Консультация для педагогов «Организация НОД по методике игрового
стретчинга в Условия ДОУ»
«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение – это растяжка.
Глубокий вздох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжки – это
гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность,
хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе».
Е. И. Зуев «Волшебная сила растяжки»
В последнее время, наряду с другими проблемами особенно актуальным
является физическое воспитание детей. Перед образовательными
учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только
повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.
Также перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного
образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление
здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении
двигательных функций ребенка, особенно развития его физических качеств,
поэтому необходима система контроля физического развития, физической
подготовленности и работоспособности детей, организация индивидуальнодифференцированного подхода к организации работы по оздоровлению воспитанников.
Одной из современных здоровьесберегающих технологии сохранения и
стимулирования здоровья дошкольников является Стретчинг.
Стретчинг (англ. stretching) – это упражнения, предназначенные для
растягивания мышц, связок и сухожилий.
Суть стретчинга - реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития дошкольника.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов. Дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.
Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии дается новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. д., выполняя упражнения под музыкальные произведения (классическая и народная музыка).
Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями
работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических
нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических
упражнений. Каждая НОД состоит из трёх частей.
Главная цель НОД – содействовать формированию движений и развитию физических качеств, а также вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка.
Структура занятия по игровому стретчингу.
Основным задание первой (вводной) части занятия является подготовка
организма детей к выполнению интенсивных упражнений в последующей части занятия. Она заключается в несложном комплексе упражнений на координацию движений, внимание, а также танцев и игровой ритмики. Заканчивается вводная часть дыхательными упражнениями.
Во время второй (основной) составляющей занятия дети закрепляют старые упражнения, а также учатся выполнять новые. В это время применяются упражнения стретчинга, направленные на физиологическое воздействие на организм ребёнка, а также на воспитание физической культуры детей.
Основная часть начинается упражнением на растяжку позвоночника. После проведения растяжки дети присаживаются на свои коврики, при этом
необходимо контролировать сохранение правильной осанки при сидении
(головка приподнята, спинка прямая, плечи опущены и слегка отведены назад).
Наиболее эффективной считается поза ученика - поза сидения на пятках. Руки лежат ладонями вверх на бёдрах, локти отведены в сторону. Когда каждый ребёнок занял своё место, можно начать сюжетно-ролевую игру. Как правило, игры проводятся в виде сказочных путешествий (в джунгли, на морское дно, в зоопарк и т. д., фантазий, когда дети сами придумывают различные истории, встречи с разными существами и животными, и по заранее подготовленному сценарию на основе сказки, по ходу которого дети помогают героям сказки, а также изображают различных сказочных персонажей и т. д.
Каждое занятие должно включать новую игру и новый сюжет. Игра должна проходить эмоционально, быть интересной и увлекательной для детей, с точно просчитанным временем смены упражнений по стретчингу и слушания сказки.
При игровом стренчинге дети учатся переключать внимание, садятся в позу для слушания, сделав определённое упражнение на растягивание и развитие гибкости. При этом необходимо следить за тем, чтобы они сидели с прямой спиной.
В 3 (заключающей) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма, и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включается в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.
Упражнения стретчинга не требуют напряжения в отличии от обычных
физических упражнений, направлены на профилактику деформаций
позвоночника, укрепление связочного аппарата, формирование правильной
осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
Основные правила стретчинга: разогрев перед упражнениями;
медленное и плавное выполнение упражнений;
«правило ровной спины» - следите за осанкой, т. к. сгорбленность уменьшает гибкость; спокойное дыхание; растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.
Основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:
Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показ
упражнение педагогом или подготовленным ребёнком.
Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например: «Деревце», «Сорванный цветок», «Звезда». На занятии я используются самые простые упражнения.
Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки,
увеличение количества упражнений.
Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение
выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинать выполнять упражнение
необходимо с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Требования к детям индивидуальные.
Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения объяснить детям: дляукрепления, каких мышц данное упражнение.
Методика игрового стретчинга состоит из целого ряда несложных
упражнений, которые могут выполнить дети любого возраста. Именно поэтому она не имеет возрастных ограничений. Каждое упражнение носит законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется согласно написанному сценарию.
Занятия игровым стретчингом с детьми показывают стабильно высокие
результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для
общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные
детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые
физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
В заключении хочется отметить то, что приоритетами дошкольного
образовательного учреждения должно стать осознанное отношение ребенка к
своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
«Все работы хороши».
Разминка под песенку кота Леопольда из мультфильма «Лето кота
Леопольда» Сл. М. Пляцкого. Муз. Б. Савельева (смотри приложение)
Упражнение Зернышко.
Цель: Подготовить организм ребенка к основной нагрузке.
И. п. Сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и
вытянуть вперед, опустив голову. Чуть наклонить туловище.
1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая
туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх,
развернув ладони.
2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.
Жил был медвежонок. Настал день, когда он вырос, повзрослел и стал
задумываться, кем же ему быть? Какую профессию выбрать? Решил, что нужно отправиться в путь и узнать у зверей, кто кем работает.
Упражнение Ходьба. Вариант № 1
Цель: Осуществлять профилактику плоскостопия, развивать подвижность
суставов ног.
И. п. Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре
сзади (на предплечьях).
