Конструкт урока «Химические свойства оснований»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому преподавателю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности обучающихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и преподавателя, и обучающихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность обучающегося.
Иконка файла материала конструкт урока-химия.docx
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «Открытое образование» Курсы профессиональной переподготовки  «Педагогическое образование: учитель химии» ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Методическая разработка урока по химии по теме «Конструкт урока «Химические свойства оснований» Выполнила: Змеева Инна Владимировна Учитель химии МКОУ «СОШ №7» г. Ревда г. Ревда, 2017ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Эффективность урока зависит oт множества различных причин, ибо урок ­ явление, представляющее собой    достаточно сложную процессуальную психолого­ педагогическую систему. Общая функция урока ­ целостное  формирование личности на основе развивающего и воспитывающего обучения. Для того, чтобы урок был действительно  эффективным, необходимо тщательное продумывание каждым преподавателем всех 3­х аспектов триединой  дидактической цели урока. Каждый преподаватель, идя на урок, должен представлять, чему конкретно он должен  научить, что он должен начать и продолжить развивать и воспитывать у своих учеников. В основе эффективности урока  лежит понимание преподавателей того, что цель обучения, воспитания и развития обучающихся осуществляется  посредством содержания учебного материала и методов его преподавания, на основе их единства и согласования. Кроме  того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали и формы организации  познавательной деятельности обучающихся. Повышение эффективности урока, прежде всего, связано с такой  организацией обучения, при которой каждый обучающийся включается в деятельность на всех этапах учебного познания. Каждый обучающийся при изучении нового материала должен пройти полный цикл познавательной деятельности:  восприятие, осмысление, запоминание, применение. Технологический процесс подготовки урока современного типа по­ прежнему базируется на известных каждому преподавателю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор  содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности  обучающихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени  на уроке для оценки деятельности обучающихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь  преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов  организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности  и преподавателя, и обучающихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что  преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою  деятельность и деятельность обучающегося. 2Рассмотрим конструкт урока: «Химические свойства оснований» Цель: Создание условий для развития навыков  исследовательской деятельности при изучении темы химические  свойства оснований.  Задачи. o Образовательная:    расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;   совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы;  совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике. o Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения  работать в парах,  умения давать самооценку и делать выводы. o Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира,  самостоятельности, творческого отношения к учебе,  повышение самооценки. Место урока  в изучении раздела: 4 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов» Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: индивидуальная,  работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с  дополнительной литературой. Планируемый результат:  личностные: навыки исследовательской деятельности предметные:  умеют составлять уравнения химических реакций;  3 знают признаки классификации оснований;  знают реакции, характерные для оснований.   умеют пользоваться таблицей растворимости;  умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;   решают экспериментальные задачи по данной теме. метапредметные: познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения, устанавливать   причинно­следственной  связи; регулятивные: ставить  учебную  цель и задачи, составлять план работы, сличать  способ действий результата с  эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать  степень достижения результата Коммуникативные: совместно  планировать  работу  в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе  информации. Требования к учителю: организовывать, направлять,  корректировать деятельность учащихся 4Конструкт урока: «Химические свойства оснований» Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,  пробирки пронумерованные №1,№2,№3, индикаторная бумага,  универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 штуки,  раствор щелочи, вода, соляная кислота, хлорид железа(II), гидроксид меди,  спиртовка, спички, держатель для  пробирок. Риск: нехватка времени, т.