Конструкт по русскому языку

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала конструкт русского языка 3 класс Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного..docx
Класс: 3 Тема занятия: Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного. УМК: Школа России Форма урока: урок­экскурсия Планируемые результаты: Конструкт урока по русскому языку   Личностный: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой, проявляют  уважительное отношение к мнению  собеседника, доброжелательность и вежливость друг к другу, проявляют  любовь к своему родному краю, к городу Каменск­Уральский.  Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение совместно с учителем ставить и удерживать цель, совместно с  учителем планировать деятельность, производят эмоциональную оценку собственной деятельности), демонстрируют коммуникативные УУД  (умение слушать и понимать учителя и одноклассников, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и  жизненных ситуаций, учитывать позицию собеседника, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной  точке зрения, высказывать свою точку зрения на события, поступки, понимать прочитанное, находить поиски оценку альтернативных способов  разрешения конфликтов ), демонстрируют познавательные УУД (умение соотносить цели, темы урока с результатом построения и  применения нового знания совместно с учителем, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии).  Предметный: обучающиеся используют прилагательные в качестве изобразительно – выразительных средств, умеют дополнять и моделировать текст. Цель занятия: формирование умения понимать прочитанное, находить поиски оценку альтернативных способов разрешения конфликтов в процессе  обобщения своих знаний об имени прилагательного как части речи. Задачи:  Воспитательная: воспитывать у обучающихся положительный эмоциональный настрой, уважительное отношение к мнению собеседника,   Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение совместно с учителем ставить и удерживать цель, совместно с учителем доброжелательность и вежливость друг к другу, воспитывать любовь к своему родному краю, к городу Каменск­Уральский. планировать деятельность, производят эмоциональную оценку собственной деятельности),  коммуникативные УУД (умение слушать и  понимать учителя и одноклассников, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций,  учитывать позицию собеседника, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения, высказывать свою точку зрения на события, поступки), познавательные УУД (умение соотносить цели, темы урока с результатом построения  и применения нового знания совместно с учителем, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии).  Образовательная: создать условия для использования обучающимися прилагательных в качестве изобразительно – выразительных средств,  организовать работу для дополнения и моделирования текста. Принципы обучения и воспитаниясоздание положительного эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие Принципы воспитания:   Принципы обучения Общие дидактические принципы: Принципы системно­деятельностного подхода: научности; доступности; наглядности; воспитывающего характера обучения. деятельности; непрерывности; научности; психологической комфортности.          Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). Методы обучения и воспитания   педагогическое требование. создание ситуации успеха. Методы формирования соц. опыта:    Методы обучения 1    2  3   Методы организации учебно – познавательной деятельности:  По источнику получения знаний:  Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. Практические: упражнение. По дидактическим целям: Метод взаимной проверки и оценки знаний. По уровню включения в продуктивную деятельность:  проблемное изложение изучаемого. объяснительно ­ иллюстративный словесные.методы самостоятельной работы.   Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная  Средства обучения: Демонстрационные: презентация, карточки слов на доске, видео фрагменты, видео физминутки. Индивидуальные: тетрадь, заготовка памятки. Информационные источники Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 г. /М­во  Образовательная система «Школа России». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная   Электронный ресурс: конструкт урока по русскому языку на тему Обобщение знаний об имени существительном как части речи. 1. образования и науки Российской Федерации (Стандарты второго поколения)– М.: Просвещение, 2011; 2. программа [Текст]: программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/В 2­х книгах. Книга 2/ под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – изд. 2­ е, испр. – М.: Баласс, 2011 3. