ПРЕДМЕ «УСТРОЙСТВО,СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ»
ТЕМА №4: «Металлические мосты»
Занятие № 7 «Конструкция пролетных строений со сплошными балками и сквозными фермами. Особенности устройства мостового полотна.»
Преподаватель ДВ УЦПК
Комсомольского подразделения Черепанов А.С.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Основания и фундаменты мостов. Опоры мостов.
1. Конструкция пролетных строений со сплошными балками
Конструкция пролетных строений со сквозными фермами.
3. Особенности устройства мостового полотна и пути
4. Закрепление нового материала
5. Домашнее задание
1 – индустриализацию и высокое качество заводского изготовления; применение автоматической электросварки; возможность применения скоростных технологий монтажа с высоким уровнем механизации
2 – Металлические мосты существуют балочной, арочной, рамной и комбинированной систем
3- Арочное пролетное строение
4 – Соединение на заклепках Соединение на высокопрочных болтах Сварные соединения
5 - болты в северном исполнении
Пролетные строения.
Основу пролетного строения составляют главные балки или фермы, перекрывая пролет между смежными опорами. Конструкция балок существенно утяжеляется с увеличением пролета, для снижения массы балки заменяют фермами, путем замены сплошного металла стенки балки стойками и раскосами соединенных в узлах, расположенных в верхнем и нижнем поясах фермы
Пролетные строения.
Обе фермы или балки в пролетном строении объединены в пространстве геометрически не изменяемую конструкцию продольными вдоль поясов и поперечными через 5- 11 метров связями по всей длине пролета.
ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ СО СПЛОШНЫМИ СТЕНКАМИ
В настоящее время пролетные строения со сплошными балками применяют в железнодорожных мостах для пролетов от 18
до 55 м, а сталежелезобетонные — до 88 м.
Пролетные строения с ездой поверху пролетами
до 33,6 м изготавливают одноблочными
цельноперевозимыми, а больших пролетов —
крупноблочными. Эти пролетные строения имеют
простую конструкцию, низкую трудоемкость и
стоимость изготовления, малую продолжительность монтажа и высокие эксплуатационные качества.
1 – домкратная балка;
2 – нижние продольные связи;
3 – поперечные связи;
4 – главные балки;
5 – верхние продольные связи;
6 – ребра жесткости.
В металлических мостах с пролётами более 40-50 м пролётные строения со сквозными фермами, как правило, требуют меньшей затраты металла, чем балки со сплошной стенкой.
Выбор системы главных ферм, их очертания и типа решётки зависит от многих условий:
размера перекрываемых пролётов,
характера и величины временной нагрузки,
габарита проезда,
расположения моста в плане и профиле проектируемой дороги.
ПРОЛЁТНОЕ СТРОЕНИЕ СО СКВОЗНЫМИ БАЛОЧНЫМИ ФЕРМАМИ
ПРОЛЁТНОЕ СТРОЕНИЕ СО СКВОЗНЫМИ БАЛОЧНЫМИ ФЕРМАМИ
1-восходящие раскосы, 2-нисходящие раскосы, 3-подвески, 4-стойки,
5-верхний пояс, 6-нижний пояс.
Нижний пояс подвешен подвесками, а верхний подпёрт стойками. Внизу подвесок или вверху стоек удобно прикреплять поперечные балки проезжей части. В целях экономии металла уменьшают высоту фермы на опорах.
ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ СО СКВОЗНЫМИ ФЕРМАМИ
В сплошных балках с увеличением пролета растет высота и толщина стенки, требуется более солидное ее укрепление от выпучивания. В итоге увеличивается расход металла на стенку балки.
В ферме вместо сплошной стенки поставлены раскосы иногда со стойками и подвесками.
Конструктивно сквозная ферма имеет главные фермы, продольные и поперечные связи. Решетка ферм состоит из раскосов стоек и подвесок.
1 – нижний пояс; 2 – верхний пояс; 3 – восходящий раскос;
4 – нисходящий раскос; 5 – стойка; 6 подвеска; 7 (а) – панель нижнего пояса;
8 – панель верхнего пояса; А – узел верхнего пояса фермы;
Б – узел нижнего пояса фермы; а – длина панели; n – количество панелей;
l – длина пролетного строения; h – высота фермы
Расчетным пролетом ферм называется расстояние между центрами опорных узлов по горизонтали ( для ж.д. мостов принимается от 33 до 110 м,
кратным 11м).
