Тема урока: Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100
Планируемый результат:
Ø Личностный: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики и деятельности на нём, испытывают чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, демонстрируют личностное самоопределение, оценивание усваиваемого содержания, устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом.
Ø Метапредметный: у обучающих развиты регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, коррекция, оценка); познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурируют знания, осознанно строят речевые высказывания, осуществляют рефлексию результатов своей деятельности, проявляют навыки смыслового чтения, выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения); коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролируют и оценивают действия партнёров, умеют точно выражать свои мысли).
Ø Предметный: обучающиеся применяют имеющиеся знания о письменных приёмах сложения и вычитания в пределах 100, демонстрируют знание алгоритмов письменного вычитания двузначных чисел и используют их.
Цель урока: Создать условия для закрепления обучающимися письменных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100
Средства обучения:
Ø Демонстрационные: презентация, видео-ролик, карточки с алгоритмами, сундучок.
Ø Индивидуальные: тетрадь, ручка, карандаш, карточки с заданиями, медали.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. 3-5 мин.
3. Комплексное применение и систематизация знаний. 15-18 минут.
4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. 10-15 мин.
5. Информация о домашнем задании (на творческом уровне). 1 мин.
6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). 3 мин.
Этапы, задачи урока |
Методы и приёмы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учётом формируемых УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; |
Здравствуйте дорогие ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке нам понадобятся, тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, ваши знания и хорошее настроение. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поиски клада, но чтобы его найти нужно быть умными, сообразительными, дружными, быстро и правильно выполнять все задания. Для начала откройте тетради, запишите дату, слова классная работа. |
Личностный (личностное самоопределение, смыслообразование); Регулятивный (волевая саморегуляция)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и цели урока |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение; Практические: упражнения. Методы развития психических функций: Постановка проблемы или проблемной ситуации. Методы развития познавательного интереса: Выстраивание игрового, приключенческого сюжета. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: игровые ситуации.
|
Чтобы узнать, куда будет лежать наш путь, и повторить сложение и вычитание в пределах 20, нужно расшифровать вот эту записку. Вы видите таблицу, в первой строчке которой записаны числовые выражения. А под таблицей записаны ответы, каждое число обозначает какую то букву, вам нужно решить примеры и в соответствии с ответом проставить во вторую строчку буквы, а затем прочитать полученную фразу. Кому не понятно, поднимите руку.
5=Т; 6=М; 9=Е; 10=А; 12=О; 13=И; 16=В; 18=Г; 19=Р; 20=Л Давайте проверим, что у вас получилось? Совершенно верно, наш путь будет лежать через море Алгоритмов, там мы и найдём свой клад! Ребята, что мы повторили, расшифровывая куда лежит наш путь? Какие числа мы складывали, вычитали? Как вы вычисляли, устно или письменно? Таким образом, мы повторили устное сложение и вычитание в пределах 20. Для того, чтобы назвать тему нашего путешествия, внимательно посмотрите на выражения, как вы считаете, какое из них лишнее? 11+8 10+10 67+ 24 16-4 11+8 15-5 Почему? Какие числа складывали и вычитали? Как вычисляются значения этих выражений? Устно или письменно? Какая тема нашего урока? Тема нашего урока алгоритмы письменного сложения и вычитания. Ребята, скажите, что такое алгоритм? (Алгоритм это инструкция, порядок действий для решения задач, достижения результата). Для того, чтобы попасть на корабль, нужно восстановить алгоритмы письменных вычислений. Прочитайте, фразы про себя. Что в них не так? Пункты алгоритмов письменного сложения перепутаны, нам нужно установить их правильную последовательность. Начнём с первой парты первого ряда по цепочке. Выбирайте какой пункт плана будет первым. Все остальные проверяйте правильно ли назван первый пункт алгоритма. Кому не понятно как будем работать? Вы согласны? Поднимите руку. Алгоритм сложения: · Пишу десятки под десятками (2) · Читаю выражение (1) · Складываю десятки (4) · Читаю ответ (5) · Складываю единицы (3) С чего начинается письменное сложение в столбик? Что делаем после того как прочитали выражение? С какого числа начинаем вычислять? Как записываем ответ? А сейчас повторим алгоритм письменного вычитания. Алгоритм вычитания: · Вычитаю единицы (3) · Читаю ответ (5) · Вычитаю десятки (4) · Читаю выражение (1) · Пишу десятки под десятками(2) С чего начинается письменное вычитание в столбик? Что делаем после того как прочитали выражение? С какого числа начинаем вычислять? Как записываем ответ? Какие вы молодцы, вижу, вы хорошо знаете алгоритмы письменного сложения и вычитания. Ребята, для чего мы с вами сейчас их повторили? (для того, чтобы они помогли нам справиться с заданиями на уроке) Сегодня, для того чтобы отыскать клад, нам понадобятся знания алгоритмов письменного сложения и вычитания. Вы готовы отправиться на поиски клада? |
