Консультация для родителей младшей группы "Адаптация ребенка в детском саду"
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
24.01.2019
Данная статья предназначена для воспитателей младшей группы при работе с родителями. Главные темы: Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги… Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.
Сулейманова Адаптация.doc
Консультация для родителей младшей группы
Тема: «Адаптация ребенка в детском саду»
Подготовил:
Воспитатель: Сулейманова Альфия Галимзяновна
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него
с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет,
адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги… Такие
же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.
И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды
сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Особого
внимания с этой точки зрения требуют те малыши (полуторадвух лет), которым
впервые предстоит перейти из достаточно замкнутого семейного круга в мир
широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте
адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Дело в
том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают
психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени
подвержены колебаниям и даже срывам. Новые усилия и как ответная реакция
новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны
ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское
учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может
продолжаться иногда и полгода) и его дальнейшее развитие. Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его
эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или
заторможенности. Ребенок много плачет, стремиться к эмоциональному контакту со
взрослыми или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников.
Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с
родными протекают подчас бурно, экзальтированно. Снижается интерес к
предметному миру, игрушкам, окружающему. Падает уровень речевой активности,
сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее
подавленное состояние в совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение
сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой,
нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Известно: наиболее
сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные
проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в
детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на два
три месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний.
Да, адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но запомним: мы в силах
сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что
существуют разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети
достаточно быстро привыкают к новой социальной среде.
Отсутствие навыков практического взаимодействия с воспитателем,
сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении с ним
усложняют взаимоотношения ребенка почти со всеми взрослыми, которые
окружают его в детском саду. Ведь установить эмоциональный контакт с
посторонним человеком трудно, да и воспитатель не всегда может пойти навстречу
ребенку. А постоянные неудачи рождают робость, опасение, переплетающееся с
желанием общаться с воспитателем. Таким образом, истоки следует искать в
несогласованности затянувшейся эмоциональной новой ведущей деятельности с
предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества. Переход в
новую социальную среду обостряет это противоречие. Высокий уровень развития предметной деятельности – умение налаживать
деловые контакты с взрослыми. Отсюда благополучное эмоциональное ощущение во
время пребывания в детском саду и в совокупности – быстрая адаптация.
Отличительные особенности второй группы: слабая сформированности
действий с предметами, преимущественно на уровне манипуляций, неумение
сосредоточиться на игре, отсутствие инициативы в выборе игрушек, налаживании
деловых контактов с взрослыми (предпочтение эмоциональным). Вот таких детей
следует готовить к поступлении. В ясельную группу.
Выше упоминались сложности в контактах с посторонними взрослыми у детей
с недостаточно развитым деловым общением, что затрудняет им вхождение в новые
условия жизни. Этим детям необходимо в домашних условиях до их поступления в
детский сад расширять круг общения с другими людьми, которые должны играть с
ним (но не ласкать).
Дети ведут себя поразному в обществе ровесников: одни сторонятся их,
другие с удовольствием вступают в контакты. В первом случае состояние,
отягощенное неумение общаться с взрослыми, не компенсируется радостью
общения с равным партнером, что усугубляет состояние тревожности,
дискомфорта.
Контакты детей с ровесниками складываются позже, чем общение с
взрослыми. Чтобы общаться с партнером, имеющим равные возможности, нужно
обладать определенными средствами, а главное – иметь желание. На первом году
жизни все внимание ребенка концентрируется на взрослом, а затем – на предметах.
Но постепенно жизненный опыт расширяется, появляется возможность встреч с
другими детьми, и сразу же возникает интерес к новому существу. Вначале интерес
выражается в улыбке, в наблюдениях за действиями новичка, в желании
приблизиться к нему, потрогать. Роль взрослого на данном этапе – переключать
интерес к ровеснику с объектных на субъективные качества. Вот почему следует с
самого начала формировать между детьми чисто человеческие, доброжелательные
отношения. Внимание взрослого к ребенку, ласковое отношение к нему – один из примеров установления личностного контакта, возникновения положительной
направленности друг на друга. Полезны совместные игры – взрослый и несколько
малышей. Центр притяжения в этой ситуации он, взрослый, именно в его руках
связывающие нити.
Руководя совместной игрой, взрослый формирует умение играть вместе. Но
его влияние не должно быть навязчивым; основная задача – вовремя выйти из игры,
оставив детей наедине. Небольшой беспорядок в групповой комнате – не такая
дорогая цена за полученное удовольствие от общения с ровесником. Ведь
атмосфера свободы, веселья – это еще одно из условий развития оригинального,
творческого начала.
Несколько слов об игрушках. Будущие ролевые игры носят всегда
предметный характер. Поэтому навыки предметного взаимодействия полезно
развивать уже в раннем возрасте. Однако запомним: предметные игры совмещают с
общением. В противном случае дети, поглощенные игрушками, перестанут обращать
внимание на сверстника, не смогут вспомнить того, с кем они играли. Практика
подсказывает успешность такого педагогического приема. За столиком с игрушками
разместите несколько детей. Взрослый рядом. Его задача: наблюдать за игрой,
обращать внимание на положительные действия партнеров.
Оказывается, умение заметить партнера, разделить с ним общее дело, выразив
ему одобрение и ласку, дается не такто просто. Дети слишком заняты собой и ждут
внимания только к себе. Систематические занятия постепенно дадут свои
положительные всходы, а в детском саду обернуться умением общаться с
сверстниками, что, несомненно, поможет быстрее освоиться в новой социальной
среде.
В каком бы возрасте ребенок не поступал в детский сад, надо помнить:
сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям может быть
обеспечена только подготовленностью к ним. А успешной подготовка оказывается в
том случае, когда учитываются психологические особенности ребенка этого
возраста, характер его связей с взрослыми и сверстниками.
Консультация для родителей младшей группы "Адаптация ребенка в детском саду"
Консультация для родителей младшей группы "Адаптация ребенка в детском саду"
Консультация для родителей младшей группы "Адаптация ребенка в детском саду"
Консультация для родителей младшей группы "Адаптация ребенка в детском саду"
Консультация для родителей младшей группы "Адаптация ребенка в детском саду"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.