1. Тянуть носки на себя.
2. Вытянуть носки.
Движения динамичные с задержкой в каждой позиции. Дыхание
нормальное. Повторить нужное число раз.
Шел он, шел, и увидел высокую горку.
Упражнение Горка. Вариант № 1
Цель: Укреплять мышцы спины и брюшного пресса.
И. п. Сесть в позу прямого угла, Носки оттянуты. Руки в упоре сзади на
предплечье.
1. Медленно поднять ноги в вертикальное положение, колени «мягкие»,
носки оттянуты. Задержаться нужное время.
2. Вернуться в и. п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить 4-
6 раз.
Залез медвежонок на горку, осмотрелся по сторонам. Увидел озеро, решил
помочить лапы, и быстро побежал вниз с горки.
Упражнение Бег. Вариант № 1
Цель: Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног.
И. п. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки расположены сзади в
низком упоре (на предплечьях).
1. Поднять ноги, колени «мягкие» и делать перекрестные движения.
2. Вернуться в и. п. Движения динамичные, дыхание нормальное. Повторить
4-6 раз.
Зашел медведь в реку, видит, рыбка плывет, и везет листок, на котором
букашки сидят.
Упражнение Рыбка. Вариант №1
Цель: Укреплять мышцы спины и брюшного пресса путем прогиба назад.
И. п. Лечь на живот, ноги развести в стороны, как можно шире руки согнуть
в локтях, ладони положить на пол, на уровне груди.
1. Согнуть ноги в коленях, пяточки тянутся к ягодицам.
2. Вернуть ноги в и. п.
3. Выпрямить руки прогнуться.
4. Вернуться в и. п. Дыхание: Вдох в 1-й и 3-й фазе. Выдох во 2-й и 4-й фазе.
Повторить 4 раза.
-Ты кем работаешь, рыбка? - Спросил медвежонок.
-Я капитан дальнего плавания – перевожу букашек, таракашек, которые
боятся воды, на другой берег.
-Нужная профессия, подумал мишка и зашагал дальше. Видит, птица летит.
Упражнение Птица. Вариант № 1
Цель: Укреплять мышцы спины и брюшного пресса.
И. п. Сесть в позу прямого угла, развести ноги, как можно шире, носки
оттянуты. Руки соединить за спиной («полочкой»).
1. Поднять руки вверх (взмахнуть)
2. Вернуться в и. п. Дыхание: Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й фазе. Повторить
4 – 6 раз.
-Ты кем работаешь, птица? – закричал мишка.
-Я птица – полицейский, высоко летаю, всех разбойников замечаю и облаву
объявляю.
-Нужная профессия, подумал мишка. Неподалеку заквакала лягушка.
Упражнение Лягушка. Вариант № 1
Цель: Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног.
Встать прямо, ноги расставлены, стопы развернуть, руки согнуты в локтях,
ладони раскрыты, «смотрят» вперед, пальцы рук расставлены.
1. Согнуть ноги, медленно опуститься, колени развернуть, как можно шире,
руки согнутые в локтях, расположить вниз. Задержаться нужное время.
2. Вернуться в и. п. Дыхание нормальное. Повторить 4 – 6 раз
-А кем ты работаешь, - спросил косолапый.
-Я работаю продавцом.
-Нужная профессия, - сказал медведь и зашагал дальше.
Видит, змейка лежит, ползти дальше не может, хвостик повредила.
Упражнение Змея. Вариант №1
Цель: Укреплять мышцы спины и брюшного пресса путем прогиба назад.
И. п. Лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.
1. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.
Прогнуться насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову
назад.
2. Медленно вернуться в и. п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.
Повторить 4 раза.
Не прошел косолапый мимо, перебинтовал хвостик.
-Спасибо, - сказала змейка, ты меня вылечил!
Добро пожаловать в группу «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp
Интернет-магазин для педагогов и родителей: https://yavosp.ru/
Уже наступил вечер. Закружились над мишкой комарики. Взял он веточку,
чтобы их отогнать.
Упражнение Веточка. Вариант № 1
Цель: Укреплять мышцы спины и брюшного пресса.
И. п. Лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища
ладонями вниз.
1. Не сгибая правую ногу, и сохраняя оттянутый носок, медленно поднять
ногу в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться нужное количество времени.
2. Медленно вернуться в и. п.
То же повторить с другой ногой. Дыхание нормальное. Повторить 4-6 раз.
Размахивает медвежонок веточкой, а сам думает, какую ему профессию
выбрать. Посмотрел мишка на небо, уж месяц показался.
Упражнение Месяц. Вариант № 1
Цель: Укреплять позвоночник, путем наклонов туловища в стороны.
И. п. Встать прямо, ноги вместе.
1. Прямые руки через стороны поднимаются вверх. Ладони внутрь.
2. Медленно наклонить туловище вправо. Ноги не сгибать, туловище не
поворачивать. Задержаться нужное время.
3. Вернуться в и. п.
4. То же повторить в другую сторону.
Повторить 4-раза.
Еще немного поразмышляв, он твердо решил, что станет врачом.
-Все работы хороши, подумал мишка. А я хочу быть врачом!
Упражнение на релаксацию: «Водопад»
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое
небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и
свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет.
Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными (пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.