Консультативная работа учителя-логопеда

  • docx
  • 24.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультативная работы учителя-логопеда.docx

Организация работы учителя-логопеда с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях общеобразовательной организации

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, наблюдаются нарушения динамической структуризации значения слов, неточность их употребления, затруднения при правильной их группировке и усвоении. Этот перечень можно продолжить. Поэтому перед педагогами, работающими с данной категорией детей, встают вопросы ранней диагностики, выбора методов коррекционно-педагогического воздействия.

Изучая проблему организации работы с родителями, воспитывающими ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях школы, мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей является одной из значимых сторон совместной деятельности всего коллектива единомышленников: педагогов и специалистов.

Известно, что семья оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности ребенка. Однако родители часто недопонимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно в условиях семьи. Многие родители, имеющие детей с тяжелыми нарушениями речи, испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно образовательной работы с ними. Значительная часть родителей проявляет потребительское отношение к образованию, снижая тем самым эффективность обучения. Большинство родителей проявляют некомпетентность в вопросах речевого развития ребенка. Выше изложенные факты побуждают педагогов заняться поиском продуктивных форм работы с семьями для решения проблем каждого ребенка и семьи индивидуально. При этом ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными, разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.

Организация эффективной работы с родителями в школе предполагает опору на принципы, предложенные Оксаной Геннадьевной Хабаровой:

 - научность: учет особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи и их семей с точки зрения индивидуальных возможностей детей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;

− междисциплинарность: совместная деятельность родителей и специалистов различных областей (педагогики, медицины, психологии и т. д.);

− обеспечение эмоциональной безопасности для родителей: исключение у родителей различных страхов и опасений (неопределенности, некомпетентности) при первичном взаимодействии со специалистом; обеспечение эмоционального благополучия, как родителей, так и их детей через знакомые и понятные формы взаимодействия;

− открытость специалиста: открытость специалиста и его умение исключить  из общения с родителями негативные чувства раздражения, неприятия;

− приоритет активных методов взаимодействия: включение в работу с семьей , ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга;

− мотивирование родителей к взаимодействию в работе со специалистами: необходимость мотивирования родителей как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрения актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении.

Таким образом, соблюдение данных принципов позволяет включить родителей коррекционно-образовательную работу, сделать ее совместной, для них более понятной, интересной, открытой, а главное установить с родителями партнерские отношения.

Наш школа активно работает в направлении обучения каждого ребёнка независимо от уровня его интеллектуального и физического развития. В школе наряду с общеобразовательными классами есть классы, в которых обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. В 2024/2025 учебном году функционирует 4 класса, реализующих ФАОП для обучающихся с ТНР (программа 5.2., 1 отделение).

 Работу с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи в первую очередь осуществляет учитель-логопед.

Оказание педагогической помощи семье ребенка с речевыми нарушениями возможно с согласия или по запросу родителей. Чаще всего родители обращаются к логопеду со следующими запросами:

1.            Ребенок не говорит или говорит плохо.

2.            Не произносит звук «р», короткая уздечка языка, ее надо подрезать.

3.            Ребенок медленно развивается.

4.            Плохо учит стихи, не умеет пересказывать.

5.            Ребенок заикается.

6.            Не может произносить длинные слова.

7.            Язык слишком большой, вываливается изо рта, его надо подшить.

8.            Путает окончания, чаще всего у глаголов в форме мужского и женского рода.

9.            Произносит только начало слов.

10.       Его никто не понимает.

11.       Не может запомнить буквы.

12.       «Научите ребенка читать!».

13.       «С ним что-то не так».

Факт обращения к логопеду свидетельствует об обеспокоенности состоянием речи ребенка, но не означает, что родители адекватно оценивают речь ребенка и согласны приложить усилия, затратить время на устранение нарушений речи. Чаще всего родители думают, что эту работу сделает специалист, а их участие не потребуется или будет минимальным. Некоторые из них считают, что существуют чудесные таблетки, принимая которые можно исправить речь («речь улучшится сама собой»).

При поступлении запроса от родителей на оказание помощи логопед его уточняет, корректирует, соотносит с реальной ситуацией и начинает работу с семьей.

Цель логопедической помощи семье ребенка с нарушением речи – повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении, привлечь их к организованной образовательной деятельности.

