Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
МКДОУ 
«Детский сад №12» г. Пласт  Подготовила: воспитатель
 высшей категории:
Сагдиева Ольга Александровна
« Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. »
Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Задачи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НАГЛЯДНЫЕ:
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ
метод наблюдения 
и его
 разновидности: 
экскурсии, осмотры 
помещения, 
рассматривание 
натуральных
предметов
2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ 
с использованием
изобразительной 
наглядности: 
 рассматривание
 игрушек, картин, 
фотографий, описание 
картин и игрушек, 
рассказывание 
по игрушкам и
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
-дидактические 
игры, 
-игры-
драматизации,
-инсценировки,
-пластические 
этюды,
-дидактические 
упражнения,
-хороводные
игры.
СЛОВЕСНЫЕ:
-чтение и 
рассказывание 
художественных
 произведений,
 -заучивание
 наизусть, 
-пересказ,
- обобщающая
 беседа,
 -рассказывание 
без опоры
 на наглядный
 материал.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ: 
воспроизведение 
готового
речевого  материала
(метод наблюдения 
и его разновидности,
 рассматривание картин, 
чтение художественной
 литературы, пересказ,
заучивание наизусть,
 игры-драматизации
 по содержанию литературных 
произведений,  
дидактические игры)
ПРОДУКТИВНЫЕ:
создание собственных
связных высказываний
(обобщающая беседа, 
рассказывание, пересказ 
с перестройкой текста, дидактические игры
 на развитие связной речи,
 метод моделирования, 
Работа по развитию словаря в ДОУ.
Дидактические игры: 
Работа по развитию словаря в ДОУ.
Дидактические игры: 
 « Назови признак             «Назови действие
Дидактические игры:
«Бюро находок».
Работа по развитию словаря в ДОУ.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям:
морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам) ;
словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п) ;
синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов) .
 
        Развитие грамматического строя речи 
в ДОУ.
Дидактические игры:
«Образуй новое слово».
        Развитие грамматического строя речи 
в ДОУ.
Дидактические игры:
«Составь предложение».
Ваня пошёл в магазин за хлебом.
«Составь предложение по схеме».
                                     .
«Составь схему предложения».
        Работа над звуковой культурой речи
в ДОУ.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1.     Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2.     Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и правильная постановка ударения;
3.     Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. 
4.     Выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5.     Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
1. Артикуляционная гимнастика: «Слоник», 
«Заборчик», «Лягушка», «Качели», «Горка».
2. Дыхательная гимнастика:
«Забей мяч в ворота».
Работа над звуковой культурой речи
в ДОУ.
        Развитие связной речи 
в ДОУ.
В старших группах ДОУ главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи.
в монологической речи – это отбор содержания высказывания, освоения способов соединения слов, предложений, работа над интонационной окраской речи. 
в развитии диалогической речи – умение слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре.
Алгоритм составления рассказов – повествований.
        Подготовка детей к обучению грамоте 
в ДОУ.
1. Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками). Учить определять позицию звука в слове, придумывать слово с заданным звуком и с заданной позицией звука в слове.
2. Развивать у  детей  навыки звукового анализа и синтеза: умение составлять звуковую схему слова.
3. Формировать графические умения (готовить руку    дошкольника к письму): пальчиковая гимнастика,
штриховка контуров.
4. Знакомство с графическим изображением букв, знаковой системой языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.