Консультация
для педагогов
«Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
ИГРА – деятельность, доставляющая удовольствие.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы кино, мультфильмов, компьютерных игр: в «моряков» и «летчиков» и т.д. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из мультфильмов, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
На что нужно обратить внимание современному педагогу?
Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.
Задачи воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). В группах раннего возраста игра находится в периоде становления, дети только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя:
1) в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
2) развивать умения детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
3) развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
4) развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Вторая младшая группа.
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Задачи воспитателя:
1) способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
2) в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол, выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
3) в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами – игрушками, выполнять роль и за себя, и за игрушку;
4) поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
5) учить детей в играх использовать строительный материал.
Для решения задач для этих двух возрастных групп предметно – развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны и периодически пополняться.
Средняя группа.
Задачи воспитателя:
1) в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
2) учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
3) развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игр из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
4) развивать умение использовать предметы – заместители.
В
соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны четкие границы
игровых зон (границы зон размыты, т. к. одни и те же атрибуты могут быть
использованы для разных игр («Аптека» и «Больница»)
Старшая и подготовительная группы.
Задачи воспитателя:
1) развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
2) развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
3) учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
4) учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
5) развивать умение использовать предметы-заместители.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому в комплексном руководстве игрой большое внимание уделяется выявлению специфики организации развивающей предметно-игровой среды.
При оформлении предметно-игровой среды соблюдаются следующие условия:
- оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим игровым материалом зависит от знаний детей об окружающем мире, поэтому обязательно должна прослеживаться взаимосвязь с работой по ознакомлению с ним;
- игровые уголки комплектуются различным игровым материалом с учетом уровня развития игры.
Когда у детей появляется интерес к играм сверстников и дети пытаются вступать во взаимодействие, используется крупный игровой материал, побуждающий дошкольников к объединению в играх. Известно, что полученные знания об окружающем мире могут быть отображены в играх, если имеются соответствующие по тематике игрушки. Их перечень будет зависеть от содержания ознакомления с окружающим миром.
Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, попросить их принести из дома коробочки, пластмассовые флаконы и другой материал, который можно использовать в качестве предметов-заместителей. Вместе с родителями они могут изготовить мягкие игрушки для совместных игр, сшить элементы костюмов, например, юбку, пелерину, сумку. Простые игрушки-самоделки дети способны сделать непосредственно во время игры, например, нарисовать что-то и сразу использовать эту игрушку-самоделку в игре.
Важно, чтобы дети ощущали себя полноправными хозяевами в своем игровом уголке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.