтесь, Он им скажет: «…» (Угощайтесь!) Девочка Рита возле дорожки Стол накрывает собаке и кошке. Плошки расставив, скажет им Рита «Ешьте! Приятного вам …» (аппетита!) -Ребята, сейчас мы с вами повторили, какие вежливые слова мы с вами знаем и расширили наши представления. -Употребляете ли вы вежливые слова в своей жизни? -Какие вежливые (волшебные) слова вы говорите своим родным, близким, друзьям, да и просто не знакомым людям? ФИЗМИНУТКА (Игра “Не ошибись, пожалуйста”) -Ребята, предлагаю нам с вами немного отдохнуть, набраться сил на дальнейшую деятельность. Встаньте, пожалуйста. Я буду говорить вам задание, что вам необходимо сделать, например, поднять правую руку, но вы выполнять их будете только тогда, когда я назову “волшебное слово”. Давайте попробуем. Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Руки вперед. Правой рукой, погладьте, пожалуйста, себя по голове. -Молодцы! Справились. Мы с вами не только отдохнули, но и потренировали наше внимание. Можем двигаться дальше в выполнении пунктов плана. -Ребята, предлагаю приступить к выполнению второго пункта плана. (…), скажи, пожалуйста, что нам с вами нужно выполнить? -Предлагаю поработать в группах. У каждой группы есть 5 минут. За это время попробуйте составить правила вежливости для учеников нашей школы, чтобы в нашей школе царила Вежливость во всех классах, не только на уроках, но и на переменах. По вашему желанию вы можете придумать систему штрафов для тех, кто нарушает. -Чья команда закончит - прошу просигнализировать: “Домик”. Предлагаю … группе представить свой кодекс вежливости. *желающие зачитывают свои кодексы поведения и обосновывают целесообразность их выполнения* -Ребята, у нас с вами остался последний пункт плана. Как вы думаете, как мы с вами можем его выполнить? *ответы обучающихся* -Верно. Для того чтобы нам с вами потренироваться быть вежливыми, предлагаю выполнить упражнения: у нас в классе есть карточки с заданиями, которые мы с вами должны будем разыграть. -Сначала по желанию. Кто желает первым потренироваться? Вытягивай карточку с заданием. *при выполнении задания обучающиеся должны использовать вежливые слова* Задания: № 1. Вы хотите помочь надеть пальто своему товарищу. Как вы это сделаете? №2. Вам позвонил одноклассник, вы чувствуете, что ваш разговор затянулся. Как вы прервёте разговор? №3. Вы решали задачу и не поняли вопроса этой задачи. Как вы обратитесь за помощью к товарищу? №4. Вам подарили подарок, завёрнутый в большую коробку с бантом, как вы на него отреагируете? №5. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, т.к. вы не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение? №6. Вы хотите, чтобы ваш товарищ составил вам компанию в игре в шахматы. Как вы его об этом попросите? №7. Мама велела вам прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете? №8. Вы едите в трамвае. На остановке входит старушка. Ваши действия? -Ребята, сейчас мы с вами потренировались. Ребята, по вашему мнению, кто из выступающих удачно подобрал самые вежливые слова? -Ребята, чтобы узнать, насколько вы вежливы, нужно понаблюдать за своими поступками, речью, т.е. произвести самонаблюдение. После этого, без всяких скидок дать себе самооценку с мнением других людей, но нельзя бояться и игнорировать высказывания окружающих людей к себе. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять взаимный контроль; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение отличать верно выполненное задание от неверного; умение делать выводы по результатам работы). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение выстраивать учебное сотрудничество, коллективное обсуждение проблем, предположений; умение договариваться о совместной деятельности с партнёрами, умение находить общее решение; умение осуществлять работу в паре (группе); умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; владение монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога). Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение использовать информацию для решения учебных ситуаций; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера). |
4. Этап контроля Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-Ребята, наше занятие подходит к концу, а это значит, что пора подвести итоги. -Какая тема занятия была у нас сегодня? -Что такое вежливость? -Чему мы с вами научились/какой опыт приобрели? -Где вам пригодятся знания, которые приобрели сегодня? -С кем вы можете поделиться информацией? -Подумайте, всегда ли вы сами бываете вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе? -Ребята, на ваш взгляд, трудно ли говорить друг другу добрые, вежливые слова? «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, то надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом» (Томас Пэн - американский просветитель, философ). |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение слышать и слушать учителя и сверстников). |
5. Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
- Сегодня мы с вами очень хорошо поработали. Предлагаю завершить наше занятие, подарив цветок тому однокласснику, без которого бы у вас сегодня ничего не получилось и поблагодарить его, сказав ему вежливые слова. - Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы и т.д. - Спасибо за занятие. Занятие окончено. До новых встреч! |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение слышать и слушать учителя и сверстников). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.