Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника.

  • Педсоветы
  • docx
  • 19.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Иконка файла материала Игра как средство нравственного развития дошкольника..docx
Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста  актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе.  Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут  к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят  общество перед опасностью моральной деградации. Требует  переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.  Данное направление исследований в современной отечественной педагогике  по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем  умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее  существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное  воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось  знакомством с некоторыми нравственными нормами правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем  воздействии на ребенка метод убеждения, внушения, этические беседы, то  сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания  нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности,  как добро, справедливость, гуманизм.. В процессе развития личность  проходит периоды особой открытости определенным общественным  воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой  открытости различным социально­нравственным, духовным и  педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является  дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Этот этап является наиболее сенситивным для формирования данной готовности, а  способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста  складывается на основе развивающейся нравственно­оценочной  деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и  признании.      Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его  психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение  ребенка в мир взрослых людей.  Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: сила этой детской гармонии  настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно  улыбаются, переживая радость и восторг.  Вся жизнь ребенка­дошкольника пронизана игрой, только так он готовоткрыть себя миру и мир для себя, однако игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском  саду.          Игра ­ самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая  ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений,  позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь  состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к  детскому обществу, построенному на свободном общении равных.  Воспитатели, работающие с современными детьми должны поставить перед  собой такие цели:     помочь ребенку в формировании представлений о добре, любви,  взаимопомощи и дружелюбии;  организовать воспитательный процесс, в котором значимой  становиться личность ребенка;  развивать в дошкольниках понимания явлений действительности с  позиций нравственно – этических норм;  развивать устную речь, творческое мышление, воображения  дошкольников.  Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа  событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных  и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших  качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. Эти игры  используются мной в процессе работы с детьми.                                Игра «Палочка­выручалочка» Цель: продолжать воспитывать в детях чувство взаимопомощи и  сотрудничества, развитие связной речи.        Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую­либо ситуацию,  когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто­ то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка­ выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог  говорит: «Палочка­выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из  детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог  передаёт ему палочку­выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к  своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей  не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой­ выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно  выручить друга из беды.Игра «Щедрые подарки» Цель: формировать способность к восприятию добра, справедливости и  щедрости.      Один ребенок ­ Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их. Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети  замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до кого­нибудь своей волшебной  палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна  придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.  Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок  под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не  может сама придумать какой­нибудь подарок, ей помогают те дети,  которых она уже «оживила»/                                     Игра «Верные друзья »  Цель: продолжить формировать представление о взаимопомощи и  дружелюбии.       Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть –  суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.  Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые  оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого  дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог. Задача  детей – быстрее спасти своих детей.                                   Игра «Как надо заботиться»  Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе.      Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей  разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя,  например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на  середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ  понравился ему больше.                                    Игра «Только хорошее» Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной  речи: творческого мышления, воображения.   Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в  ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда,  когда произносится какое­либо хорошее качество (правдивость, доброта,  аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот  человек становится ведущим.                                 Игра «Любимое качество» Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций  нравственно­этических норм.Попросить детей сесть в круг и предложите им подумать о своем  любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество. Если какое­либо качество нравится большинству детей, этому качеству  предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который  становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или  храбрости. В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой  ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество. Также, если кто­либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает,  педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.  Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему  поселиться в своей группе.                                   Игра «Колечко красоты» Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и  нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших  качеств. Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на  любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое.  Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог  незаметно вкладывает колечко кому­нибудь в ладошки. Потом дети хором  кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко  выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям  колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в  подарок.                                     Игра «Круг честности» Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с  окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка. Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и,  взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из  круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети,  образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких­либо честных  поступках. Затем команды меняются местами.  Список использованной литературы:    Лопатина А.А., Скребцова М.В. Нравственное воспитание  дошкольников. ООО «Амрита», 2009.  Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном  развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших  дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.

Посмотрите также