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/russkii­yazyk/2016/10/08/predmet­russkiy­yazyk­2­klass­tema­uroka­imya  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Структура урока: 1. Мотивация к учебной деятельности (2 – 3 мин) 2. Анализ содержания учебного материала (5 – 7 мин) 3. Выделение главного в учебном материале10 – 12 мин)     Физминутка (2 – 3 мин) 4. Обобщение и систематизация (5 – 7 мин) 5. Рефлексия учебной деятельности (5 – 7 мин) Этапы занятия 1. Мотивация к  учебной  деятельности. Задача: привлечь  внимание  Методы и приемы Методы  развития  познавательного  интереса:  стимулирование  занимательным  содержанием Ход занятия Деятельность учителя и обучающихся Планируемые результаты ­ Здравствуйте, ребята! ­ Для того чтобы правильно и красиво говорить сегодня на занятии, сделаем с  вами гимнастику для языка.  ­ Первое упражнение. Высуньте язык и проведите им сначала по верхней губе,  затем по нижней, повторите 3 раза.  ­ Сейчас прокалываем языком щечки, сначала левую, затем правую, повторите  4 раза на каждую щечку.  Обучающиеся  демонстрируют  положительный  эмоциональный настрой, проявляют  заинтересованность к  предстоящейобучающихся,  формировать  положительный  эмоциональный  настрой. 2. Анализ  содержания  учебного  материала. Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий, совместно с  обучающимися  сформулировать  тему и задачи урока, развивать умение  ставить и  удерживать цель  деятельности,  планировать  действия, умение  слушать и понимать  учителя и  Методы  эмоционального  стимулирования: Поощрение,  создание  ситуации успеха Методы  развития  познавательного  интереса:  стимулирование  занимательным  содержанием Методы  эмоционального  стимулирования: Поощрение,  создание  ситуации успеха Методы  эмоционального  стимулирования: игра. Методы  получения новых  знаний:  словесные  (беседа,  объяснение); наглядные (демонстрация). ­ Давайте почистим зубки языком, сначала верхние, затем нижние, повторите 4  раза.  ­ Сейчас вытяните губки трубочкой и проведите ими влево, и вправо,  повторите 4 раза, сейчас этими же губками сделайте круговое движение по  часовой стрелке и против часовой, сделайте 4 раза. ­ Мы сделали с вами гимнастику для языка, и теперь у нас будет получаться  правильно и красиво говорить на протяжении всего оставшегося дня.  деятельности. ­ Ребята, чтобы узнать как пройдёт наш урок сегодня, предлагаю прослушать  небольшой отрывок из рассказа. ­ Один из старейших промышленных городов Урала. Отсчёт его истории  принято начинать с 1701 года, с того момента, когда на Каменском заводе был  выплавлен первый чугун и отлиты первые пушки. Многое нашло отражение в  облике города за более чем триста лет, которые он уже существует. Он  родился, чтобы стать кузницей оружия, и этим предварил будущую славу  Урала – опорного края державы. ­ Ребята, как вы думаете выдержку из истории какого города я читала? ­ Верно, это наш город Каменск­Уральский. А как вы поняли, что это именно про наш  город? Какие ключевые слова вы смогли запомнить? ­ Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете наш город. ­ И сегодня, ребята,  я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по   нашему городу. В ходе этой экскурсии вы узнаете, почему наш город так  назван, увидите «старый» посёлок и современный город. Я верю, что многое о  своём крае вы уже знаете, но если будете внимательны, то, возможно, узнаете  ещё что ­ то новое и интересное. ­ Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него  невозможно описать всю красоту родного края. В пути нам понадобится  маршрутный лист, в котором вы должны отмечать, какие знания показали на  остановках. ­ Чтобы правильно заполнить маршрутный лист , вы должны помнить: Если вы хорошо знаете учебный материал, не делаете ошибок, значит,  экскурсионному автобусу светит зелёный огонёк, который говорит: «Очень  хорошо, вперёд!» Кружок закрасьте зелёным цветом. Обучающиеся  демонстрируют  регулятивные УУД  (умение совместно с  учителем ставить и  удерживать цель,  совместно с учителем  планировать  деятельность),  демонстрируют  коммуникативные  УУД (умение слушать и понимать учителя и  одноклассников,  строить высказывания  понятные для учителя и  одноклассников,  высказывать свою точку  зрения на события,  поступки, учитывать  позицию собеседника),  демонстрируют  познавательные УУД  (умение соотносить  цели, темы урока содноклассников,  строить  высказывания  понятные для  учителя и  одноклассников. 3. Выделение  главного в учебном материале Задача:  подготовить  обучающихся к  активной  мыслительной  деятельности,  развивать умение  слушать и понимать  учителя и  одноклассников,  строить  высказывания  понятные для  учителя и  одноклассников. Методы  эмоционального  стимулирования: игра, поощрение,  создание  ситуации успеха. Методы  получения новых  знаний:  словесные  (беседа,  объяснение); наглядные (демонстрация). Если вы затрудняетесь, делаете ошибки, то светофор, мигая жёлтым глазом,  говорит: «Внимание! Внимание!»