к учащиеся с различной скоростью могут выполнять практическую работу.  Чётко  проговорить и контролировать выполнение лабораторной работы.                 Время Развитие УУД 1мин Этап  урока Организац ионно­ мотивацио нный Деятельность  учителя Психологический  настрой учащихся  на урок Актуализа ция  опорных  знаний и  5 мин Познавательные: Организовать  повторение  основных понятий,  Показывает  значимость    понятия основания и их  5 Деятельность  учащихся Включается в  процесс  целеполагания,  понимает и  принимает  требования  учителя,   Формы работы Продукт  Фронтальная деятельности Готовность  учащихся к  уроку Индивидуальна я   Заполнение  рабочих листов  (Приложение 3  тест оумений Целеполаг ание которые  потребуются на  данном уроке 2 мин Личностные: Изучение  нового 25  мин свойств в  неорганической  химии   Постановка цели  урока и доведения  её до сознания  учащихся Осознать и  принять цель  урока. фронтальная кислотах) групповая Формирует  группы,  корректирует их  работы Распределяют  роли в группе,  планируют  работу,  осуществляют  лабораторную  работу   Выполнение  заданий  группам по  инструкционны м картам  (Приложение1) 6 Осознание значения темы в общей теме  «классы  соединений» Предметные:  уметь: отличать  основания от  других классов  неорганических  соединений, писать реакции с  основаниями. Метапредметные: Познавательные:   уметь  осуществлять  поиск и выделение  информации,    устанавливать   причинно­ следственной   связи; Регулятивные:   ставить  учебнуюцель и задачи,  составлять план  работы Коммуникативны е: совместно   планировать   работу  в группах,  инициативно  сотрудничать в  поиске и сборе  информации;  Самоконт роль и  взаимокон троль 3 мин Регулятивные:   Сличать способ  действий  результата с  образцом Организует  выступление групп и помогает делать  выводы Оценивани е  результато в 2 мин Регулятивные:   осознавать  качество  и уровень выполненной  работы (усвоение) Создает  условий  для объективной и  качественной  самооценки работы групп, выявление  качества знаний,  установление  причин  недостатков, 7 Групповая  (работа в  парах) Защита  лабораторной  работы и  выводы по  каждой работе Индивидуальна я Оценка   по Работа составлению уравнений реакций (карточка №2) Выводы по  лабораторной  работе Оценивают   работу группы   и свою  деятельность  в составе группы. (Приложение 2)Рефлексия 1 мин осознание  степени  достижения  результата Домашнее  задание 1 мин Регулятивные:   Осознание  закрепления  пройденного  материала обеспечение  способностей к  оценочным  действиям Предлагает  выделить  трудности,  способы их  преодоления,  наиболее успешные моменты работы,  спрогнозировать   дальнейшее  изучения темы. Подробное  объяснение  диферинцированно го Домашнего задания 8 Фронтальная Делятся  впечатлениями, обмениваются  мнениями. Обобщение и  выводы более  успешных  учащихся Осознают и  записывают  задания  (каждый по  своему уровню) индивидуальна я Выполнение  домашнего  задания (Приложение 4)Приложение 1  1 группа  Инструкционная карта Цель: выяснить отношение  щелочей к индикаторам. Порядок действий: 1. Прочитайте информацию к размышлению. 2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы:  лакмус, фенолфталеин, метил­оранж.  3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.  Как индикаторы действуют на щёлочь? Реактивы   (формула   и название вещества) Наблюдения  Вывод  92 группа – Инструкционная карта Цель: обнаружить среди предложенных растворов щёлочь.  Порядок действий: 1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок – щёлочь.  Опытным путём определите, в какой  пробирке находится кислота. Для этого используйте один из предложенных индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метил­оранж. 2. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Какой вы выбрали индикатор? Реактивы   (формула   и название вещества) Наблюдения  Вывод  3  группа ­ Инструкционная карта Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии щелочей с солями тяжёлых металлов. Порядок действий: 1. Прочитайте текст учебника на стр. 184, пункт 2. 2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия  гидроксида натрия с хлоридом железа(II) . 3. Составьте уравнение реакции. 4. Подготовьте отчёт. С какими солями взаимодействуют щёлочи? Ответы занесите в таблицу.  10Уравнения химической реакции Наблюдения  Вывод  Реактивы (формула название вещества)   и 4 группа – Инструкционная карта Цель: проанализировать информацию о разложении нерастворимых оснований. Порядок действий: 1. Прочитайте текст учебника на стр. 161, пункт 4. 