Консультация для родителей

  • docx
  • 20.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для родител21.docx

                                   

 

                                    Консультация для родителей
«Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в
семье»
Стремясь развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь
познавательным способностям детей. Однако не стоит забывать о таком
важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать
свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение.
Во многом именно данные способности являются залогом успешной и
счастливой жизни человека.
Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не
купили конфету – слезы, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на
улице увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций у
дошкольников не ограничивается только радостью и грустью, они могут
выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные
эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с
недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на
вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого, они испытывают
трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства
окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с
развитием эмоционального интеллекта связаны способности к
сопереживанию и эмпатии. Малыши, которые не понимают собственные
эмоции, не могут управлять ими. Поэтому родители таких детей зачастую
сталкиваются с истериками и капризами.
Предлагаем вам подумать и ответить на вопросы:
1. Как часто вы сталкиваетесь с истериками и капризами?
2. На Ваш взгляд, ребенок в 5 лет способен понимать чужие эмоции,
управлять своими?
3. На Ваш взгляд, нужно развивать эмоциональный интеллект ребенка или
важнее познавательные способности?
4. Можно ли сдерживать эмоции?
5. Нужно ли обсуждать с ребенком какие он испытал эмоции?
6. Как Вы развиваете эмоциональный интеллект ребенка в семье?
Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень
развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни.
В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую
значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное
формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много
возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта
малыша. Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения,
открыто выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также
существует множество специальных игр для развития эмоционального
интеллекта. Предлагаем вам с ними познакомиться:
Игра «История одного шарика»

Цель игры: научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его
воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Как играть
1. Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
2. Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен
эмоциями:
3. - ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему
мучительно стыдно.
4. Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть
ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент
что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
На что обратить внимание
Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух
ребёнок, но, если потребуется, помогите с этой частью задания.
Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он
чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не
обязательно упоминать страх, досаду или стыд).
Игра «Фантазёры»
Цель игры: научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние
рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Как играть
Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.
Пусть ребёнок опишет, что видит.
А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному
моменту.
Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
На что обратить внимание
Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в
процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически
повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает
внимательность малыша.
Рекомендации для родителей
Упражнения по развитию эмоционального интеллекта для игр в домашних
условиях
Разыгрывание сюжетов из жизни. Пример игры: возьмите игрушку
зайца и изобразите, что зайка плачет. Попробуйте вместе с ребенком с
помощью мимики показать, как зайка плачет. Обсудите, почему он плачет
(ему грустно, он обиделся, замерз, болит лапка и т. д.). Придумайте, как
можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста.
Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и
понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых
примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.

Арт-терапия. Слушая сказки, ребенок знакомится с различными
вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить
эмоциональный интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно
красками) и музыкотерапии.
«Угадай эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного
возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите
малыша угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в
роли ведущего и показывать эмоции Вам.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение
проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл
игры заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость,
грусть) при помощи рук.
«На что похоже настроение». Предложите малышу пофантазировать и
подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому
(например, мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое
настроение похоже на ураган»).
«Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине
или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные
эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и
попросите ребенка «собрать» заданную эмоцию.
Игры с карточками-эмоциями. С помощью специальных карточек с
изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на
картинках, чем вызваны их эмоции.
Занимаясь всестороннем развитием своего ребенка важно помнить
самое главное: смотрите, что необходимо именно вашему ребенку, чутко
относитесь к его реакциям на нововведения в развитии, предоставляя
многообразие вариантов – уважайте его выбор. Развивайте играючи, сделайте
процесс интеллектуального и эмоционального развития частью ваших
каждодневных рутинных дел – тогда ваш ребенок получит все шансы
вырасти гармоничной и счастливой личностью.