Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск
- детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные
программы дошкольного образования
Консультация для родителей:
« Почитаем детям дома…»
Учитель- логопед:
Букреева О. Н.
г.о. Чапаевск, 2023 год
Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или
ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то
необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение
в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить
литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь
передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским
и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен,
потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и
зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г.
Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И.
Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают,
предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам.
Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться,
как то исправить положение вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст
ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с
этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо
думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень
важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек,
так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому
систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает
воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную,
эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать
детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный
язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению
запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся
передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для
дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более
старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в
литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные
русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым
сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций,
разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и
добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские
народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей
ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые
силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом,
удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем
возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций.
Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их
собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное
произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ,
относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только
замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство
эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это
волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные
звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс
доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как
читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки,
которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте,
тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в
общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас
есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых
говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого
и рычите за тигра.
- Как только книга надоест ребенку, прекратите
чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая
литература для детей 5-7 лет:
Русские
народные сказки: Заюшкина
избушка. Мужик и медведь.Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин.
Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят.
Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и
серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские
сказки: С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н.
Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А.
Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения
о природе: Мамин-Сибиряк
«Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.