Консультация для родителей
на тему
«Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства взрослых способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Консультация для родителей
на тему
«Роль книги в жизни дошкольника»
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “пофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых - открыть в ребенке “талант читателя”. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Консультация для родителей
на тему
«Подбор художественной литературы для детей дошкольного возраста»
Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей, формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Детская литература сегодня богата и по составу, и по содержанию. В нашей стране для детей издаются детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это многообразие невозможно. К. Д. Ушинский подчеркивал, что произведения, с которыми впервые встречается ребёнок, должны вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Произведения устного народного творчества: потешки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа. Они своим содержанием и формой отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Устное народное творчество вводит малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у детей чувство принадлежности к своему народу, его культуре. Произведения русского фольклора дают детям уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка… » «Расти коса до пояса», сказки «Царевна лягушка », доброты и трудолюбия, («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » и др.) дружбы и взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса » и др.). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных культур и делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.
При отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть идейную направленность детской книги. Носителем духовной культуры народа является классическая литература. Это произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и других русских писателей.
В литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит формировать у детей широту читательских интересов, избирательность и индивидуальность литературных пристрастий.
Дети дошкольного возраста любят народные и авторские сказки отечественных (А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмаковой) и зарубежных писателей (Дж. Родари, А. Линдгрен, Т. Янсон, А. Милна и др.) Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей яркостью образов, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.
Детям очень нравятся произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского и др. Произведения этих авторов открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами.
Художественные произведения должны быть доступны пониманию ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает принцип доступности.
Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:
- Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.
- Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.
- Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.
- Историко-литературные принципы. Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.
Существуют критерии отбора книг для детского чтения:
Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.
Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.
Несколько советов родителям:
Не покупайте ребенку новую книгу, пока еще для него не исчерпано имеющееся у нее содержание
Внимание ребенка необходимо к содержанию книги каждый раз, раскрывая в них что-то новое для него
Интерес и бережное отношение к его книге проявляйте сами.
Детей надо приучать бережно, обращаться с книгой: (рассматривать книги только на столе, брать их чистыми руками, осторожно перевертывать страницы, после рассматривания убирать книги на место).
Воспитывайте у детей любовь к книге:
Художественная книга – это могучее средство воспитания, она способствует развитию у детей любви к нашей Родине, к родной природе.
С раннего возраста надо воспитывать у детей любовь и интерес к книге.
Детская книга способствует появлению у детей чувства долга: заботы о старших и маленьких, уважения к родителям.
Книга воспитывает у детей интерес к труду и желание трудиться.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций к ним воспитывает моральные качества детей, развивает ум, эстетическое восприятие.
Многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьих интересует истории о жизни своих сверстников. Удачи вам в подборе художественных произведений для детей.
Консультация для родителей
на тему
«Как привить ребёнку любовь к чтению»
Все родители очень хотят видеть своих детей успешными, умными, счастливыми. Одним из важных условий полноценного гармоничного развития личности является любовь к чтению, которая способствует развитию памяти ребенка, внимания, мышления.
Начинать читать ребенку лучше как можно раньше, почти с
рождения. И покупать детские книжки, соответствующие возрасту. Для самых
маленьких продаются специальные мягкие книжки-раскладушки с картинками, которые
дети любят долго рассматривать. Для детей чуть постарше – картонные книги со
стишками или коротенькими сказками. Читать ребенку нужно постоянно,
эмоционально и с выражением. Во время чтения рассматривать вместе картинки и
объяснять, рассказывать, что на них изображено. С развитием речи у ребенка
можно начинать задавать вопросы по картинкам или прочитанному тексту, что будет
способствовать активному его участию в процессе чтения и повышению интереса.
Когда ребенок научится читать сам, нужно
ввести за правило, чтобы это происходило регулярно и желательно в определенное
время. Первое время можно присутствовать при этом, слушать ребенка, читать с
ним по ролям, обсуждать вместе прочитанное. Так ребенок научится анализировать
и высказывать свои мысли, эмоции. Кроме того, он увидит, что его мнение важно
для родителей. И когда чтение у ребенка войдет в привычку, он будет с
удовольствием сидеть сам и читать. Некоторые дети долго не хотят читать сами и
просят об этом маму. Если процесс слишком затянулся, можно применить такую
хитрость. На самом интересном месте прервать чтение и уйти, сославшись на
важные дела. В большинстве случаев ребенок возьмет в руки книгу и дочитает,
ведь так интересно узнать, что произойдет дальше.
