Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"
Оценка 4.8

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
28.01.2019
Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"
Материал помогает пройти адаптацию ребенку и родителям (законным представителям) при поступление в дошкольное учреждение, консультации которые проводятся совместно помогаю быстро и без психологических нарушений адаптироваться к новым условиям не только малышу, но и родителям (законным представителям). Консультации проходят на период прохождения всей адаптации.
консультационные вечера.doc
Консультационные вечера Адаптация ребёнка в детском саду “Детство ­ это важнейший  период человеческой  жизни, не подготовка к будущей   жизни,  а  настоящая,  яркая,   самобытная,  неповторимая   жизнь.  И   от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира ­ от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В.А. Сухомлинский Проблема детского сада ­хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать ­ рано или поздно возникает в каждой семье.  Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое   личное   мнение   о   достоинствах   и   недостатках   детских   дошкольных учреждений. Вне   всякого   сомнения,   принятие   решения   родителями   во   многом определяется   вышеупомянутым   личным   опытом.   Тем   не   менее   посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии. Сразу   же   отметим,   что   с   точки   зрения   науки   в   целом   детский   сад   абсолютно однозначно   рассматривается   как   фактор   положительный, необходимый для полноценного воспитания.  Где правовой основой воспитания являются:  ­Конвенция о правах ребенка; ­Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г.; ­Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; ­Стратегия   развития   воспитания   в   Российской   Федерации   на   период   до 2025 г.; ­Государственная   программа   Российской   Федерации   «Развитие образования» на 2013 ­ 2020 гг.; И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен  ­ существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во  многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с  детства ­ никакая семья, никакие няньки­гувернантки, никакие неработающие  бабушки не в состоянии заменить детский сад. Оформляя   ребенка   в   детский   сад,   родители   часто   переживают:   как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение ­это вполне объяснимо: родители впервые оставляют  ребенка  с незнакомыми  людьми.  До этого  все происходило  на  их глазах.  Было   внимание,  любовь   всех   близких.  А   будут   ли   любить   ребенка   в детском саду? Это   волнение   усугубляется,   если   ребенок   не   хочет   расставаться   с привычным   и   близким,   отказывается   порой   идти   в   группу.   Мамы   или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни   дети   приходят   в   группу   уверенно,   внимательно   рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с   меньшей   уверенностью,   больше   наблюдают   за   воспитателем   и   выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм,   отклоняют   все   предложения,   боятся   не   только   расстаться,   но   и отойти   от   мамы,  много   и   громко   плачут.   Чем   же   объясняется   такое   разное поведение детей? Причины   могут   быть   самыми   разными:   отсутствие   в   семье   режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие   отрицательных   привычек   (сосание   соски,   укачивание   при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно­гигиенических навыков и др. Однако   главной   и   основной   причиной   такого   поведения   является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход   малыша   в   новую   социальную   ситуацию   и   длительное   пребывание   в стрессовом   состоянии   могут   привести   к   эмоциональным   нарушениям   и замедлению темпа психофизического развития.  Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода: легкая адаптация ­ сдвиги нормализуются в течение 10­15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; адаптация средней тяжести  ­ сдвиги нормализуются в течении месяца, при   этом   ребенок   на   короткое   время   теряет   в   весе,   может   наступить заболевание длительностью 5­7 дней, есть признаки психического стресса;  тяжелая  адаптация  длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто  болеет, теряет   уже   имеющиеся   навыки,   может   наступить   как   физическое,   так   и психическое истощение организма; Для   обеспечения   оптимальной   адаптации   необходим   индивидуальный подход   к   каждому   дошкольнику   со   стороны   специалистов   ДОУ,   а   также слаженная   работа   педагогов   с   детьми   и   родителями   (законными представителями). Психолого­педагогическая деятельность на протяжении всего периода адаптации строится по следующему плану: Работа с детьми: ­наблюдение за ходом адаптации; ­заполнение листов адаптации; ­диагностика   уровня   адаптированности   ребенка   к   дошкольному   учреждению (Приложение 1); ­проведение   подгрупповых   занятий   с   детьми   со   средним   и   низким   уровнем адаптированности. Работа с родителями: ­Анкетирование (Приложение 2); ­Консультирование; ­Стендовая информация, памятки. Работа с воспитателями: ­Консультирование; ­Совместное проведение игр. Цель:   создание   благоприятных   условий,   способствующих   комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ Задачи: ­Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада. ­Познакомить родителей с особенностями адаптационного периода.  ­Сохранить и укрепить здоровье детей в адаптационный период. Организация и особенности реализации программы. Участники   программы:   дошкольники   со   средним   и   низким   уровнем адаптированной к ДОУ, родители (законные представители) Количество участников: 5­7 человек из группы. Место проведения: сенсорная комната. Продолжительность программы: 2 месяца. Периодичность   занятий:   каждое   занятие   повторяется   несколько   раз   и проводится 1­2 раза в неделю.   Тематический план № занятия 1 2 3 4 Итого: Тема Солнышко и тучка Божья коровка Веселые лягушата Рыбки Кол­во занятий 4 4 4 4 16 Занятие 1 «Солнышко и тучка» Приветствие Приветствуем детей и родителей (законных представителей)  «Добрый день, ребята! Мамы и папы!» Далее   встаем   все   в   круг   и   говорим:   Здравствуй,   Оля  (2   раза   и   по   очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.) Игра­песенка «Солнышко и тучка». Дети и родители садятся полукругом на ковре и повторяют движения и слова (проигрывается 2­3 раза): Светит солнышко в окошко, светит в нашу комнату (руки подняты вверх с разведенными пальчиками) Мы захлопали в ладоши,  Очень рады солнышку! (хлопаем в ладошки) Тучка по небу летит, Тучка небу говорит: (руки   подняты   высоко   вверх   над   головой,   качаем   руками   из   стороны   в сторону) ­ Я хочу поплакать, Дождиком закапать. Кап, кап, кап. (поочередно стучим ладошками по коленочкам) Игра «Собери солнышко» На   ковре   в   произвольном   порядке   раскладываются   половинки   цветных солнышек,   затем   детям   совместно   с   родителями   предлагается   собрать солнышко, соединив половинки подходящего цвета. Игра «Солнышко и тучка» Дети и родители встают в круг, когда ведущий произносит «солнышко» все, поднимают ручки вверх и разводят пальчики, когда произносит слово «тучка» ­ все приседают и ручками над головой делают домик. Игровой массаж Дети   и   родители   садятся   в   круг,   каждому   дается   массажный   мячик. Воспитатель   показывает   движения,   дети   и   взрослые   повторяют   (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу). Релаксационное упражнение Воспитатель предлагает детям и родителям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку. «Закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо. А в небе светит солнышко. Какое солнышко? Желтое, доброе, красивое, яркое, теплое… А солнышко теплое? Его   лучики   касаются   вас,   согревают   вас   своим   теплом.   Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глазки» Прощание. Дети и родители становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая: Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали, скоро мы придем опять, будем вместе мы играть. Занятие 2 «Божья коровка» Приветствие. Приветствуем детей и родителей (законных представителей)  «Добрый день, в Всем!» Далее   встаем   все   в   круг   и   говорим:   Здравствуй,   Оля  (2   раза   и   по   очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.) Игра «На прогулке». Проводим   пальчиковую   гимнастику,   воспитатель   читает   стихотворение, сопровождая его движениями, дети и родители повторяют: По дорожке очень ловко Идет божья коровка. («шевелим» всеми пальчиками правой руки) А за ней идут детишки, Детишки­шалунишки («шевелим всеми пальчиками левой руки) Но один отстал опять, Нужно их нам сосчитать! (растираем ладошки между собой) Один, два, три, четыре, пять. (считаем пальчики на правой руке) Все на месте, хорошо, Посчитаем мы еще! Один, два, три, четыре, пять. (считаем пальчики на левой руке) Игра «Детки потерялись» Потребуется четыре божьих коровки (мамы,) основных цветов, маленьких божьих коровок (детки) – по количеству детей в группе. Дети   и   родители   садятся   полукругом   на   ковре,   воспитатель   выкладывает божьих коровок и затем водит в игровую ситуацию: ­ ребята, помогите деткам ­ божьим коровкам отыскать своих мам. Дети и родители выкладывают на ковре рядом с мамами их деток, с учетом отличий по цвету. Игровой массаж Дети и родители садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Воспитатель показывает движения, все повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу). Релаксационное упражнение Божья   коровка   летит   (исходное   положение:   стоя   ­   спина   ровная,   руки отведены назад – «крылышки») И  весело  жужжит. (дети   машут  «крылышками»  и  произносят  звук  ж­ж­ ж…) Устала! На дорожку упала, (дети ложатся на коврик) Отдыхает! Глазки   закрывает,   Лапки   расслабляет.   (дети   закрывают   глазки   и   спокойно лежат на ковре) Прощание Дети и родители становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая: Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали, скоро мы придем опять, будем вместе мы играть. Занятие 3 «Веселые лягушата» Приветствие Приветствуем детей и родителей (законных представителе) «Добрый день, Всем!» Далее   встаем   все   в   круг   и   говорим:   Здравствуй,   Оля  (2   раза   и   по   очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.) Игра «Лягушки на зарядке» Дети и родители стоят полукругом на ковре, воспитатель читает стихотворение, (сопровождая его движениями, все повторяют): На краю лесной опушки, В теплой маленькой избушке, Жили две смешных лягушки. Утром делали зарядку, Поднимали кверху лапки. (поднимаем руки вверх, опускаем вниз, повторить 3­ 4 раза) Два наклона, приседанье. (наклон вправо, наклон влево – присели, повторить 2­3 раза) Потянулись,   (потянулись   вверх   правой   рукой,   затем   левой,   двумя   руками одновременно) Повернулись (исходное  положение: руки на поясе  поворот влево,  вправо – повторить 2 раза) И друг другу улыбнулись! Игра «Найди самую большую лягушку» На   ковре   в   произвольном   порядке   раскладываются   разные   по   размеру нарисованные   лягушки,   детям   и   взрослым   предлагается   найти   разложить   по размеру (от самой маленькой к самой большой).  Игровой массаж Дети и родители садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Воспитатель показывает движения, все повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу). Релаксационное упражнение Воспитатель предлагает детям и родителям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку. «Представьте,   что   вы   находитесь   в   лесу,   отдыхаете   на   мягкой   травке. Вокруг вас много деревьев и рядом пруд. В пруду живут зеленые лягушата. Они тоже сейчас отдыхают. Вы слышите, как они тихо и мирно квакают. Вам хорошо и спокойно. Потянитесь, улыбнитесь. Откройте глазки.» Прощание Дети   и   родители   становятся   в   круг,   хлопают   в   ладоши,   проговаривая: отдохнули, поиграли и совсем мы не устали, скоро мы придем опять, будем вместе мы играть. Занятие 4 «Рыбки» Приветствие Приветствуем детей и родителей (законных представителей) Далее   встаем   все   в   круг   и   говорим:   Здравствуй,   Оля  (2   раза   и   по   очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.) Пальчиковая игра «Дельфинёнок в море плавал» Дельфинёнок в море плавал (ладошки сложены вместе) В море он с волной играл (выполняем колебательные движения ладошек из стороны в сторону) На волне дельфин качался (движения кистей рук вверх­вниз) Обгонял   дельфин   волну,   (колебательные   движения   вперед   левой   рукой, правой рукой) Раз, два, три, (хлопаем в ладошки) Волна дельфина догони! (ладошки   сложены   вместе,   выполняем   колебательные   движения   из стороны в сторону). Игра «Помоги маме­рыбке отыскать своих деток» Потребуется две большие рыбки­мамы и маленькие рыбки, по количеству детей в группе, рыбки отличаются по цвету и форме. воспитатель выкладывает на ковер двух больших мам­рыбок, затем маленьких рыбок раздает детям, дети и родители кладут рыбок рядом с мамой. Игровой массаж Дети и родители садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Воспитатель показывает движения, все повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу). Релаксационное упражнение Воспитатель предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку. Представьте, что вы плаваете в море на животе (дети ложатся на живот и имитируют плавание). А   теперь   повернитесь   на   спину.   Продолжаем   плавать.   Вода   чистая, прозрачная. И вдруг вы видете, что вам на встречу плывет ваш друг­дельфин! Какой   он   красивый!   Вы   плаваете   вместе.   Вам   хорошо!   А   теперь   дельфин предлагает вам отдохнуть: лежите спокойно рядом с вашим другом. Отдохнули! Спокойно вставайте. Прощание Дети и родители становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая: Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали, скоро мы придем опять, будем вместе мы играть. Список источников         1.Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и  родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. ­ 2010. ­ № 2. ­ С.54­58.         2.Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. ­ М.: Просвещение, 2008.         3.Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. –М., 2008.  4.Воронина О.И. Педагогическое сопровождение семьи в процессе  подготовки старших дошкольников к обучению в школе. – М.,  2009. 5.Григорьева, О, Александрова, И. «Знаете ли вы своего ребенка?» //  Дошкольное воспитание.­ 2011. ­ № 3. ­ С. 77­80. 6.Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения  родителей в жизнь детского сада».­ М.: ТЦ Сфера,2011. 7.Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.­сост. О.В.  Москалюк, Л.В. Погонцева. ­ Волгоград: Учитель, 2010. ­ 123с. 8.Селезнева, И. Семейный клуб // Дошкольное воспитание.­ 2010.­ № 12.­ С. 92­98. 9.Энциклопедия педагогических ситуаций/Под.ред. Н.В.Микляевой.­М.: ТЦ Сфера,2007. _____________                                       ____________________________________     19.02.2018 г.                                                            