Бабинова Ольга Владимировна,
МАОУСОШ № 16
Свердловская область г.Асбест
учитель биологии,
конструкт урока по реализации ФГОС
Тема: Устройство увеличительных приборов
Содержание работы
1. Пояснительная записка
2. Технологическая карта урока
3. Список литературы
4. Приложение
Пояснительная записка
Актуальность работы связана с переменами, происходящими в современном обществе, требующими ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающими государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
В основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающегося, её познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьника, что исключает выступление обучающегося в роли пассивного слушателя, поглотителя информации.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Тема урока: Устройство увеличительных приборов.
Класс: 5 класс.
Тип урока:
урок получения новых знаний
Цель урока: Создать условия для развития УУД обучающихся при изучении
темы «Устройство увеличительных приборов»
Задачи
урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов, направленных на
изучение живой природы.
Развивающая - развивать умения работать с текстом учебника,
рисунками, делать сравнительный анализ.
Обучающая – сформировать представление об увеличительных приборах
(световом микроскопе, ручной лупе), научить пользоваться микроскопом и
определять увеличение данного прибора.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы |
формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности |
научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии |
Формирование УУД:
Познавательные УУД: продолжить формирование умения работать с учебником, умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение, умения выражать свои мысли и идеи, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще неизвестно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные УУД: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование для учителя:
интерактивный комплекс, ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, таблица «Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся:
лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.
Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Продукт (результат) |
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск формулирования темы урока.
|
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд № 2 презентации (Приложение 1)
|
Прослушивают и анализируют исторический факт.
|
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
|
Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают её в рабочих листах (Приложение №2, лист 1) |
Сотрудничество с учителем. Сопоставление известного с тем, что еще не известно.
|
2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.
|
Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации № 3,4,5 |
Обучающиеся прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию (Приложение №3).
Воспроизводят определения методов исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. |
Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися |
Преобразуют информацию |
Анализ дополнительной информации. Осуществление совместной познавательной деятельности в паре
|
3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия обучающихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ обучающимися возникшей ситуации, построение обучающимися нового способа действий.
|
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов с использованием слайдов презентации № 6,7; комментирует и направляет деятельность обучающихся.
|
Обучающиеся 1. выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с. 31, 33. 2. выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32. Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.32,33. Проверяют выполнение задания с опорой на слайды № 8,9 презентации.
|
Работа и консультации в парах. |
Проводят самооценку своим действиям.
|
Умение работать со схематическими моделями, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта в рабочих картах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой. Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. |
4. Первичное закрепление Цель: усвоение обучающимися нового способа действия при работе РК и формирование умений его применять. Релаксация.
|
Консультирует работу обучающихся в РК.
Проводит упражнения по релаксации
|
Воспроизводят правила работы с микроскопом с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку в РК.
|
Работа и консультация в парах.
|
Проводят самооценку своим действиям.
|
Работа и консультация в парах. Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
|
5. Самостоятельная работа и самопроверка. Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. |
Направляет деятельность обучающихся на выполнения заданий № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2, лист 2)
|
Обучающихся выполняют задания № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2, лист 2)
|
Работа и консультация в парах.
Индивидуальная работа в РК.
|
Проводят самооценку своим действиям.
|
Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации. Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
|
6. Включение в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.
|
Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе.
|
Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».
|
Диалог с учителем и обучающимися |
Проводят самооценку полученным знаниям и умениям.
|
Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия. Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев. Осознание уровня качества сформированных знаний |
7.Рефлексия Цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
|
Подводит обучающихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности? |
|
Диалог с учителем и обучающимися. Умение высказывать свои мысли.
|
Формирует умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
Матрица оценивания образовательных результатов. |
8. Домашнее задание
|
Консультирует и объясняет ДЗ, подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия микроскопа, подготовиться к лабораторной работе. |
Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают ДЗ. |
|
Формирует умение выделять и осознавать то, что уже усвоено.
|
Запись домашнего задания в дневник.
|
Приложение 1.
Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками?
Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
Приложение 3. Дополнительная информация
Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?
Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).
Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз.
2. Устройство увеличительных приборов: лупы, штативной лупы
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии
Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два
увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен
предметный столик с отверстием и зеркалом.
Приложение 2
Рабочая карта обучающегося 5 класса____________________________________________
Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»
А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?
1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 5._______________________________ 6._______________________________ |
|
2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»
Цифра на окуляре x цифра на объективе
________________ x ____________________ =
ЗАДАНИЕ №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом.
Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
ОЦЕНКА:
ЗАДАНИЕ №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
ОЦЕНКА:
Список литературы для учителя:
1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.
2. А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”, Москва, 2005
3.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003
Список литературы для учащихся:
1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012. 2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
http://infoschool.narod.ru
http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bkletochnoe-stroenie-organizmovb/uvelichitelnye-pribory
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/[BIO6_02-06]_[IM_01].SWF?redirected=true
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.