Формированию тяги к чтению очень способствует
регулярное посещение вместе с ребенком библиотеки. Родители должны знать, какие
книги привлекают ребенка, и помогать в подборе нужного материала. Никогда
нельзя заставлять читать книги, которые ему не нравятся.
Очень полезно совместное посещение книжных выставок, магазинов. Можно заглянуть и в большой книжный Интернет магазин и позволить ребенку самому выбрать интересующую его книгу.
Желательно создать домашнюю библиотеку, которая будет доступна не только взрослым членам семьи, но и ребенку.
Родители сами должны являться примером и читать каждый день, чтобы ребенок видел, какое это увлекательное и полезное занятие и стремился быть похожим на них. Можно ввести и семейную традицию чтения перед сном, когда вся семья вместо просмотра телевизора читает книги.
Очень важно также прививать культуру обращения с книгами. Не разрешать ребенку рисовать в них, рвать, мять или кидать на пол. А после прочтения приучить его обязательно класть книги на место.
Консультация для родителей
на тему
«Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке»
Особенность повествовательной речи заключается в том, что при этом описывается повествовательность событий во времени. Ребенок должен понять, как начали развертываться изображенные на картинках события, в какой последовательности они далее развивались, и чем все это завершилось. Умение создавать подобные повествовательные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно- следственные связи между ними.
Вначале
детям предлагают серию из 2-хкартинок, затем из 3-4-5 картинок. Взрослый
объясняет ребенку, что у него была книжечка, а ее кто-то порвал и перепутал
странички. Предлагает ребенку собрать книжку.
Но, чтобы это сделать, нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было
сначала, что произошло (случилось) потом, и чем все это закончилось.
Когда малыш сложит картинки по порядку, предложите ему рассказать, что за история изображена на картинках, что там произошло. Нельзя формулировать задачу таким образом: «Расскажи, что нарисовано на картинках». Это провоцирует ребенка на формальное описание того, что изображено на каждой отдельной картинке, а не на повествование о развитии событий.
Если ребенок ошибся, не следует сразу объявлять ему об этом. Иногда составляя рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их. Ну а если все-таки не находит ошибку, задайте ему уточняющий или наводящий вопрос. Например, : «Я что-то не совсем поняла ..., ты мне не объяснишь почему...».
Если после наводящих вопросов ребенок самостоятельно не понимает причинно-следственную связь событий, можно оказать помощь в виде прямых разъяснений.
Если рассказ составлен, верно, но слишком краток, нужно задать дополнительные вопросы о деталях и подробностях, не упомянутых ребенком, но присутствующих на картинках.
Если ребенок правильно разложил картинки, но рассказ составить не может, тогда ему задают вопросы и рассказ составляется совместно, в вопросно-ответной форме. Это помогает ему овладеть навыками самостоятельного планирования при составлении рассказов. Следует также комментировать односложные ответы ребенка, давать образцы развернутых высказываний, что помогает ему в дальнейшем составлять более подробные рассказы, развивая при этом свою речь.
Консультация для родителей
на тему
«Роль сказки в развитии дошкольников»
Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а также его творческий потенциал.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда
ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном,
когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не
отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки
расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является
образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима
образность, игра.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок,
представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и
верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным
времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у
ребёнка.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают
правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно
сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение
задавать вопросы. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ
устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить
конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между
речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать
общению.
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов,
связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая
народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности.
Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если
ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это
образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно
погибнуть.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в
воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными
трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не
пропадает.
Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой,
сказочный мир, то и расскажите её интересней.
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду.
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в
воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что
такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития
ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если
правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно
положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и
улучшать его поведение.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство
воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от
природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств
детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых
героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические
проблемы ребёнка.
Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное
русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет.
Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию у ребёнка уверенности в
себе и своих силах.
Консультация для родителей
на тему
«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.
Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
В итоге, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.
Консультация для родителей
на тему
«Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников»
Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Например, потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.
А сказки? «Слушаю сказки – вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А.С. Пушкин).
Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой - «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например, постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.
Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.
Особое
значение для развития речи дошкольника имеет загадка.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее
развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для
создания метафорического образа (приема олицетворения, различных определений,
эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию
образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за
счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют
представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения
глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм
(«идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»).
В загадке слова сопоставляются, объединяются друг с другом: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы). «Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка». (Дождь).
Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы, когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).
Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.