2. Проделайте химическую реакцию разложения гидроксида меди. 3. Составьте уравнение реакции. 4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.  Уравнения химической реакции Наблюдения  Вывод  Реактивы (формула название вещества)   и 115 группа ­ Инструкционная карта Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами. Порядок действий: 1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 5 2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с NaОН . 3. Составьте уравнение реакции. 4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.  Уравнения химической реакции Наблюдения  Вывод  Реактивы (формула название вещества)   и 12Дата___________________Класс______________________ Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы: Оценочная карта № 2 Приложение 2  №  1 Какова была тема урока? Вопросы 2 Какая цель стояла перед  тобой на уроке? 3 Каков вывод урока? Ответы 134 Как работали на уроке твои одноклассники? 5 Как работал ты на уроке? 6 Как ты думаешь, ты  справишься с домашним  заданием, полученном на  уроке? Рабочая  карточка  ученика   ФИО____________________ Правила техники безопасности.  Приложение 3 1 Запрещено:  пробовать вещества на вкус!!! 2 Самовольно сливать и смешивать реактивы. 3 Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку. 4 При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать  концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В  ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может  нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 145 Щёлочь  вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим  количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.  ТЕСТ   Вариант № 1 1. Найдите химическую формулу основания:      НСl,       ВаО,         SO3,       Са(ОН)2. 2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде:     Синяя,         красная,      желтая,       зеленая. 3. метил­оранж в щелочной среде Малиновый, синий, красный, жёлтый 4.Найдите  химическую формулу нерастворимого основания:     НСl,           NaОН,         Al(ОН) 3         H3PO                                                                   Рабочая  карточка  ученика ФИО____________________ Правила техники безопасности.  1 Запрещено:  пробовать вещества на вкус!!! 2 Самовольно сливать и смешивать реактивы. 3 Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку. 4 При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому  смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ  15КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения  теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 5 Щёлочь  вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим  количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой  и вновь смыть водой.    ТЕСТ      Вариант № 2 1.   Определите формулу  основания:      Н2SО4,               FeO,               LiOH,           SO3. 2.   Феноп­фталеин   в щелочной  среде:       Синий,          красный,          желтый,         фиолетовый 3.Определите растворимое основание:       НCl,    NaОН,     Al(ОН) 3   НNO3,           4.Лакмус  в щелочной  среде::         Малиновый, синий, красный, жёлтый Домашнее задание: П. № 38   по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс. На оценку «5»  Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций. На оценку «4» ­ Составить уравнения реакций согласно схемам: Приложение 4 16К→ 2 О   К ОН →   Са( → К    →    СаО  Са     На оценку «3»  Записать уравнения химических реакций. OН) 2 1 HNO3  + КOH = 2 Сu(OН) 2 + H 2SO4 = 3 FeCl2 +  NaOH  = Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему  «Мир оснований». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Методические пособия для учителя: 171Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8  класс: В 2 ч. Ч.2:  Настольная книга учителя– М.: Дрофа,        2003.­320с. 2.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8  класс: Учеб.пособие для  общеобразоват.учрежден.­ М.: Дрофа, 2003.­ 304с 3.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8­11 классов общеобразовательных учреждений.­ М.: Дрофа, 2005.­78с. 4.Курс химии для 8 – 11 классов /О.С. Габриелян – 2­е Изд., перераб. И доп.­М.: Дрофа, 2008 Габриелян О,С , Рунов Н.Н.   Химический эксперимент в школе 8­11 кл. ­ ­ М.: Дрофа 2005  5.Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008 Литература: 1.Андреева  Л.С. Урок по теме «Основания». //Химия в школе.  – 2009.­ №3.­ с. 30­ 2.Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики./Под ред.Т.И.Шамовой. – М.,1991. 3. Журавлёв В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. ­ М., 1984. 4.Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. – М.,2005. 18