Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
«Развитие слоговой культуры слова»
консультация
Учитель-логопед
Т.В.Лысенко
Мичуринск 2017
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность основных языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй.
При осложненных формах ОНР помимо перечисленных компонентов речи нарушается и слоговая структура слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:
1.Нарушение количества слогов:
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
3. Искажение структуры отдельного слога:
4.Уподобление слогов - «кококосы»- «абрикосы».
5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) - «били…били…билитекарь» - «библиотекарь».
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) - «нананасы» - «ананасы».
7. Контаминации (смешение элементов слов) - «в холодильнице»- «в хлебнице, в холодильнике».
Преобладание ошибок, выражающихся перестановкой или добавлением слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение количества слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.
Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа.
Подготовительный этап (на невербальном материале).
Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.
На этом этапе ребёнку предлагается выполнить следующие виды работ:
1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
Примеры игр и упражнений:
● «Где позвонили»
● «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
● «Сколько раз ударили в барабан?»
● «По звуку угадай действие»
● «Кто кричал?»
● «Как стучали громко или тихо?»
● «Кто сказал мяу?»
2) Работа над ритмом /сначала простым, затем над сложным/
Примеры и упражнения:
● Сравнение ритмов: // /, //…//.
● Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком.
● Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку.
● Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //.
● Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символом.
Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:
1. Отхлопывание в ладоши.
2. Отстукивание ладонью по столу.
3. Оттопывание ногой.
3) Воспроизведение долгих звуков /дудка, губная гармошка – символ/ и коротких /барабан, бубен – символ/.
Примеры ритмических рисунков: ― +; + + ―; + ― +; + ― и т.д.
4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку:
Примеры игр и упражнений:
● «Делай как я».
● «Покажи сам».
● «Весёлые инструменты».
● «Танцующие снежинки»
● «Передай привет».
● «Загадки от зверят».
● «Танцующие листочки»
● «Бабочки и цветы».
5) Формирование координации движений пальцев рук:
● Развитие переключаемости движений пальцев рук
● Развитие темповых, ритмических параметров движений пальцев рук.
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Примеры артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопатка», «иголка», «горка», «парус», «грибок», «лошадка».
В качестве дорожки из фишек используется следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т. д.
Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений. Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д. Ребёнок повторяет упражнение.
Примеры чередований движений:
● «заборчик трубочка»
● «горка-парус»
● «улыбка-заборчик-трубочка»
● «лопатка-горка-парус»
● «иголка-парус-горка»
Примеры чередований движений пальцев:
● работает только указательный палец;
● работают указательный и третий пальцы;
● работают указательный и четвёртый пальцы;
● работают указательный, третий, четвёртый пальцы.
Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
«Качели»
Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.
Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в противоположных направлениях.
«Часики»
Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.
Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении и т.д.
7) Упражнения на развитие координации рук.
Примеры выполнения одновременных движений:
- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)
- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх
- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро
- кулак – левая рука, ладонь – правая рука
Результативность:
- развивается слуховая память, слуховое восприятие;
- формируется общая координация движений;
-формируется умение воспроизводить, сравнивать и узнавать ритм.
Коррекционный этап (на вербальном материале).
Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка.
Отработка слоговой структуры слова проводится на следующих этапах:
1. Уровень гласных звуков.
2. Уровень слогов.
3. Уровень слов.
4. Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.
1) Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
Виды заданий и упражнений:
1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.
2. Те же задания с выделением ударного звука.
3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.
4. Отстукивание ритма ребенком, по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.
Результативность:
- развивается фонематическое восприятие.
2) Отработка слоговой структуры на уровне слогов.
Виды заданий и упражнений:
1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
2. Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
3. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».
4. Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».
5. Проговаривание цепочек слогов.
6. Проговаривание и повторение серии слогов.
7. Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.
8. Проговаривание слогов со стечением согласных.
9. Придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их.
10. Придумай слог к схеме: СГ; ГС; СГС; ССГ; ГСС.
11. Игра с мячом:
- «скажи наоборот»: са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.
- беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами со
стечением согласных (для детей овладевших соответствующими навыками чтения).
Результативность:
- активизируется мыслительная деятельность;
- совершенствуется слогоритмические умения детей;
- формируется умение определять ударный слог в слове.
3) Отработка слоговой структуры на уровне слов.
При отработке слов различной слоговой структуры учитывалось следующее:
● структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
● формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
● в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
● переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
Фонематический и слоговой анализ слов.
Виды заданий и упражнений:
1. Игра «Телеграф».
2. Игры на деление слов на слоги.
3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни)
4. Игра «Запиши цифру».
5. Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.
6. Упражнение на разбор слова по схеме:
● сколько слогов;
● какой первый;
● какой последний;
● какой слог стоит перед слогом ….
● какой слог стоит после слога ….
● какой слог стоит между слогами ….
7. Упражнение «разрезные картинки».
8. Игра «Рассели животных по домам».
Инструкция: одноэтажный – слово, состоящее из одного слога (кот)
двухэтажный – слово, состоящее из двух слогов (лиса)
трёхэтажный – слово, состоящее из трёх слогов (корова)
9. Игра с мячом:
Инструкция: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).
10. Упражнение: объясни значение слова.
11. Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….
12. Упражнение: назови лишнее слово.
13. Игра «Что изменилось в слове?»:
14. Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):
Инструкция: выбрать из них:
● самое длинное слово;
● самое короткое слово;
● назвать одинаковые по количеству слогов слова.
4) Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок, стихотворений, текстов.
Виды заданий и упражнений:
1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
2. Придумать чистоговорку самому.
3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
4. Придумай чистоговорки.
5. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Список используемой литературы:
1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Санкт – Петербург, 2001г.
2. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.
3. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.
4. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.
5. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В. «Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.
6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова», Москва, 2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.