Консультация для родителей « Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется в виде специфических ошибок при написании буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Основные виды ошибок
пропуски, перестановки, вставки букв, искажения фонетического наполнения слов: циклические повторения (персеверации) и замены предшествующих букв последующими (антиципации) раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, смешение элементов слов (контаминации), вставки перестановки, пропуски и повторы слов нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
3 основные группы ошибок: 1. ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез); 2. ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез); 3. ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).
Ошибки на уровне слова: – пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»); – пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»); – вставка лишних букв (стол – «стлол»); – перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр») – добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали») – пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола»).
Ошибки на уровне предложения: – слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны» – раздельное написание слов (приставок, корня) Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.» - запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»
Направления работы по преодолению дисграфии
1. Развитие языкового анализа и синтеза: - формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении
2. Развитие слогового анализа и синтеза: - умение выделять гласные звуки в слове
3. Развитие фонематического анализа и синтеза: - выделение звука на фоне слова - вычленение звука в начале, в середине, конце слова - определение последовательности, количества и места звука в слове.
Развитие языкового анализа и синтеза
1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
3. Составление графических схем предложений, поиск в схеме определённых слов, чтение предложения по схеме.
4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…
5. Обучение согласованию слов в предложении, грамматически правильному построению предложений. Работа с деформированными предложениями. Например: с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе. Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок. «орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.
6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). 7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица. Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения. Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.
8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры). Например (с опорой): «В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.» Без опоры на картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»
9. Составление предложений, используя словосочетания. Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и.т.д.
10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначением границ предложения (понижение голоса, паузы).
11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.
Развитие слогового анализа и синтеза
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
4. Назвать гласные в слове.
5. Записать только гласные данного слова.
6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов
Игра «Отгадайте, кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: логопед хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).
Игра «Перевёртыши»
Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему. Логопед называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.
Игра «Цепочка»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Логопед показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Логопед произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага.
Игра «Мяч передавай – слово называй».
Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего слова (весна – автобус – слон – нос – сова).
1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.
2. Придумать слово с 4,5 звуками.
3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.
7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.
9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).
11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.
12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв. рот час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улика чехол корка астра
13. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон; в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.
14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).
15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.
16. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).
18. Составить графическую схему предложения
19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.
20. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).
22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
23 Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.
24. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.
Учитель-дефектолог Петкевич Н.С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.