Личностный (смыслообразование); Регулятивный (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); Познавательный (умеют структурировать знания); Коммуникативный (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролируют и оценивают действия партнёров, умеют точно выражать свои мысли) |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Комплексное применение и систематизация знаний. Задача: создать условия для применения имеющихся знаний в новой ситуации и их закрепления. |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация Практические: упражнения По уровню включения в продуктивную деятельность: Объяснительно-иллюстративные. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; упражнение Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
|
Посмотрите на карту, в этом море много островов, и первый остров на который мы прибываем, это остров Попугаев. Попугаи очень любознательные птицы, они повторяют каждое слово за человеком. Они предлагают нам повторить приёмы письменного сложения и вычитания, а для этого вот какое задание: один из вас выйдет к доске, и будет записывать решение примера в столбик под диктовку одноклассников. Каждое действие диктует новый человек. Продолжаем работать по цепочке. 97-33 Прочитай выражение __ Рассказывай, как будешь записывать числа __ С чего начинаешь вычитание? __ Сколько получилось __ Куда запишешь ответ? __ Что еще осталось вычесть? __ Прочитай ответ __
33+35 Прочитай выражение __ Рассказывай, как будешь записывать числа __ С чего начинаешь сложение? __ Сколько получилось __ Куда запишешь ответ? __ Что еще осталось прибавить? __ Сколько получается? Прочитай ответ. __
68+25 Прочитай выражение ë__ Рассказывай, как будешь записывать числа ë__ С чего начинаешь сложение? ë__ Сколько получилось (13) ë__ Куда запишем 3? Что еще осталось сложить? ë__ Почитай ответ. ë__
40-26 Прочитай выражение __ Рассказывай, как будешь записывать числа __ С чего начинаешь вычитание? __ Из какого числа занимаешь? __ Что делаешь чтобы не забыть? __ Сколько получилось __ Куда запишешь 4? __ Что еще осталось вычесть? __ Из какого числа будешь вычитать число 2?__ Прочитай ответ __
Молодцы, хорошо справились с этим заданием и еще раз повторили алгоритмы письменного сложения и вычитания, можем отправляться дальше. Ребята, на одном из островов живут обезьянки, которые умеют считать, но не умеют складывать и вычитать. Давайте им поможем и повторим решение составных задач?
Нужно решить вот какую задачу. Прочитайте её про себя. На пальме росло 78 бананов. Сначала обезьяны сорвали 30 бананов, а потом еще 29. Сколько бананов осталось на пальме? Настя, прочитай задачу, а вы внимательно слушаете Настю и приготовьтесь назвать первое число задачи. Чтобы лучше понять условие задачи составим краткую запись, кто-то из вас будет работать у доски, а все остальные записывают в тетради. Назовите первое число задачи, ë_ (1 число задачи – 78 бананов) Что обозначает это число, ë_? (оно обозначает, сколько бананов росло на пальме) Покажи это в краткой записи на доске, ë_. Было (росло) – 78 б. Назови второе число задачи, ë_. (2 число задачи – 30 бананов) Что обозначает число 30, ë_? (число 30 обозначает, сколько бананов сорвали). ë__, покажи, пожалуйста, это число в краткой записи! Сорвали – 30 б. Есть еще числа в задаче? (Да, есть) ë__, назови это число? (третье число в задаче – 29 бананов). ë__, что обозначает число 29? (число 29 обозначает сколько бананов сорвали во второй раз). ë__, покажи это число на краткой записи. Сорвали – 29 б. ë__, назови вопрос задачи! (Сколько бананов осталось на пальме?) ë__, покажи вопрос задачи на краткой записи. Осталось - ? б. ë__, можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет) ë__, почему мы не можем ответить на вопрос задачи? (мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, потому что она составная, нам не известно сколько осталось когда сорвали 30)) ë__, Что мы можем узнать, зная, что сначала на пальме росло 78 бананов и 30 бананов сорвали? (можем узнать, сколько бананов осталось) ë__, с помощью какого действия мы узнаем, сколько бананов осталось? (мы узнаем, сколько бананов осталось с помощью действия вычитания). Как узнаем сколько бананов осталось после того как 30 бананов сорвали, ë __? (чтобы узнать сколько бананов стало, надо из 78 бананов вычесть 30 бананов) ë__, запишите первое действие с пояснением на доске, а вы у себя в тетради. 78-30=48 (б.) – стало. Мы ответили на вопрос задачи? (нет) Почему? (потому что мы узнали сколько шаров стало, а нам нужно узнать сколько шаров осталось) Зная, что стало 48 бананов и сорвали 29 бананов, что можем узнать? (можем) ë__, каким действием найдём сколько бананов осталось на пальме? (вычитанием) ë__, как найти сколько бананов осталось? (чтобы найти сколько бананов осталось, нужно из 48 бананов вычесть 29 бананов). ë__, запиши второе действие на доске с пояснением, а вы у себя в тетрадях. Если вам трудно, выполняйте Действие в столбик. 48-29=19 (б.) – осталось. Ответили мы на вопрос задачи? (да) Запишите ответ задачи кратко. Молодцы, моряки, мы снова использовали свои знания для повторения решения задач, и помогли обезьянкам решить задачу. |
