Консультации для воспитателей. Развитие коммуникативных навыков на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи.
Оценка 4.8

Консультации для воспитателей. Развитие коммуникативных навыков на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи.

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
02.09.2020
Консультации для воспитателей. Развитие коммуникативных навыков на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основа коммуникативной функции - назначение речи быть средством общения. При общем недоразвитии речи нарушается не только формирование речевых средств, но и коммуникация в целом.
консультация для воспитателей.docx

Консультации для воспитателей.

Развитие коммуникативных навыков на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи.

Введение.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основа коммуникативной функции - назначение речи быть средством общения. При общем недоразвитии речи нарушается не только формирование речевых средств, но и коммуникация в целом.

Несмотря на постоянный интерес исследователей (М.М. Алексеева, Ф.А Сохина, Е.И. Тихеева) к проблемам оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, вопросам становления навыков общения у данной категории детей, возможностях их целенаправленного развития на практическом уровне разработаны недостаточно .

Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей, по данным Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпуна, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

Несмотря на то, что в логопедические группы направляются дети старшего дошкольного возраста, мы сталкиваемся со следующими особенностями общения детей, имеющими общее недоразвитие речи: у детей этой категории затруднено использование речи, как средства коммуникации, а следовательно в свободном общении дети испытывают большие трудности. Многие из них избегают общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи во многих ситуациях. Иногда мы наблюдаем речевой негативизм. Они стараются больше использовать невербальные средства общения, в ущерб языковым средствам. В этом возрасте дети хорошо понимают свой дефект речи и стараются уйти от общения. Такой ребёнок умеет говорить, но желания общаться не испытывает.

Также дети проходят адаптационный период перехода логопедическую группу, в связи с чем затруднено свободное общение с логопедом , с воспитателями, малознакомым коллективом сверстников.

Принимая во внимание особенности речевого общения детей с общим недоразвитием речи я определила следующую цель своей работы- развитие коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи на занятиях.

Развитию речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий способствует:

во-первых, подбор приёмов и методов логопедического воздействия с учётом особенностей коммуникации этой категории детей ;

во-вторых, создание ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению.

В соответствии с целью ставлю перед собой следующие задачи:

- формировать положительный настрой на занятиях,

- вырабатывать умение слушать и слышать; 
- повысить самооценку и уверенность в себе; 
- воспринимать и понимать, поддерживать друг друга; 
- способствовать сплочению детского коллектива. 
Для решения этих задач я применила следующие методики, приёмы и технологии:

коммуникативные игры и упражнения

игры-инценировки;

использование продуктивных видов деятельности;

технология ТРИЗ;

Для того, чтобы расположить детей на комфортное, продуктивное общение применяю демократический стиль общения с детьми и во всех играх, упражнениях становлюсь равным участником. Так, на первых занятиях, знакомясь с детьми и обращая их внимание друг на друга, я собираю их в кружок и играю в игру «Назови своё имя». Ребёнок говорит «Меня зовут Катя. А тебя?» и передают мяч соседу справа. Также, спустя некоторое время, когда дети немного перезнакомятся, использую на занятиях игры «Чей голосок?», «Кого не стало?» , «Зеркало». Такие игры представляют собой диалоговое общение, в котором взрослый выступает как образец тактичного собеседника, умея не только говорить, но и выслушивать ребёнка. Галицких Е. О. полагает, что диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. 
На следующем этапе работы для выработки умения слушать и слышать взрослого, сверстника, я организую парное взаимодействие в процессе речевого занятия. Для этого хороши следующие виды деятельности:
- проведение физминуток, пальчиковых игр парами;
- составление рассказов по картинке, пересказы текстов парами, когда дети договариваются , кто будет начинать рассказ, кто продолжит после сигнального слова «стоп», внимательно слушая рассказ своего сверстника.
- составление предложений по двум картинкам, самостоятельно выбирая себе пару.
Я заметила, что дети с более низким уровнем речевого общения не всегда сохраняют устойчивое внимание во время общения на занятиях. Но они с радостью и интересом вступают в диалоги с животными, сказочными персонажами. Поэтому на индивидуальные и подгрупповые занятия включала приход Незнайки, кошки, собачки, Машеньки из сказок и других с целью оказания им помощи. Включение в занятия элементов сюжетно-ролевых игр «Магазин» (н-р: покупка картинок на заданный звук,), «Путешествия», драматизаций стихотворных произведений помогают не только активизировать речь детей, но и позволило детям освоить форму различных высказываний диалога, правила очередности, усвоить различные виды интонации.

