Консультация для родителей « Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
Оценка 4.7

Консультация для родителей « Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

Оценка 4.7
Документация
docx
дефектология
13.02.2021
Консультация для родителей « Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
К3.docx

Консультация для родителей « Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется в виде специфических ошибок при написании буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Основные виды ошибок

пропуски, перестановки, вставки букв, искажения фонетического наполнения слов: циклические повторения (персеверации) и замены предшествующих букв последующими (антиципации) раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, смешение элементов слов (контаминации), вставки перестановки, пропуски и повторы слов нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

3 основные группы ошибок: 1. ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез); 2. ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез); 3. ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

Ошибки на уровне слова: – пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»); – пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»); – вставка лишних букв (стол – «стлол»); – перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр») – добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали») – пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола»).

Ошибки на уровне предложения: – слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны» – раздельное написание слов (приставок, корня) Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.» - запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»

Направления работы по преодолению дисграфии

1. Развитие языкового анализа и синтеза: - формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении

2. Развитие слогового анализа и синтеза: - умение выделять гласные звуки в слове

3. Развитие фонематического анализа и синтеза: - выделение звука на фоне слова - вычленение звука в начале, в середине, конце слова - определение последовательности, количества и места звука в слове.

Развитие языкового анализа и синтеза

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

3. Составление графических схем предложений, поиск в схеме определённых слов, чтение предложения по схеме.

4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…

5. Обучение согласованию слов в предложении, грамматически правильному построению предложений. Работа с деформированными предложениями. Например: с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе. Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок. «орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.

6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). 7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица. Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения. Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.

8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры). Например (с опорой): «В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.» Без опоры на картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»

9. Составление предложений, используя словосочетания. Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и.т.д.

10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначением границ предложения (понижение голоса, паузы).

11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

Развитие слогового анализа и синтеза

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

 3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

 4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов

Игра «Отгадайте, кого я называю?»

 Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: логопед хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Игра «Перевёртыши»

 Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему. Логопед называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Игра «Цепочка»

 Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Логопед показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Логопед произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага.

Игра «Мяч передавай – слово называй».

 Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего слова (весна – автобус – слон – нос – сова).

1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.

2. Придумать слово с 4,5 звуками.

3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

 4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв. рот час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улика чехол корка астра

13. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон; в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.

14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.

16. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).

18. Составить графическую схему предложения

19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

20. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

23 Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.

24. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.

 

 

 

 

Учитель-дефектолог    Петкевич Н.С.


 

Консультация для родителей « Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

Консультация для родителей « Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам:

Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам:

Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»)

Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»)

Придумать слово с 4,5 звуками. 3

Придумать слово с 4,5 звуками. 3

Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии

Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021