Личностный (устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом); Регулятивный (оценивают результаты своей деятельности, корректируют их); Познавательный (выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения) Коммуникативный (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют точно выражать свои мысли)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Игровые ситуации Наглядные: демонстрация. Методы формирования соц. опыта: Упражнение. |
Давайте же отправимся дальше. Мы проплываем возле острова, на котором живут тигры. Давайте встанем и потанцуем вместе с ними. (физминутка видео) Вот мы немного отдохнули, нужно продолжать наш путь к сокровищам! |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. Задача: осуществить проверку знаний обучающихся и оценку знаний обучающихся. |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Практические: упражнения По дидактическим целям: Методы проверки и оценки знаний. По уровню включения в продуктивную деятельность: Объяснительно-иллюстративные. Методы развития познавательного интереса: Выстраивание игрового, приключенческого сюжета Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; упражнение Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
Ребята, мы добрались до острова пиратов! Пираты очень хорошо охраняют клад. И они конечно же его нам просто так не отдадут. Пока мы с вами были на других островах, пираты следили за нами и они увидели какая мы дружная команда и как хорошо у нас вместе получается использовать алгоритмы письменного сложения и вычитания, и теперь они хотят проверить как каждый из нас справиться самостоятельно с письменным сложением и вычитанием. Дежурные, помогите мне раздать задания команде! Вы видите 4 выражения. Найдите их значения в столбик у себя в тетрадях. Если вы быстро решите эти примеры то попробуйте решить задачу со звёздочкой. Эту задачу решите по действиям с пояснениями. Все вычисления нужно сделать в своей рабочей тетради. Кому не понятно как выполнять эти задания? 1. Вычисли в столбик 54+31 66+18 66-24 80-53 34-29 *2. Задача на смекалку. В трёх букетах всего 15 роз. В первом и втором вместе 8 роз, а во втором и в третьем вместе 12 роз. Сколько роз в каждом букете? А сейчас давайте проверим правильно ли вы нашли значения выражений. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. А кто сидит один проверит сам свою работу. Рядом с правильными ответами поставьте простым карандашом плюсик. Если все 5 плюсиков. Можете поставить отметку «5» Если 4 плюсика то «4», ну а если 3 плюсика то, к сожалению только «3». А есть те, кто решил ещё и задачу? Вы сдадите мне тетради и я проверю её решение. Смотрите, пираты сами отдают нам клад! Давайте посмотрим что в нём? (в бумажный или картонный сундучок можно положить письмо или медальки поощрительные) |
Личностный (устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом) Регулятивный (контролируют, оценивают и корректируют свои действия, проявляют волевую саморегуляцию) Познавательный (структурируют и применяют полученные знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, демонстрируют навыки смыслового чтения) Коммуникативный (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли) |
||||||||||||||||||||||||||||||
5.Информация о домашнем задании |
По источнику получения знаний: Словесные: Объяснение. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия учебной деятельности Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности |
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Беседа По источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Поощрение.
|
Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте подведём итог нашего путешествия. Что мы повторили? Что закрепили? Мы помогли нескольким животным, выполнили задания пиратов, добыли клад, и всё это благодаря вашим знаниям о приёмах сложения и вычитания! Сейчас очень внимательно послушайте меня до конца и только потом выполните то, что я вас попрошу! Если вы сегодня справились со всеми заданиями – встаньте и поднимите руки вверх. Если у вас всё еще возникают трудности при выполнении заданий разведите руки в стороны. Если вы не справились не с одним заданием опустите руки вниз. Очень хорошо, что у вас не возникает трудностей с выполнением сложения и вычитания по алгоритму. Сегодня мне хотелось бы отметить ____ за то, что они быстро находили значения выражений, правильно записывали решение в столбик, полно отвечали на вопросы, правильно записали решение задачи, и т.д. Им я могу поставить отметку 5. А __, __, __, сдайте, пожалуйста, тетради на проверку. Всем спасибо! Урок окончен! До свидания! |
Личностный (личностное самоопределение, оценивание усваиваемого содержания) Регулятивный (оценивание своей деятельности) Познавательные _строят речевые высказывания в письменной форме, осуществляют рефлексию деятельности) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.