Сказкотерапия в жизни дошкольников
Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия в жизни дошкольников».
Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна, воспитатель
МБДОУ города Мценска"детский сад №10" Орловской области
В настоящее время внимание многих педагогов во
всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как
обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития,
когда закладывается фундамент физического, психического, нравственного здоровья
ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит его
будущее.
Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок
становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают
счёту и письму и т. д., но ещё хочется, чтобы наши дети умели не только
считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер, звёзды, деревья, землю,
бабочку, птицу, - это очень важно. А ещё более важно, чтобы они умели любить
людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их
пути. Хотя это очень трудно и для этого прежде всего нужно научиться любить
самого себя. Надо осознать своё несовершенство и принять его, позволив себе не
быть Богом, а развиваться в течение всей жизни. И не загонять в глубь себя свои
чувства, а осознавать и выражать их — и это ещё одна нелёгкая задача. А уж
научиться управлять своим гневом и страхом — это крайне тяжело. Ведь нужно
уметь доверять миру и отдельному человеку. Увидеть в любом, даже не очень
хорошем человеке его светлые качества, а они есть в каждом. Стремиться, не
только получать что - то от людей, но и отдавать им хоть капельку самого себя,
своей радости, своего тепла. И обязательно согревать своим теплом самых близких
людей — маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр.
Дети дошкольного возраста
сосредоточены только на своих желаниях и оценках, считая, что только их мнение
и отношение является единственно возможным и центральным, они просто склонны к
конфликтам, стремятся командовать, манипулировать сверстниками. Некоторые очень
обидчивы, замкнуты, скрывают свои переживания, (уходят в себя, предпочитают не
участвовать в играх; но ведь общение и взаимодействие невозможно без учёта
желаний партнёра, без понимания общего смысла его поступков, действий,
высказываний.
Занятия
по сказкотерапии как раз и
помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты
дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие
разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и
проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии
помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко
воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом
прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь»
побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими
нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята
понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с
кем-то ссориться - сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и
добрые сказочные герои, живущие в ней.
Поэтому осознание ответственности за свои
поступки приходит к ребёнку непосредственно из самой сказочной ситуации, а
вовсе не по воле взрослого.
Благодаря занятиям по сказкотерапии мы учимся
преодолевать разные трудности, учимся общаться с миром, друг с другом,
заботиться друг о друге, сочувствуя и сопереживая героям. А воспитание
сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности является наиважнейшей
частью правильного воспитания. Если ребёнок понимает чувства другого, активно
откликается на переживания окружающих людей, либо героев сказки, стремится
оказать помощь, попавшему в беду, в трудную ситуацию, он не будет проявлять
враждебность и агрессивность. Как сказал В. А. Сухомлинский «Глухой к другим
людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в
самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».
Сказка
или сказочное путешествие служит огромной приманкой для детей, это тот «десерт», которого они ждут всегда, но
главное, что именно в такие моменты и удобно строить нужную сказочную упаковку,
когда нам, взрослым, надо либо научить чему-то важному, либо помочь ребёнку от
чего-то избавиться, либо приобрести новый опыт. Ведь, чем больше моделей
поведения проиграют дети, тем легче им будет общаться с миром. Очень мягкому,
застенчивому ребёнку неплохо иногда проявить агрессию. Слишком ранимому -
научиться защищать себя, а чрезмерно
трудолюбивому полезно иногда и полениться. Ведь не бывает плохих эмоций, они
изначально заложены в нас, хотим мы этого или нет, будь то гнев, радость,
жадность и т. д. Если малыш старается стать щедрым, добрым потому, что так
надо, так только правильно, к тому только призывают взрослые, - он просто не
испытывает радости, он чувствует обязанность быть добрым, щедрым и уже боится
проявить жадность или злость, потому что это плохо. А вот когда ребенок сам
почувствует, что ему не нравится быть жадным, злым, мстительным, вот тогда он
легко расстанется с этими чувствами и возьмет ответственность за свои
состояния. Все занятия я насыщаю играми, упражнениями, которые помогают ребятам
преодолеть барьеры в общении, которые помогают легче адаптироваться в группе
среди сверстников. Здесь мы учимся сопереживать, сочувствовать, преодолевать
трудности на сказочных дорожках. Важно взрослым помнить правила: не вписывать в
сценарий детей, а использовать детские находки и решения.
В основе данного инновационного подхода лежит
моделирование педагогического процесса на основе базовых программ обучения и
воспитания дошкольников с использованием разнообразных средств и форм
сказкотерапии с целью психологического обеспечения развития и воспитания
эмоционально-благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка,
гармонизации развития его личности, через развитие способностей самовыражения и
самосознания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.