Кружок закрасьте жёлтым цветом. Вы не знаете правила, допускаете ошибки, тогда тревожно загорается красный  сигнал: «Стоп!»Закрасьте кружок красным цветом ­ Памятка будет расположена на доске в течение всего урока, чтобы не  забыть! ­ Ребята, я приглашаю вас занять места в экскурсионном автобусе. В поездке  вы должны быть очень внимательны, так как по окончании экскурсии вам  нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь! А теперь  посмотрите в окно автобуса. ­ Есть в южной части города возвышенность, поднявшись на которую можно  увидеть всю панораму родной земли. Работа с текстом. Демонстрация фото природы города Под звуки тихой лирической мелодии учитель описывает её ­ На обоих берегах реки Исеть расположился наш город, в красивейшем месте,  среди бескрайнего леса. ­ Посмотрите, ребята, где ещё можно увидеть такие просторы, буйное цветение трав, тихую гладь реки. А как описать мудрую степенность кедрачей, весёлую  напевность сосновых боров, тихую задумчивость берёзовых рощ. ­ Пройдите по лесным опушкам. Там радуют глаз красноголовые подосиновики и облепившие пеньки опята, рыжевато­розовые рыжики и стройные  подберёзовики.  ­ Эта красота вдохновляет  художников слова на создание замечательных  стихов о своём крае. Послушайте стихотворение написанное про наш родной  город. (Стихотворение читает заранее подготовленный ученик) В Уральских горах на Исети Раскинулся город большой, Цвети и красуйся ты вечно, Наш Каменск­Уральский родной! результатом построения и применения нового  знания совместно с  учителем). Обучающиеся  демонстрируют  регулятивные УУД  (умение совместно с  учителем ставить и  удерживать цель),  демонстрируют  коммуникативные  УУД (умение слушать и понимать учителя и  одноклассников,  строить высказывания  понятные для учителя и  одноклассников,  высказывать свою точку  зрения на события,  поступки, учитывать  позицию собеседника),  демонстрируют  познавательные УУД  (умение соотносить  цели, темы урока с  результатом построения и применения нового  знания совместно сЗаводы и фабрики наши Растут на глазах с каждым днем Даем мы стране алюминий И трубы стальные даем А в городе нашем любимом Ссада расцветают кругом По улицам шумным,зеленым Приятно пройти вечерком. учителем). Характером твёрже гранитной породы, Мой город, тебя не состарили годы. Растёшь, хорошея, уже триста лет, Делами прославлен и в песнях воспет! И очень к лицу тебе выбрано имя – Ты Каменск­Уральский! Неповторимый! Учитель и зодчий, поэт, металлург. И просто надёжный и преданный друг. ­ Ребята, смог ли автор передать прелесть  этой земли, насколько точно показал её неповторимость? ­ Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость земли  уральской, так как в тексте нет прилагательных. ­ А они необходимы для чего? Верно, они нужны для точности описания. Итак,  ребята, я думаю, вы убеждены, что имя прилагательное – очень важная часть  речи. ­ Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? ­ Неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица без  крыльев? Давайте  с помощью этого текста  передадим красоту нашего края.  Вставьте прилагательные и озаглавьте текст (Текст проецируется на доску). Сильные ученики самостоятельно трансформируют и дополняют текст. Менее сильные учащиеся пользуются словами для справок: Бесконечный, богатый, красивый, бескрайний, прекрасный,  золотистый, необозримый, прозрачный, необъятный,  нескончаемый, роскошный, свежий, чистый, бездонный,неохватный, ласковый, нежный, нарядный, прозрачный,  приветливый, ярко­синий, тёплый, родной, высокий,  безмятежный, душистый, гладкий, задумчивый, дремлющий,  тихий, дурманящий, лёгкий, плодородный, благоухающий,  светлый, игривый, дерзкий, удивительный, сухой и др. Подведение итогов работы: чтение творческих работ учащихся.  Заполнение маршрутного листа. ­ Докажите, что перед нами текст. ­ Какова его основная мысль? ­ Какие изобразительные средства используются для выражения основной  Практическая работа. А) Синтаксический разбор предложений. ­ Какова синтаксическая роль прилагательных? Докажите на примерах из  текста, произведя синтаксический разбор 1­го и 2­го предложений. Б) Составление предложений. ­ Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово родной  сохраняло бы значение прилагательного, а в другом отчётливо воспринималось  как существительное. ­ Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Не забудьте отметить  результаты в маршрутных листах. Сообщение учителя. ­ Вы хорошо справились с заданием, горит зелёный свет, и мы отправляемся  дальше – к истокам города. ­ Сегодня Каменск­Уральский – третий по численности город Свердловской  области. Это крупнейший промышленный центр Среднего Урала. В городе есть  