Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника.
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
Детсад
19.04.2019
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Игра как средство нравственного развития дошкольника..docx
Консультации для воспитателей
Игра как средство нравственного развития дошкольника.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста
актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе.
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением
человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут
к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят
общество перед опасностью моральной деградации. Требует
переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
Данное направление исследований в современной отечественной педагогике
по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем
умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее
существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное
воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось
знакомством с некоторыми нравственными нормами правилами вежливости,
этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем
воздействии на ребенка метод убеждения, внушения, этические беседы, то
сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания
нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности,
как добро, справедливость, гуманизм.. В процессе развития личность
проходит периоды особой открытости определенным общественным
воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой
открытости различным социальнонравственным, духовным и
педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является
дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Этот этап
является наиболее сенситивным для формирования данной готовности, а
способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста
складывается на основе развивающейся нравственнооценочной
деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и
признании.
Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его
психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком
социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о
том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение
ребенка в мир взрослых людей.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: сила этой детской гармонии
настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно
улыбаются, переживая радость и восторг.
Вся жизнь ребенкадошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя, однако игра является одной из основных
форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском
саду.
Игра самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая
ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений,
позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь
состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к
детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Воспитатели, работающие с современными детьми должны поставить перед
собой такие цели:
помочь ребенку в формировании представлений о добре, любви,
взаимопомощи и дружелюбии;
организовать воспитательный процесс, в котором значимой
становиться личность ребенка;
развивать в дошкольниках понимания явлений действительности с
позиций нравственно – этических норм;
развивать устную речь, творческое мышление, воображения
дошкольников.
Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа
событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных
и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших
качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. Эти игры
используются мной в процессе работы с детьми.
Игра «Палочкавыручалочка»
Цель: продолжать воспитывать в детях чувство взаимопомощи и
сотрудничества, развитие связной речи.
Дети встают в круг и по очереди вспоминают какуюлибо ситуацию,
когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто
то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка
выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог
говорит: «Палочкавыручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из
детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог
передаёт ему палочкувыручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к
своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей
не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой
выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно
выручить друга из беды. Игра «Щедрые подарки»
Цель: формировать способность к восприятию добра, справедливости и
щедрости.
Один ребенок Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и
запоминают их. Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети
замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до когонибудь своей волшебной
палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна
придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.
Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок
под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не
может сама придумать какойнибудь подарок, ей помогают те дети,
которых она уже «оживила»/
Игра «Верные друзья »
Цель: продолжить формировать представление о взаимопомощи и
дружелюбии.
Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть –
суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.
Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые
оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого
дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог. Задача
детей – быстрее спасти своих детей.
Игра «Как надо заботиться»
Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе.
Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей
разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя,
например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на
середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться
о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ
понравился ему больше.
Игра «Только хорошее»
Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной
речи: творческого мышления, воображения.
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в
ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда,
когда произносится какоелибо хорошее качество (правдивость, доброта,
аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети
случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они
делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот
человек становится ведущим.
Игра «Любимое качество»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций
нравственноэтических норм. Попросить детей сесть в круг и предложите им подумать о своем
любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.
Если какоелибо качество нравится большинству детей, этому качеству
предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который
становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или
храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой
ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если ктолибо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает,
педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему
поселиться в своей группе.
Игра «Колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и
нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших
качеств.
Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на
любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое.
Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог
незаметно вкладывает колечко комунибудь в ладошки. Потом дети хором
кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко
выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям
колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше
всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в
подарок.
Игра «Круг честности»
Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с
окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и,
взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда
встает в цепочку друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из
круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети,
образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга.
Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о какихлибо честных
поступках. Затем команды меняются местами.
Список использованной литературы:
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Нравственное воспитание
дошкольников. ООО «Амрита», 2009.
Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном
развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.
Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника.
Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника.
Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника.
Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника.
Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.