Задачи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
1. Развитие и обогащение словаря дошкольников.
2. Формирование грамматического строя речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Развитие связной речи.
5. Подготовка детей к обучению грамоте.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НАГЛЯДНЫЕ:
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ
метод наблюдения
и его
разновидности:
экскурсии, осмотры
помещения,
рассматривание
натуральных
предметов
2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ
с использованием
изобразительной
наглядности:
рассматривание
игрушек, картин,
фотографий, описание
картин и игрушек,
рассказывание
по игрушкам и
картинам.
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
-дидактические
игры,
-игры-
драматизации,
-инсценировки,
-пластические
этюды,
-дидактические
упражнения,
-хороводные
игры.
СЛОВЕСНЫЕ:
-чтение и
рассказывание
художественных
произведений,
-заучивание
наизусть,
-пересказ,
- обобщающая
беседа,
-рассказывание
без опоры
на наглядный
материал.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ:
воспроизведение
готового
речевого материала
(метод наблюдения
и его разновидности,
рассматривание картин,
чтение художественной
литературы, пересказ,
заучивание наизусть,
игры-драматизации
по содержанию литературных
произведений,
дидактические игры)
ПРОДУКТИВНЫЕ:
создание собственных
связных высказываний
(обобщающая беседа,
рассказывание, пересказ
с перестройкой текста, дидактические игры
на развитие связной речи,
метод моделирования,
творческие задания)
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям:
морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам) ;
словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п) ;
синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов) .
Работа над звуковой культурой речи
в ДОУ.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и правильная постановка ударения;
3. Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
4. Выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
1. Артикуляционная гимнастика: «Слоник»,
«Заборчик», «Лягушка», «Качели», «Горка».
2. Дыхательная гимнастика:
«Забей мяч в ворота».
Ребёнок дует на вату, двигая её в заданном направлении
силой дыхания.
«Насос», «Дровокол».
3. Проговаривание чистоговорок:
Тише, мыши, не шуршите,
Нашу кошку не будите.
Упражнение «Придумай слово с заданным звуком».
Игры с малой подвижностью: «Глухой телефон», «Угадай, чей голос?», «Позови с разной высотой голоса»,
«Покажи настроение голосом», «Скажи тихо, громко».
Работа над звуковой культурой речи
в ДОУ.
Развитие связной речи
в ДОУ.
В старших группах ДОУ главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи.
в монологической речи – это отбор содержания высказывания, освоения способов соединения слов, предложений, работа над интонационной окраской речи.
в развитии диалогической речи – умение слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре.
Алгоритм составления рассказов – повествований.
Подготовительная к школе группа.
Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.
1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)
4. Целевая установка на составление рассказа по плану.
5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.
6. Рассказы детей (коллективный рассказ).
7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).
8. В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).
9. Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.
Подготовка детей к обучению грамоте
в ДОУ.
1. Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками). Учить определять позицию звука в слове, придумывать слово с заданным звуком и с заданной позицией звука в слове.
2. Развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза: умение составлять звуковую схему слова.
3. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму): пальчиковая гимнастика,
штриховка контуров.
4. Знакомство с графическим изображением букв, знаковой системой языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.