Консультация
«Направление работы педагога
по формированию звуковой культуры речи дошкольника»
Костенкова Г.Н.
октябрь, 2019г.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
В первой младшей группе работа педагога должна быть направлена на уточнение, обучение, закрепление правильного произношения гласных и большей части согласных звуков кроме группы шипящих и свистящих.
Однако, чтобы научить детей четко и ясно воспроизводить звуки и слова, необходимо прежде всего научить детей внимательно вслушиваться в речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие, речевой слух. Вместе с тем, мы должны учитывать тот факт, что голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп, поэтому необходимо развивать и артикуляционный аппарат , используя специальные артикуляционные упражнения.
В связи с тем, что многие дети 2-3 лет уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном, следует учить их пользоваться умеренным темпом речи, то есть говорить не торопясь. Приучая детей менять громкость голоса, темп речи, воспитатель тем самым подготавливает их к правильному использованию интонационных средств выразительности.
На четвертом году жизни детей уточняются и закрепляются уже знакомые детям звуки, усваиваются новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения, дифференцировать звуки на слух.
Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный аппарат (координировать движения мышц языка, губ, нижней челюсти) и голосовой аппарат (отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью), развивает речевой слух (воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки). А также воспитатель развивает речевое дыхание (выработка продолжительного и плавного выдоха через рот, на одном выдохе протяжно произносить гласные, некоторые фрикативные согласные, например, [в], [ф]. используя средства театрализации учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
В средней группе воспитатель учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка (на пятом году жизни у большинства детей, при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах, завершается процесс овладения звуками родного языка.). Необходимо уделять особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р].
Для этого совершенствуют работу артикуляционного аппарата. Развивают речевое дыхание (учат удлинять выдох).
Продолжается работа по развитию речевого слуха, фонематическое восприятие. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты. Дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они способны и сами подбирать близкие по звучанию слова).
В средней группе детей целенаправленно учат отчетливо произносить слова и фразы, вырабатывая дикцию (четкость речи); формируют навыки умелого пользования средствами выразительности (пользоваться умеренным темпом речи, менять громкость, силу своего голоса с учетом содержания высказывания, настроения).
В старшей группе продолжается укрепление артикуляционного аппарата; детей упражняют в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; учат различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец), тренируют различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; показывают образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.
В подготовительной к школе группе в идеале дети верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности, имеют хорошо развитый фонематический слух, овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, подбирать слова на названный звук и пр.
При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова.
Возможные недочеты произносительной стороны речи в этом возрасте выражаются в том, что некоторые дети недостаточно четко дифференцируют отдельные звуки (как на слух, так и в произношении), невнятно произносят слова, не всегда регулируют громкость голоса, темп речи, не умеют правильно пользоваться интонацией.
К подготовительной группе все остаются дети, которые имеют дефекты в произношении звуков, неясно произносящие слова, что связано с вялой артикуляцией, с разнообразными дефектами речи. С такими детьми обязательно работает учитель-логопед. А воспитатель в свою очередь выполняет его рекомендации и продолжает совершенствовать произносительную сторону речи, развивать фонематическое восприятие детей и голосовой аппарат.
Частную информацию о задачах формирования звуковой культуры речи и этапах работы над звукопроизношения, обучение звуковому анализу можно прочитать в подготовленных буклетах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.