профессиональный драматический театр, выставочный зал, краеведческий и  геологический музеи, филиалы Свердловской филармонии и театра  музыкальной комедии. ­ Каменск­Уральский называют музеем под открытым небом. Город раскинулся на живописных берегах двух рек – Исети и её притока Каменки. Природа в  этих краях неповторима и удивительна тем, что здесь в течение несколькихчасов можно познакомиться с уникальными памятниками природы, увидеть  величественные и неприступные, а порой причудливые скалы. Одна из наиболее известных – Каменные ворота. ­ Ребята, чтобы нам отправиться дальше, нужно правильно написать  прилагательные, а для этого проведём выборочный диктант. Вспомним не  только орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное», но и закрепим знания ранее изученных орфограмм. Задание: выпишите словосочетания «существительное +  прилагательное» и выделите графически орфограммы в прилагательных. Различные торжества, снежный городок, умелыми руками, игрушки  самодельные, в новогоднюю ночь, на многоголосой ярмарке, не спокойный, а  бойкий торг, платки яркие, пироги ароматные, блинчики масляные, ловких  мужчин, шустрых мужчин, остроумными шутками, весёлыми песнями,  залихватским свистом, профессиональный праздник, большую сцену.  1. Безударные окончания имён прилагательных: умелыми  руками, игрушки самодельные, в новогоднюю ночь, на  многоголосой ярмарке, платки яркие, ловких мужчин,  залихватским свистом 2. Н, НН в суффиксах прилагательных: блинчики масленые 3. Правописание сложных слов: игрушки самодельные, в  новогоднюю ночь, на многоголосой ярмарке, остроумными  шутками 4. Проверяемые безударные гласные в корне: самодельные, в  новогоднюю ночь, на многоголосой ярмарке, остроумными  шутками, весёлыми песнями, большую сцену 5. Непроверяемые гласные и согласные в корне: пироги  ароматные, профессиональный праздник 6. Заполните маршрутные листы. 4. Обобщение и  Методы  ­ Ребята, у нас осталась последняя остановка. Посмотрите на какой улице мы  Обучающиесясистематизация  Задача:  создать  условия для  обобщения и  систематизации  знаний об имени  существительном  как части речи 5. Рефлексия  учебной  деятельности  Задача: произвести  эмоциональную  оценку  деятельности,  развивать умение   оценивать и  анализировать  собственную  получения новых  знаний:  словесные  (беседа,  объяснение); наглядные (демонстрация). Методы  выработки  учебных умений и накопления  опыта: Упражнение. Методы  эмоционального  стимулирования: поощрение,  создание  ситуации успеха. Методы  эмоционального  стимулирования: поощрение. Методы  получения новых  знаний:  словесные  (объяснение); наглядные (демонстрация). закончим нашу экскурсию?  Видео фрагмент про школу ­ Какая главная достопримечательность стоит на этой улице? Верно, это  памятник погибшим каменцам в Великой отечественной войне. ­ Наша экскурсия подошла к концу. Я надеюсь, что теперь вы сможете  рассказать о многих интересных местах нашего города сами. ­ Ребята, а что можно создать, если вдруг возникнет трудность вспомнить  информацию про имя существительное? Верно, это памятка.  ­ Предлагаю составить памятку об имени прилагательном. ­ Переверните, пожалуйста, листок. ­ Что такое имя прилагательное? ­ На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ­ На какие две группы мы можем поделить все им. сущ.? ­  Что можем определить у им. прилагательном? ­  Какого рода бывают имена сущ.? ­ Молодцы! У нас получилась памятка, которой вы всегда сможете  воспользоваться, когда будут затруднения! ­Вот наша экскурсия завершилась. Куда мы сегодня с вами ходили? ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ А какой части речи мы сегодня говорили? ­ Какие выводы мы сделали? ­ Оцените свою работу на уроке , выбрав одно из высказываний, продолжив его. ­ Сегодня на уроке я ........ (Высказывания детей) ­ С каким настроением вы заканчиваете экскурсию? ­ А теперь, подсчитаем наши листочки.  (Поставить оценки за работу на уроке.) ­ Спасибо за увлекательную экскурсию! демонстрируют  регулятивные УУД  (совместно с учителем  планировать),  демонстрируют  коммуникативные  УУД (умение слушать и понимать учителя и  одноклассников,  строить высказывания  понятные для учителя и  одноклассников,  высказывать свою точку  зрения на события,  поступки, учитывать  позицию собеседника),   Обучающиеся  демонстрируют  регулятивные УУД  (производят  эмоциональную оценку  собственной  деятельности),  демонстрируют  коммуникативные  УУД (умение слушать и понимать учителя идеятельности во  время рефлексии. одноклассников,  строить высказывания  понятные для учителя и  одноклассников,  высказывать свою точку  зрения на события,  поступки, учитывать  позицию собеседника),  демонстрируют  познавательные УУД  (умение оценивать и  анализировать  собственную  деятельности во время  рефлексии).