Умение общаться в паре даёт мне возможность расширить границы общения на занятиях в подгруппе, в коллективе. Для этих целей подходит метод организации занятий по системе Шулешко. Очень часто организовываю детей для взаимодействия в микрогруппах, особенно при работе над дифференциацией звуков. Дети развивают свои умения общаться, планируют совместные действия для достижения результатов. 
Для того, чтобы навыки общения были произвольными, использую метод создания проблемных ситуаций. Поэтому на занятиях применяю такие задания. как придумывание диалогов к картинке, широко использую игры ТРИЗ: «Хорошо-плохо», «Оживление предмета», «Волшебный экран».
Продолжая развивать и закреплять коммуникативные умения. занятия по развитию связной речи провожу в интеграции с такими видами продуктивной деятельности, как рисование, составление коллажей. 
На таких занятиях сначала в гости к детям приходит корреспондент и берёт у детей интервью на различные темы. Такие интервью дают уроки речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, извинение, , сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др).Затем дети выбирают картинки, подходящие к теме, вырезают планируют, как лучше расположить, приклеивают, общаются по поводу получившегося результата. Очень продуктивными оказались работы по составлению коллажей на темы «Все мы разные», «Что такое радость?» Создание совместных работ позволяет договариваться друг с другом, шлифуют навыки речевого этикета, приносят радость от общения друг с другом. 
Таким образом, занятия с включением приёмов для развития коммуникативных навыков позволили детям:
- более легко входить в контакт с детьми и особенно со взрослыми;
- уметь поддерживать диалог, слушая и задавая вопросы;
- уметь договариваться в конфликтных ситуациях;
- уметь самому ясно и последовательно излагать свои мысли.
Наверное каждый из нас хочет видеть ребёнка счастливым, умеющим общаться с окружающими его людьми. Приобретённые умения помогут ему найти гармонию отношений между людьми, помогут раскрыться ребёнку, понять свою значимость и особенность.

Эти умения помогут детям найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений.
Собственно речевые умения:
вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.
Успешно овладение диалогической речью подразумевает целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний ].
Для изучения коммуникативных умений детей проводились наблыдения за их свободным общением,обращалось внимание на характер общения инициативность , умение вступить в диалог,поддерживать и вести его,слушать собеседника, понимать,ясно выражать свои мысли.
Оценка коммуникативных умений проводилась с учётом следующих критериев:
-активность общения(часто ли является ребёнок инициатором общения)
- умение слушать и понимать речь
- умение строить общение с учётом ситуации
- лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми
-ясность и последовательность выражения своих мыслей
-умение использовать правила речевого этикета.
М.А.Поваляева выделяет три уровня развития коммуникативных навыков и умений
Высокий(17-21) ребёнок активен в общении, умеет слушать, понимать речь,строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно излагает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, умеет вести диалог,умеет договариваться, 
Средний(10-16 баллов)ребёнок слушает, понимает речь, учавствует в общении, чаще по инициативе других,
умение пользоваться формами этикета неустойчивоЮ не всегда умеет договориться и вести диалог
Низкий(0-9 баллов) малоактивен, малоразговорчив с детьми и со взрослыми,
невнимателен, редко пользуется формами этикета,не умеет последовательно излагать свои мысли, договариваться . вести диалог
должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В свете содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает умени
Заключение
В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я». Надо быть осторожным, чтобы не начинающую складываться личность. Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками»нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.
Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою «раковину», становится «молчуном», привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности.
Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.
Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.

Литература:

Гаркуша Ю.Ф. «выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте.- М. Айрис Пресс, 2005»

Журнал «Логопед»N2, 2010- с.14. Дмитриевских Л.С. «Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР»

Журнал «Логопед»N2, 2011.с-24 Ярошевич Т.Я.. «Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР на материале русских сказок»

Журнал «Логопед»N7, 2011- с.35.Душка Н.Д., Соколова Н.И.. «Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста».


 

Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателей

Также дети проходят адаптационный период перехода логопедическую группу, в связи с чем затруднено свободное общение с логопедом , с воспитателями, малознакомым коллективом сверстников

Также дети проходят адаптационный период перехода логопедическую группу, в связи с чем затруднено свободное общение с логопедом , с воспитателями, малознакомым коллективом сверстников

Галицких Е. О. полагает, что диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками

Галицких Е. О. полагает, что диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками

Затем дети выбирают картинки, подходящие к теме, вырезают планируют, как лучше расположить, приклеивают, общаются по поводу получившегося результата

Затем дети выбирают картинки, подходящие к теме, вырезают планируют, как лучше расположить, приклеивают, общаются по поводу получившегося результата

Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов

Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов

В свете содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает умени

В свете содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает умени

Журнал «Логопед»N2, 2010- с.14

Журнал «Логопед»N2, 2010- с.14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2020