Проезжая часть может располагаться понизу или поверху пролетного строения.
1 – портальная рама; 2 –верхние продольные связи; 3 – поперечные связи;
4 – верхний пояс фермы, 5 – распорка верхних продольных связей;
6 – подвеска; 7 – нижний пояс фермы; 8 – раскос; 9 – стойка;
10 – продольная балка проезжей части; 11 – поперечная балка;
12 – продольные связи проезжей части; 13 – нижние продольные связи фермы
Портальные рамы передают ветровую и другие поперечные нагрузки с верхних продольных связей на опоры. Они располагаются по концам пролетных строений в плоскостях опорных раскосов или стоек или первых подвесок главных ферм.
Портальные рамы
Элементы ферм соединяют с помощью плоских и угловых накладок и фасонок. Поездная нагрузка воспринимается продольными балками, передаётся на поперечные, которые в свою очередь передают её на элементы ферм в узлах.
Соединение элементов
Пояса соединяются системой продольных и поперечных связей. Назначение их аналогично назначению связей в проезжей части. Все эти виды связей вместе с элементами ферм, к которым они прикреплены, образуют надёжные рамы, удерживая ферму в вертикальной плоскости, рамы не допускают перекоса, а по концам ферм передают боковую нагрузку от ветра с верхних связей на опорные части. Фасонка
Соединение элементов
При больших пролётах требуются специальные тормозные связи, сила торможения поезда воспринимается путевыми рельсами и передаётся балкам. Под действием торможения продольные балки вызывают горизонтальный изгиб поперечных балок. В опорных сечениях изгиб максимальный, поэтому сечения опорных поперечных балок устраивается мощнее, чем у остальных. Тормозные рамы устраиваются в мостах с большими пролётами. Служат для передачи и восприятия тормозных усилий, разгружая при этом поперечные балки, не допуская изгиба.
Соединение элементов
Продольные и поперечные балки проезжей части образуют балочную клетку, которая служит основанием для мостового полотна расстояние между продольными балками 1,8-2 метра
Проезжая часть.
Основные части пролетных строений.
Стальные пролетные строения мостов состоят из следующих частей:
проезжей части (мостового полотна, продольных и поперечных балок);
главных несущих элементов (балок, арок, ферм и др.);
продольных и поперечных связей между главными несущими элементами;
смотровых приспособлений.
Проезжая часть.
Рельсовый путь на мостах (мостовое полотно) может быть : БАЛЛАСТНЫМ:
- на щебёночном балласте с
ж.б. или деревянными шпалами
БЕЗБАЛЛАСТНЫМ:
- на деревянных брусьях или металлических
поперечинах,
- на безбалластных ж.б. плитах (БМП)
ТИПЫ МОСТОВОГО ПОЛОТНА И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Безбалластное полотно состоит из путевых рельсов и контруголков или контррельсов, прикрепленных к деревянным или металлическим поперечинам, к железобетонным или стальным плитам. Тротуары с перилами устраивают обычно на металлических кронштейнах.
Проезжая часть.
Мостовое полотное ездой на балласте состоит из рельсов, контруголков, шпал и балласта, уложенного в железобетонное или стальное корыто с тротуарами и перилами. Мостовое полотно располагают на главных несущих элементах или на продольных балках проезжей части.
Проезжая часть.
Пролетные строения с ездой поверху на деревянных поперечинах.
Железнодорожные однопутные пролетные строения с ездой поверху на деревянных поперечинах имеют две сварные главные балки двутаврового сечения, объединенные продольными и поперечными связями.Мостовое полотно на деревянных поперечинах обеспечивает безопасное и плавное движение поездов с высокими скоростями, а также проход колес подвижного состава в случае их схода с рельсов. Поперечины или мостовые брусья изготовляют из древесины сосны, лиственницы и других пород, пропитанных антисептиком.
Проезжая часть.
На мостах длиной более 25 м или высотой более 5 м, а также на всех мостах в пределах станций и на путепроводах пролетные строения имеют раздельные тротуары из железобетонных плит на стальных консолях с перилами.
Проезжая часть.
Консоли делают из угловой стали и прикрепляют высокопрочными болтами к вертикальным ребрам жесткости главных балок. Для удобства осмотра мостового полотна и смены брусьев тротуары располагают в пониженном уровне. На длинных мостах для укрытия людей устраивают на удлиненных консолях площадки-убежища шириной не менее 1 м; располагают их в шахматном порядке через 25м.
Проезжая часть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.