Консультация для педагогов «Развитие слоговой культуры слова»
Оценка 4.7

Консультация для педагогов «Развитие слоговой культуры слова»

Оценка 4.7
docx
22.10.2022
Консультация для педагогов «Развитие слоговой культуры слова»
консультация Развитие слоговой культуры слова.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие слоговой культуры слова»

 

консультация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Т.В.Лысенко

 

 

 

Мичуринск 2017

 

         В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность основных языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй.

         При осложненных формах ОНР помимо перечисленных компонентов речи нарушается и слоговая структура слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:

1.Нарушение количества слогов:

  • сокращение (пропуск) слога - «моток» - «молоток»;
  • опускание слогообразующей гласной – «пинино» - «пианино»;
  • увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных - «команата»- «комната».

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • перестановка слогов - «деворе»- «дерево»;
  • перестановка звуков в соседних слогах - «гебемот» - «бегемот».

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • сокращение стечений согласных - «тул»- «стул»;
  • вставки согласных в слог - «лимонт»- «лимон».

4.Уподобление слогов - «кококосы»- «абрикосы».

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) - «били…били…билитекарь» - «библиотекарь».

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) - «нананасы» - «ананасы».

7. Контаминации (смешение элементов слов) - «в холодильнице»- «в хлебнице, в холодильнике».

         Преобладание ошибок, выражающихся перестановкой или добавлением слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение количества слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

         Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

         В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода  в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, сок).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

   

         Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа.

 

Подготовительный этап (на невербальном материале).

Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.

На этом этапе ребёнку предлагается выполнить следующие виды работ:

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Примеры игр и упражнений:

       «Где позвонили»

       «Узнай музыкальный инструмент по звуку»

       «Сколько раз ударили в барабан?»

       «По звуку угадай действие»

       «Кто кричал?»

       «Как стучали громко или тихо?»

       «Кто сказал мяу?»

2) Работа над ритмом /сначала простым, затем над сложным/

Примеры и упражнения:

       Сравнение ритмов: // /, //…//.

       Узнавание ритмов и соотнесение  их с определённым ритмическим рисунком.

       Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку.

       Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: /   //, //  //.

       Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символом.

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

3) Воспроизведение долгих звуков /дудка, губная гармошка – символ/ и коротких /барабан, бубен – символ/.

Примеры ритмических рисунков: ― +; + + ―; + ― +; + ― и т.д.

4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку:

Примеры игр и упражнений:

       «Делай как я».

        «Покажи сам».

        «Весёлые инструменты».

       «Танцующие снежинки»

       «Передай привет».

       «Загадки от зверят».

       «Танцующие листочки»

       «Бабочки и цветы».

5) Формирование координации движений пальцев рук:

       Развитие переключаемости движений пальцев рук

       Развитие темповых, ритмических параметров движений пальцев рук.

Формирование пространственной организации движений пальцев рук.

6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Примеры артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопатка», «иголка», «горка», «парус», «грибок», «лошадка».

В качестве дорожки из фишек используется следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т. д.

Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений. Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д. Ребёнок повторяет упражнение.

Примеры чередований движений:

       «заборчик трубочка»

       «горка-парус»

       «улыбка-заборчик-трубочка»

       «лопатка-горка-парус»

       «иголка-парус-горка»

Примеры чередований движений пальцев:

       работает только указательный палец;

       работают указательный и третий пальцы;

       работают указательный и четвёртый пальцы;

       работают указательный, третий, четвёртый пальцы.

 

Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

«Качели»

Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в                   противоположных направлениях.

«Часики»

Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении и т.д.

7) Упражнения на развитие координации рук.

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Результативность:

- развивается слуховая память, слуховое восприятие;

- формируется общая координация движений;

-формируется умение воспроизводить, сравнивать и узнавать ритм.

 

Коррекционный этап (на вербальном материале).

Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка.

    Отработка слоговой структуры слова проводится на следующих этапах:

1.     Уровень гласных звуков.

2.     Уровень слогов.

3.     Уровень слов.

4.     Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.

 

1) Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

Виды заданий и упражнений:             

1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

2. Те же задания с выделением ударного звука.

3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

4. Отстукивание ритма ребенком, по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

Результативность:

- развивается фонематическое восприятие.

2) Отработка слоговой структуры на уровне слогов.

Виды заданий и упражнений:

1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

2. Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

3. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».

4. Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».

5. Проговаривание цепочек слогов.

6. Проговаривание и повторение серии слогов.

7. Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.

8. Проговаривание слогов со стечением согласных.

9. Придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их.

10. Придумай слог к схеме:  СГ;  ГС;  СГС;  ССГ; ГСС.

11. Игра с мячом:

- «скажи наоборот»: са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.

- беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами со

стечением согласных (для детей овладевших соответствующими навыками чтения).

Результативность:

- активизируется мыслительная деятельность;

- совершенствуется слогоритмические умения детей;

- формируется умение определять ударный слог в слове.

3) Отработка слоговой структуры на уровне слов.

При отработке слов различной слоговой структуры учитывалось следующее:

        структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;

       формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

        в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний,  что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

        переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Фонематический и слоговой анализ слов.

Виды заданий и упражнений:

1. Игра «Телеграф».

2. Игры на деление слов на слоги.

3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия  (нанизывание колец на стержни)

4. Игра «Запиши цифру».

5. Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.

6. Упражнение на разбор слова по схеме:

       сколько слогов;

       какой первый;

       какой последний;

       какой слог стоит перед слогом ….

       какой слог стоит после слога ….

       какой слог стоит между слогами ….

7. Упражнение «разрезные картинки».

8. Игра «Рассели животных по домам».

Инструкция: одноэтажный – слово, состоящее из одного слога (кот)

двухэтажный – слово, состоящее из двух слогов (лиса)

трёхэтажный – слово, состоящее из трёх слогов  (корова)

9. Игра с мячом:

Инструкция: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).

10. Упражнение: объясни значение слова.

11. Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

12. Упражнение: назови лишнее слово.

13. Игра «Что изменилось в слове?»:

14. Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):

Инструкция: выбрать из них:

       самое длинное слово;

       самое короткое слово;

       назвать одинаковые по количеству слогов слова.

4) Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок, стихотворений, текстов.

Виды заданий и упражнений:

1.     Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).

2.     Придумать чистоговорку самому.

3.     Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.

4.     Придумай чистоговорки.

5. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

        

         С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Список используемой литературы:

1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Санкт – Петербург, 2001г.

2. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.

3. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.

4. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.

5. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В. «Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.

6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова», Москва, 2001г.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Развитие слоговой культуры слова» консультация

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Развитие слоговой культуры слова» консультация

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с

Односложные слова (дом, сок). 4

Односложные слова (дом, сок). 4

Отхлопывание в ладоши. 2. Отстукивание ладонью по столу

Отхлопывание в ладоши. 2. Отстукивание ладонью по столу

Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

Отработка слоговой структуры на уровне слогов

Отработка слоговой структуры на уровне слогов

Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава

Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава

Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»;

Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2022