Консультация для родителей " Готовность ребёнка к школе "

  • pdf
  • 14.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Готовность детей к школе.pdf

Консультация для родителей 

 

«Готовность детей к школе»

 

Так что же такое «готовность к школе» в общем понимании?

Что мы понимаем под готовностью к школе. Первое что приходит на ум - это обучение ребенку письму или счету, чтению. Но это еще не все.

Очень важно подготовить ребенка психологически и физически к школе. Ведь в этот период его жизни меняется все: режим, в его жизни появляются новые люди и новые требования. Поэтому очень важно помочь ребенку и поддерживать его. И чем раньше вы начнете развивать в ребенке различные навыки, учить его самостоятельности, тем легче ему в будущем будет учиться в школе. Поэтому от вас, родителей, многое зависит. Но в этом вопросе главное и не переусердствовать. Ведь нервная система, да и физическая тоже, недоста- точно крепкие. Если ваш ребенок начнет переутомляться, то это серьезно ударит по его иммунной системе. Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты: 

Эмоционально-волевая зрелость:   уровень развития произвольности;   учебная мотивация;   тревожность. 

 

Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):   мышление; 

 восприятие (зрительное, слуховое);   память (зрительная, слуховая, произвольная);   речь;   воображение. 

 

Социальная готовность:   социальная компетентность;   коммуникативные навыки. 

 

Если ребенок не посещал детский сад, то рекомендуется начать делать это за год до поступления в школу. Тогда ребенок заранее переживет иммунологический стресс (его иммунная система будет готова к большим нагрузкам, которые она обычно испытывает в школе), а также социальный стресс (у него начнут развиваться социальная компетентность и коммуникативные навыки, о которых мы говорили выше). 

Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию (или любую другую школу, в которую проводят отбор детей), вам необходимо посвятить предшествующий учебе год достаточно интенсивным занятиям. 

Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ребенка к школе дома, под руководством родителей. 

Подготовка к школе должна осуществляться со всех сторон: в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома. 

 

Главное, чтобы занятия ребенка с родителями не сводились к

«натаскиванию» на решение стандартных тестов и задачек, так как это не привносит никакого вклада в развитие мышления и интеллекта ребенка, а способствует лишь составлению ложного впечатления у учителя и добавляет трудностей в дальнейшем обучение, которое, вероятно, тяжелой ношей  для неподготовленного ума.

Необходимо построить взаимодействие с ребенком так, чтобы дошкольник «своим умом» нашел решение любой задачки и с легкостью ответил на самый каверзный вопрос. И это будет тем более мощным, чем лучше и легче ребенок сможет применить, полученные знания на практике. Эмоциональная поддержка родителей, своевременная похвала, корректное и грамотное разрешение спорных вопросов и проблемных ситуаций, помогут настроить ребенка на активную жизненную позицию, с творческим подходом подходить к любому делу, осознавая себя как личность, достойная успеха. 

 

Для этого родителям необходимо:   развивать в ребенке способность слушать;   учить пониманию прочитанного; 

 развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;   решать с ним простые задачи;   вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова. 

 

Все это нужно для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый  класс умел:   слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во

время занятий; 

 осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;   оценивать свою работу;   владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же»,

«короткий», «длинный», «старше», «младше»;   сравнивать самые простые предметы. 

Что должен уметь ребенок к 7 годам.  

 

Вот настала пора идти вашему ребенку в школу. Что он должен уметь при поступлении в учебное заведение. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и тех требований которые предъявляются в той или иной школе. Но главное что вы, как родители, должны сделать для своего ребенка, это подготовить ребенка физически и психологически. Научить его общаться, укрепить иммунитет, а потом уже читать, считать и писать. 

Чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении. 

 

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:   Основные цвета; 

 Дни недели; 

 Месяцы; 

 Времена года; 

 Понятия «право - лево»; 

 Основные профессии; 

 Домашних и основные виды диких животных; 

 Детенышей животных; 

 Знать зимующих и перелетных птиц; 

 Виды транспорта; 

 Уметь ориентироваться на бумаге; 

 Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;   Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д. 

 

Что должен знать ребенок по математике.  

По математике ребенок должен знать: 

 Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0; 

 Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц); 

 Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький»,

«высокий - низкий», «широкий - узкий»; 

 Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 

 Уметь соотносить цифру и число предметов; 

 Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.). 

 

Память, мышление, внимание и речь.  

Ребенок должен уметь: 

 Пересказывать простое услышанное произведение; 

 Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке); 

 Знать стихотворения; 

 Сочинять сказки; 

 Отвечать на поставленные вопросы; 

 Делать какое-либо задание по образцу; 

 Уметь описывать картинку по памяти; 

 Запоминать до 10 увиденных картинок; 

 Заканчивать предложения; 

 Находить лишнюю картинку или слово; 

 Уметь отгадывать загадки; 

 Группировать предметы по признаку. 

 

Что ребенок должен знать по чтению.  

При подготовке к школе ребенок должен знать: 

 Буквы; 

 Уметь соотносить звук с буквой; 

 Вычленять звуки из слова; 

 Подбирать слова на заданный звук или букву; 

 Читать слова и простые предложения (по слогам); 

 Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается. 

 

Навыки письма.  

Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь: 

 Обводить картинки по контуру 

 Обводить печатные буквы по контору 

 Правильно держать ручку в руке 

 Копировать геометрическую фигуру по клеточкам 

 

Возвращаясь к требованиям ФГОС ДО старший дошкольник, готовый к учебе в школе представлен как:

1)                Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. 

2)                Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. 

3)                Эмоционально отзывчивый: дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. 

4)                Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). 

5)                Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре

и др.) 

6)                Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 

7)                Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. 

8)                Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 

9)                Овладевший необходимыми умениями и навыками: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. 

 

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень  дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!