Консультация
для родителей
«Развитие
эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в
семье»
Стремясь
развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь
познавательным
способностям детей. Однако не стоит забывать о таком
важном
понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать
свои и
чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение.
Во многом
именно данные способности являются залогом успешной и
счастливой
жизни человека.
Дети
реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не
купили
конфету – слезы, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на
улице
увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций у
дошкольников
не ограничивается только радостью и грустью, они могут
выражать
гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные
эмоции. Но
далеко не всегда они являются осознанными. Дети с
недостаточно
развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на
вопрос,
что они чувствуют в данный момент. Кроме этого, они испытывают
трудности
в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства
окружающих
или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с
развитием
эмоционального интеллекта связаны способности к
сопереживанию
и эмпатии. Малыши, которые не понимают собственные
эмоции, не
могут управлять ими. Поэтому родители таких детей зачастую
сталкиваются
с истериками и капризами.
Предлагаем
вам подумать и ответить на вопросы:
1. Как
часто вы сталкиваетесь с истериками и капризами?
2. На Ваш
взгляд, ребенок в 5 лет способен понимать чужие эмоции,
управлять
своими?
3. На Ваш
взгляд, нужно развивать эмоциональный интеллект ребенка или
важнее
познавательные способности?
4. Можно
ли сдерживать эмоции?
5. Нужно
ли обсуждать с ребенком какие он испытал эмоции?
6. Как Вы
развиваете эмоциональный интеллект ребенка в семье?
Специалисты
сходятся во мнении, что именно высокий уровень
развития
эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни.
В
дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую
значимость,
так как в этот период у ребенка происходит активное
формирование
его самосознания и самооценки. У родителей есть много
возможностей
способствовать развитию эмоционального интеллекта
малыша.
Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения,
открыто
выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также
существует
множество специальных игр для развития эмоционального
интеллекта.
Предлагаем вам с ними познакомиться:
Игра
«История одного шарика»
Цель
игры: научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его
воображения,
помочь анализировать собственные переживания.
Как играть
1.
Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
2.
Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен
эмоциями:
3. - ему
очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
- он
боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
- он
солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему
мучительно
стыдно.
4. Чтобы
шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть
ребёнок
медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент
что-то
подбадривающее, какие-то слова поддержки.
На что
обратить внимание
Желательно,
чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух
ребёнок,
но, если потребуется, помогите с этой частью задания.
Спрашивайте
малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он
чувствовал
себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не
обязательно
упоминать страх, досаду или стыд).
Игра
«Фантазёры»
Цель игры:
научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние
рисованных
персонажей, развивать чуткость и воображение.
Как играть
Подготовьте
несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.
Пусть
ребёнок опишет, что видит.
А теперь
попросите его придумать, что предшествовало изображенному
моменту.
Пофантазируйте
вместе, что может случиться дальше.
На что
обратить внимание
Чем больше
деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в
процессе
работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически
повторять
показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает
внимательность
малыша.
Рекомендации
для родителей
Упражнения
по развитию эмоционального интеллекта для игр в домашних
условиях
Разыгрывание
сюжетов из жизни. Пример игры: возьмите игрушку
зайца и
изобразите, что зайка плачет. Попробуйте вместе с ребенком с
помощью
мимики показать, как зайка плачет. Обсудите, почему он плачет
(ему
грустно, он обиделся, замерз, болит лапка и т. д.). Придумайте, как
можно ему
помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста.
Но
обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и
понятны
ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых
примерах
поможет малышу научиться понимать чувства других людей.
Арт-терапия. Слушая сказки, ребенок знакомится с различными
вариантами
проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить
эмоциональный
интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно
красками)
и музыкотерапии.
«Угадай
эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного
возраста.
С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите
малыша
угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в
роли
ведущего и показывать эмоции Вам.
«Руки
знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение
проводится
в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл
игры
заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость,
грусть)
при помощи рук.
«На
что похоже настроение». Предложите малышу пофантазировать и
подумать,
на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому
(например,
мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое
настроение
похоже на ураган»).
«Собери
эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине
или
сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные
эмоции
и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и
попросите
ребенка «собрать» заданную эмоцию.
Игры
с карточками-эмоциями. С помощью специальных карточек с
изображением
эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на
картинках,
чем вызваны их эмоции.
Занимаясь
всестороннем развитием своего ребенка важно помнить
самое
главное: смотрите, что необходимо именно вашему ребенку, чутко
относитесь
к его реакциям на нововведения в развитии, предоставляя
многообразие
вариантов – уважайте его выбор. Развивайте играючи, сделайте
процесс
интеллектуального и эмоционального развития частью ваших
каждодневных
рутинных дел – тогда ваш ребенок получит все шансы
вырасти
гармоничной и счастливой личностью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.