Консультация для педагогов «Развитие слоговой культуры слова»

  • docx
  • 22.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала консультация Развитие слоговой культуры слова.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие слоговой культуры слова»

 

консультация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Т.В.Лысенко

 

 

 

Мичуринск 2017

 

         В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность основных языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй.

         При осложненных формах ОНР помимо перечисленных компонентов речи нарушается и слоговая структура слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:

1.Нарушение количества слогов:

  • сокращение (пропуск) слога - «моток» - «молоток»;
  • опускание слогообразующей гласной – «пинино» - «пианино»;
  • увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных - «команата»- «комната».

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • перестановка слогов - «деворе»- «дерево»;
  • перестановка звуков в соседних слогах - «гебемот» - «бегемот».

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • сокращение стечений согласных - «тул»- «стул»;
  • вставки согласных в слог - «лимонт»- «лимон».

4.Уподобление слогов - «кококосы»- «абрикосы».

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) - «били…били…билитекарь» - «библиотекарь».

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) - «нананасы» - «ананасы».

7. Контаминации (смешение элементов слов) - «в холодильнице»- «в хлебнице, в холодильнике».

         Преобладание ошибок, выражающихся перестановкой или добавлением слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение количества слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

         Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

         В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода  в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, сок).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

   

         Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа.

 

Подготовительный этап (на невербальном материале).

Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.

На этом этапе ребёнку предлагается выполнить следующие виды работ:

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Примеры игр и упражнений:

       «Где позвонили»

       «Узнай музыкальный инструмент по звуку»

       «Сколько раз ударили в барабан?»

       «По звуку угадай действие»

       «Кто кричал?»

       «Как стучали громко или тихо?»

       «Кто сказал мяу?»

2) Работа над ритмом /сначала простым, затем над сложным/

Примеры и упражнения:

       Сравнение ритмов: // /, //…//.

       Узнавание ритмов и соотнесение  их с определённым ритмическим рисунком.

       Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку.

       Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: /   //, //  //.

       Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символом.

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

3) Воспроизведение долгих звуков /дудка, губная гармошка – символ/ и коротких /барабан, бубен – символ/.

Примеры ритмических рисунков: ― +; + + ―; + ― +; + ― и т.д.

4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку:

Примеры игр и упражнений:

       «Делай как я».

        «Покажи сам».

        «Весёлые инструменты».

       «Танцующие снежинки»

       «Передай привет».

       «Загадки от зверят».

       «Танцующие листочки»

       «Бабочки и цветы».

5) Формирование координации движений пальцев рук:

       Развитие переключаемости движений пальцев рук

       Развитие темповых, ритмических параметров движений пальцев рук.

Формирование пространственной организации движений пальцев рук.

6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Примеры артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопатка», «иголка», «горка», «парус», «грибок», «лошадка».

В качестве дорожки из фишек используется следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т. д.

Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений. Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д. Ребёнок повторяет упражнение.

Примеры чередований движений:

       «заборчик трубочка»

       «горка-парус»

       «улыбка-заборчик-трубочка»

       «лопатка-горка-парус»

       «иголка-парус-горка»

Примеры чередований движений пальцев:

       работает только указательный палец;

       работают указательный и третий пальцы;

       работают указательный и четвёртый пальцы;

       работают указательный, третий, четвёртый пальцы.

 

Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

«Качели»

Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в                   противоположных направлениях.

«Часики»

Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении и т.д.

7) Упражнения на развитие координации рук.

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Результативность:

- развивается слуховая память, слуховое восприятие;

- формируется общая координация движений;

-формируется умение воспроизводить, сравнивать и узнавать ритм.

 

Коррекционный этап (на вербальном материале).

Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка.

    Отработка слоговой структуры слова проводится на следующих этапах:

1.     Уровень гласных звуков.

2.     Уровень слогов.

3.     Уровень слов.

4.     Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.

 

1) Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

Виды заданий и упражнений:             

1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

2. Те же задания с выделением ударного звука.

3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

4. Отстукивание ритма ребенком, по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

Результативность:

- развивается фонематическое восприятие.

2) Отработка слоговой структуры на уровне слогов.

Виды заданий и упражнений:

1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

2. Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

3. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».

4. Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».

5. Проговаривание цепочек слогов.

6. Проговаривание и повторение серии слогов.

7. Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.

8. Проговаривание слогов со стечением согласных.

9. Придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их.

10. Придумай слог к схеме:  СГ;  ГС;  СГС;  ССГ; ГСС.

11. Игра с мячом:

- «скажи наоборот»: са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.

- беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами со

стечением согласных (для детей овладевших соответствующими навыками чтения).

Результативность:

- активизируется мыслительная деятельность;

- совершенствуется слогоритмические умения детей;

- формируется умение определять ударный слог в слове.

3) Отработка слоговой структуры на уровне слов.

При отработке слов различной слоговой структуры учитывалось следующее:

        структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;

       формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

        в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний,  что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

        переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Фонематический и слоговой анализ слов.

Виды заданий и упражнений:

1. Игра «Телеграф».

2. Игры на деление слов на слоги.

3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия  (нанизывание колец на стержни)

4. Игра «Запиши цифру».

5. Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.

6. Упражнение на разбор слова по схеме:

       сколько слогов;

       какой первый;

       какой последний;

       какой слог стоит перед слогом ….

       какой слог стоит после слога ….

       какой слог стоит между слогами ….

7. Упражнение «разрезные картинки».

8. Игра «Рассели животных по домам».

Инструкция: одноэтажный – слово, состоящее из одного слога (кот)

двухэтажный – слово, состоящее из двух слогов (лиса)

трёхэтажный – слово, состоящее из трёх слогов  (корова)

9. Игра с мячом:

Инструкция: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).

10. Упражнение: объясни значение слова.

11. Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

12. Упражнение: назови лишнее слово.

13. Игра «Что изменилось в слове?»:

14. Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):

Инструкция: выбрать из них:

       самое длинное слово;

       самое короткое слово;

       назвать одинаковые по количеству слогов слова.

4) Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок, стихотворений, текстов.

Виды заданий и упражнений:

1.     Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).

2.     Придумать чистоговорку самому.

3.     Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.

4.     Придумай чистоговорки.

5. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

        

         С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Список используемой литературы:

1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Санкт – Петербург, 2001г.

2. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.

3. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.

4. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.

5. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В. «Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.

6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова», Москва, 2001г.