ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ.
Дидактическая игра одна из основных методов воспитательно –образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
Автором другой всемирно известной системы дидактических игр является М. Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению М.Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Проблемой использования дидактической игры в обучении дошкольников занимались такие ученые как В. Н. Аванесова, Е. Л. Агеева, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, О. Д. Дьяченко, Е. О. Смирнова, А. П. Усова и др.
В создании современной системы дидактических игр особая роль принадлежит Е.И. Тихеевой, заявившей о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е.И. Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.
Дидактические игры это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
В различных литературных источниках указано более 500 дидактических игр, но чёткая классификация игр по видам отсутствует.
Изучая педагогический опыт коррекционной работы специалистов в дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана методическая система дидактических игр для развития речи у старших дошкольников с нарушениями речи.
В процессе дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников с речевой патологией осуществляется комплексная работа над совершенствованием всех сторон речевой деятельности детей: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений. Решение различных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения детьми речевых умений и навыков.
Предлагаемые речевые игры важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей с ОНР и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка .
Дидактические речевые игры способствуют формированию осознанного восприятия взрослых и сверстников в повседневном общении .В ходе дальнейшего обучения дошкольники с ОНР овладевают умением полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь.
Дидактические игры кроме коррекционных задач решают и воспитательные задачи. У детей с ОНР развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.
Современная коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Для решения поставленных задач была разработана методическая система дидактических игр, которые проводились в три этапа.
1 этап - подготовительный
Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях построенных в игровой форме.
Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
2 этап - развивающий.
Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико- грамматических ошибок.
3 этап - закрепляющий
Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.
Этапы работы |
Фонетическая сторона речи |
Лексическая сторона речи |
Грамматический строй речи |
Связная речь |
1.Подготови- тельный
|
«Испорченный телефон» «Светофор» «Поиграем в сказку» |
«Вершки- корешки» «Фрукты- овощи» «Новоселье» Лото «В мире растений» «Летает, а не птица» |
«Живые слова» «Дополни предложение» «Придумай предложение» |
«Кто больше заметит небылиц» «Где начало рассказа?» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Какая картинка не нужна?»
|
2.Развиваю-щий
|
«Повтори» «Похоже- непохоже» «Поймай звук» Лото «Назови картинку и найди гласный звук» «Назови картинку и найди первый звук» «Замкни цепочку» «Каждому звуку свою комнату» «Кого позовут в гости» «Разгадай ребус» |
«Кто как голос подаёт» «Эстафета» «Наоборот» «Кто больше знает» «Скажи по- другому» «Подбери слово»
«Найди лишнюю картинку» «Назови три предмета» |
«Напишем кукле письмо» «Доскажи словечко» «Кого я вижу, что я вижу» «Прятки» «Один и много» «Добавь слово» «Найди ошибку» «Правильно или нет?» |
«Отгадай-ка» «Нарисуй сказку» «Чего на свете не бывает» «Как ты узнал?» «А я бы…» |
3.Закрепляю- щий
|
«Составь слово» «Из слогов - предложение |
«Четвёртый лишний» «Верно ли это?» «Найди лишнее слово» |
«Подними цифру» «Зачем нам эти вещи» «Составь фразу» |
«Составь два рассказа» «Поиск пропавших деталей» |
Таким образом, в дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знание в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделить в старших группах детского сада. Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Таким образом, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.