Задачи:

ü   обучение родителей навыкам взаимодействия с ребенком,

ü   воспитание ребенка в соответствии с общественными нормами поведения,

ü   развитие ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

Принципы оказания логопедической помощи семье ребенка с ТНР:

ü   своевременная помощь;

ü   единство диагностики и коррекции;

ü   комплексность и системность в реализации психолого-педагогического сопровождения семьи;

ü   адекватное педагогическое сопровождение семьи на разных возрастных этапах жизни ребенка с ТНР;

ü   опора на реабилитационные возможности семьи;

ü   учет  психологических  особенностей  родителей,  воспитывающих  детей

ü   нарушением в развитии;

ü   гуманное и чуткое отношение к членам семьи и к самому ребенку.

Формы работы с родителями: коллективная, индивидуальная.

1. Коллективная работа позволяет:

– привлечь родителей к коррекционно-образовательной деятельности, убедить в том, что именно в них ребенок нуждается больше, чем в ком-либо другом;

– увлечь родителей процессом развития ребенка, демонстрируя маленькие, но очень важные для их ребенка достижения;

– раскрыть творческие и личностные возможности родителей в процессе воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Коллективная  работа  проводится  по  заранее  разработанной  программе в строгом соответствии графику и очередности встреч. Результаты оцениваются по сформированности определенных моделей поведения родителей в обществе, семье, во взаимоотношении с ребенком, по развитию позитивного мышления, способности избегать и преодолевать стрессовые ситуации.

К коллективным формам работы учителя-логопеда с семьей ребенка нарушением речи относятся:

1.1.Родительские собрания.

Родительские собрания организуются 4 раза в год. Учитель-логопед посещает первое родительское собрание с целью ознакомления родителей с результатами логопедической диагностики, определения перспектив коррекционно-развивающей работы. На данном этапе очень важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям логопеда, призвать к единству требований педагогов и родителей, обозначить, что только в этом случае возможна положительная динамика и наилучшие результаты.

С целью ознакомления родителей с промежуточными результатами совместной работы, направленной на коррекцию речевой системы детей с ТНР, учитель-логопед присутствует на декабрьском родительском собрании.

Итоговое родительское собрание в мае: оцениваются результаты проведенной логопедической работы за год, даются рекомендации на летние каникулы.

1.2. Дни открытых дверей.

День открытых дверей – распространенная форма работы, которая позволяет познакомить родителей с организацией, её традициями, правилами, особенностями коррекционно-образовательной работы, помогает заинтересовать и привлечь к участию в воспитании и обучении детей. В День открытых дверей проводится как экскурсия по образовательной организации, кабинетам, так и демонстрация фрагментов педагогической работы (открытые занятия, коллективные игры детей, внеурочная деятельность).

1.3. Открытое занятие с детьми для родителей.

Открытое занятие с детьми позволяет родителям познакомиться со структурой, этапами, спецификой групповой работы, методами коррекции, применением учебного материала. Родители получают возможность наблюдать и сопоставлять поведенческие и учебные навыки своего ребенка с другими детьми.

1.4. Консультирование.

Проводя консультацию, учитель-логопед стремится дать родителям квалифицированный совет на актуальные вопросы. Логопед выстраивает систему тематических консультаций, которые проводятся для подгруппы родителей. Консультации позволяют родителям усвоить определенные знания, умения, помогают в разрешении проблемных вопросов.

1.5. Выпуски брошюр, буклетов, памяток.

Данный вид работы позволяет поддерживать контакт с родителями. В брошюрах можно описать общую концепцию образовательной организации, дать информацию о мероприятиях, проводимых в текущем учебном году, осветить вопросы коррекционного обучения и воспитания. Буклеты и памятки помогают родителям познакомиться с основными формами и методами коррекции речи детей. Полученные знания родители апробируют в домашних условиях в часы досуга

1.6. Чтение специальной литературы по рекомендации учителя-логопеда.

Для приобщения родителей к педагогической литературе создаются папки-передвижки, подборки статей на определенную тематику. Ознакомление родителей со специальной литературой предполагает беседу с родителями по прочитанному, выяснение того, что заинтересовало, что можно позаимствовать для обучения и воспитания ребенка.

1.7. Информационные компьютерные технологии

1.7.1. Сайт образовательной организации.

