Консультация для педагогов.
«Экологическое воспитание дошкольников с ЗПР через исследовательскую деятельность».
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Актуальность:
В условиях модернизации Российского дошкольного образования, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольные образовательные организации, одной из приоритетных задач , указанных в Стандарте является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Важным условием и средством воспитания и личностного развития детей выступает исследовательская деятельность, которая является инструментом в воспитании экологической культуры дошкольников. Педагоги и родители учат детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы к объектам природы через исследовательскую деятельность. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Исследовательская деятельность развивает у детей познавательную активность, формирует интерес к изучаемому объекту, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяет кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней.
Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.
Исследовательская деятельность - это
особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой
активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей
между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Цель: в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей дошкольного возраста сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Формы и методы исследовательской деятельности:
• Наблюдения;
• Опыты и исследования;
• Развивающие игры;
• Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ;
• Чтение художественных произведений;
• Рассматривание иллюстраций;
• Слушание музыкальных произведений, звуков природы;
• Экскурсии на другие участки детского сада;
• Труд в природе.
• Беседы
• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование;
• Игры: подвижные, дидактические, настольные
• Создание мини-музея «Семена»;
• Анкетирование: сотрудников детского сада, родителей, детей.
Направления познавательно-исследовательской деятельности:
• Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде
• Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет
• Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства
Правила при организации исследовательской работы:
1.Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. 2. Не сдерживать инициативу детей. 3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Не спешить с вынесением оценочных суждений. 5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: 6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; 7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; 8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Этапы развития детского экспериментирования по возрастам:
-Младший возраст-подготовка к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.
В среднем возрасте идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Используются проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?« и др. Проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей можно использовать следующие приемы: -Воспитатель выполняет работу по указанию детей. Когда, обучая педагога, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи. -Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.
В уголках по экспериментированию должны быть представлены различные материалы для исследования, которые постоянно обновляются. При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей
• достаточность
• доступность
Одним из условий решения задач по исследовательской деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Предлагается перечень материалов и оборудования для исследовательской деятельности по разным возрастам:
Младший дошкольный возраст.
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани».
- Песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной,
красители — пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
— семена бобов, фасоли, гороха
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
— персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст.
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для среднего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани».
«Бумага», «Пуговицы»
— Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)
- Песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной,
красители — пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
— семена бобов, фасоли, гороха
— некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки,
пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
— персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
— карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст.
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
— серии картин с изображением природных сообществ;
— книги познавательного характера, атласы;
— тематические альбомы;
— коллекции
— мини-музей (тематика различна, например
«Часы бывают разные:», «Изделия из камня».
- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты»,
«Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» ;
— природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
— красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
— сито, воронки
— половинки мыльниц, формы для льда
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
— клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
- мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
— личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
— карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
— персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Методические рекомендации.
Дети с задержкой психического развития имеют особенности , которые нужно учитывать в работе: нарушена мелкая моторика, неустойчивое внимание, низкая работоспособность, нарушение памяти, мышления, и др. Поэтому и подготовка, и проведение опытов в исследовательской деятельности будет отличаться от таковых общеобразовательных детских садов (простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, игровая форма и пр.
Для детей с ЗПР актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных. За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами. Поэтому педагог сам отбирает содержание для выполнения следующих задач:
Для детей 2-3 лет:
Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познание причины и т.д.
Для детей 3-5 лет:
Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
Для детей 5-6 лет:
Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
1.Ребенок совместно с педагогом выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
2.Предлагает возможные решения.
3.Проверяет решения, исходя из данных.
4.Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
5.Применяет выводы к новым данным.
6.Делает обобщение.
Работа с родителями.
-Презентации новых программ и технологий, беседы, опросы и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ.
-Совместное сотрудничество исследовательской деятельности через различные виды мероприятий: досуги, праздники.
-Совместные проекты с родителями -( «Огород на окошке», «Зимующие птицы», «Папа может, папа может все, что угодно!»и т.п.)
-Участие в выставках - конкурсах плакатов и поделок –( «Наша малая Родина», «Россия – Русь»и т.п.)
Вывод:
Таким образом, можно сказать, что в процессе целеноправленного педагогического воздействия через исследовательскую деятельность, у детей дошкольного возраста, формируется экологическая культура, осознано-правильное отношение к природным явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Главное достоинство применения исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
•Развивается речь.
•Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются любовь к объектам природы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.