расшифровка подписи Приложение 1 Диагностика уровня адаптированности ребенка  к дошкольному учреждению ФИ  ребенка Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению Общий  эмоциональный фон поведения Взаимоотношения со взрослыми Взаимоотношения с детьми Наблюдение за ребенком Познавательная и игровая  деятельность в а 3 1 б 2 а 3 а 3 б 2 в 1 б 2 в 1 а 3 б 2 в 1 Реакция на изменение  привычной ситуации в а 3 1 б 2 Условные обозначения Общий эмоциональный фон поведения: А) положительный; Б) неустойчивый; В) отрицательный; Познавательная и игровая деятельность: А) активен; Б) активен при поддержке взрослого; В) пассивен или реакция протеста; Взаимоотношения с взрослыми: А) инициативен; Б) принимает инициативу взрослого; В) уход от взаимоотношений, реакция протеста; Взаимоотношения с детьми: А) инициативен; Б) вступает в контакт при поддержке взрослого; В) пассивен или реакция протеста; Реакция на изменение привычной ситуации: А) принятие; Б) тревожность; В) непринятие. Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество  критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими  показателями: 2,6­3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка радостное или устойчиво­спокойное эмоциональное состояние. Он активно  контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). 1,6­2,5 – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к  отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого  проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой  ситуации. 1­1,5 – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно­разрушительные реакции, направленные на выход из  ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние  (плач, негодующий крик) либо отсутствует активность, инициативность при более или менее  выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений,  отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).                                                                                                              Приложение 2 Анкета для родителей. Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития. 1. Ребенок: Ф.И._________________________________________________________________________________________ Дата рождения________________________________________________________________________________ Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________ Ф.И.О._______________________________________________________________________________________ Год рождения_________________________________________________________________________________ Образование, специальность, место работы________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 2. Мать: 3. Отец: Ф.И.О._______________________________________________________________________________________ Год рождения_________________________________________________________________________________ Образование, специальность, место работы________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) ________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с  ними___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес _____________________________________________________________________________________________ 8. Основные виды игр и занятий дома________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________      9.  Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 1. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть): ­ с детьми своего возраста да нет ­ с детьми старшего возраста да нет ­ с незнакомыми взрослыми да нет ­ с родными да нет 11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните): ­ спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным 12.  Что умеет делать ребенок самостоятельно__________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 13. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное  подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, одевание, другое  (допишите)__________________________________________________________________________ 14. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке. Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем;  чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что  дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой. 15. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто­то  из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его  раздевают и одевают взрослые.                                                                                                                                                                                                                                                                           Приложение 3 Диагностика удовлетворенности (оценка проводится в балльной системе или качественной оценке) проведенным мероприятием 1.Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям по тематической  направленности? 2. Сколько процентов родителей (законных представителей) вы привлекли в качестве  активных участников? Пассивных наблюдателей? 3. Получили ли вы положительный отклик о мероприятии: ­ со стороны воспитателей? ­ со стороны родителей? 4. Сколько времени проходило мероприятие? Не стало ли оно затянутым? 5. были ли случаи травматизма? Психологической неудовлетворенности у детей (слезы, и  др.)? 6. Мероприятие соответствовало плану работы или было придумано спонтанно? 7. Что бы Вы хотели изменить в мероприятии, добавить, исключить? 8. Станет ли данное мероприятие традиционным или было традиционным, или его проводить  не целесообразно?

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"

Консультационные вечера"Адаптация ребенка в детском саду"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019