С помощью сайта родители могут получить интересующую их информацию, связанную с адаптацией детей, содержанием коррекционного процесса, высказать свои пожелания, написать отзывы о работе педагогов. Сайт позволяет выявить интересы и запросы родителей.

1.7.2. Видеотека еще одна форма, которая получила в последнее время широкое распространение в работе с родителями. Она содержит записи занятий (индивидуальных, групповых, подгрупповых) которые родители могут посмотреть самостоятельно, задав вопросы специалисту, либо занятие просматривается совместно со специалистом, который дает рекомендации по ходу его просмотра и по его окончании. Запись занятия передается родителям через флеш-носитель. Для пользователей программой WhatsApp, учитель-логопед отправляет мгновенные видео-сообщения, которые значительно повышают эффективность работы с родителями. В процессе обмена такими видеосообщениями родители могут просмотреть игры и упражнения, которые использует учитель-логопед при работе с воспитанником, видят пробелы в знаниях своего ребенка, учатся методам и приемам работы по преодолению трудностей в речевом развитии.

1.8.Тематические  акции.

Заброшенная дома игра, книга могут быть интересны другим детям, по-новому использованы в кругу друзей, поэтому полезно проводить акции «Поменяйся игрушкой», «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями можно обновить и пополнить лекотеку, обогатить игровой материал.

2. Индивидуальная  работа  ориентирована  на  приобщение  родителей к  совместной деятельности с ребенком, то есть на личное участие в процессе его обучения, коррекции и развития. Логопед обучает мать (либо других членов семьи) ребенка с нарушением речи набору методических приемов, используемых в коррекционной педагогике и логопедии. Освоив специальные коррекционные приемы, родители используют их для проведения занятий с ребенком в домашних условиях для коррекции личностных детско-родительских взаимоотношений.

К индивидуальным формам работы учителя-логопеда с семьей ребенка нарушением речи относятся:

2.1.Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

Для выполнения домашних заданий с ребенком традиционно используют индивидуальные тетради. Содержание тетради целесообразно оформлять по схеме:

1) рекомендации к выполнению заданий;

2) упражнения для развития артикуляционного аппарата;

3) упражнения для мелкой моторики рук;

4) воспитание произносительных навыков;

5) развитие звукового анализа и синтеза, подготовка к школьному обучению;

6) формирование пассивного и активного словаря;

7) формирование лексико-грамматических категорий;

8) развитие психологической базы речи.

Для родителей должны быть указаны специальные методические приемы работы, наиболее апробированные и действенные для занятий именно с их ребенком. Только специально отобранные индивидуальные задания позволят быстрее и лучше ликвидировать отставание детей в речевом развитии.

2.2. Реализация творческих замыслов в процессе воспитания ребенка.

Конспектирование занятий логопеда – краткие записи, выполненные родителями в процессе наблюдаемого занятия. В них фиксируются наиболее значимые, важные моменты занятия, отдельные технические приемы, которые позволят родителям в спокойной домашней обстановке восстановить в памяти смысловое и структурное содержание и воспроизвести его в полной мере.

2.3. Ведение дневника развития.

Основная задача дневника развития – помочь родителям оценить соответствие речи ребенка возрастной норме и зафиксировать темп речевого развития. В дневнике приводятся речевые высказывания ребенка в виде слов, фраз, рассказов. Оценивается количественный и качественный состав речевой продукции, по результатам оценки проводится беседа.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями обучающихся с ТНР способствует снятию возможных барьеров недопонимания между педагогами и родителями, способствует повышению их мотивации и более активному и заинтересованному включению в образовательный процесс, что дает положительные результаты. Повысилась эффективность обучения детей с тяжелыми нарушениями речи,у родителей повысилась компетентность в вопросах речевого развития, организация и проведение коррекционно-образовательной и логопедической работы для них стала более понятной и открытой. Изменился характер взаимодействия семей со специалистами и учителями. Родители научились видеть проблемы своего ребенка и совместно со специалистами намечать пути их решения, стали положительно настроены на совместную работупо воспитанию и обучению своих детей, активными партнерами и полными участниками образовательной деятельности. Родители убедились в важности участия в образовательной деятельности, что это необходимо для развития и преодоления трудностей их собственного ребенка.Такое взаимодействие с семьями в образовательной организации дает возможность реализации единой коррекционной программы воспитания и развития ребенка, имеющего речевые нарушения.