Речевой режим.
Речевой режим – это правила речевого (вербального) поведения для взрослых, общающихся с ребенком, направленные на максимальное облегчение задачи усвоения ребенком родного языка. Это не обозначает, что нужно говорить за ребенка, снизив его речевую нагрузку. Напротив, это значит, что нужно создать такие условия, при которых ребенок сам должен будет как можно больше говорить. Особенность коррекционной работы с детьми с алалией заключается в повышенной речевой нагрузке по сравнению с простыми коррекционными занятиями. Поэтому родителям нужно запастись терпением, не реагировать на капризы, и не лениться хвалить ребенка за каждый его успех; создать вокруг ребенка правильную языковую среду, правильный психологический настрой, и соблюдать речевой режим, использовать максимум элементов комплексного подхода. Часто дети капризничают, когда дело доходит до работы по восстановлению речи. Наличие капризов обусловлено высокой нагрузкой на детей с алалией на логопедических занятиях и дома, потому что эти дети за короткие сроки должны догнать по речи своих сверстников, а их возможности в силу органического поражения головного мозга снижены.
Плохо влияет на ребенка с алалией попустительское отношение, гиперопека и жалость со стороны родителей, друзей родителей, родственников. Авиценна говорил: "Нас трое: ты, я и болезнь. Чью сторону возьмешь, та сторона и победит". В нашей ситуации взрослые находятся на стороне излечения. Ребенок почти до самого конца коррекционной работы находится на стороне болезни. Родители должны принять сторону излечения и набрать «армию сторонников». Худший вариант, когда родители «принимают ребенка таким, какой он есть». На самом деле они принимают болезнь, лишая тем самым ребенка шанса на излечение.
Правила речевого поведения взрослых.
· Говорить взрослому, как ни странно, нужно меньше. Не общаться меньше, а именно говорить. Представьте себе, что вы пытаетесь в реке увидеть одну конкретную каплю воды. В речном потоке их так много, что они сливаются в единое целое. Так и наша, взрослая, речь маленьким ребенком воспринимается одним сплошным потоком. И если мы хотим, чтобы ребенок нашел, увидел, поймал ту самую, нужную каплю воды, не проще ли дать ему эту реку по каплям. Потому давайте научимся говорить с ребенком.
· Говорить короткими фразами (не более 4 слов), без сложных конструкций, с интонацией завершенности (фразу «На улице тепло, и потому мы пойдем гулять» разбейте на две самостоятельные части: «На улице тепло. Мы пойдем гулять.»). Желательно на начальных этапах использовать прямой порядок слов в предложении: «киса хочет есть», «мы идем гулять» - т.е. подлежащее+сказуемое+любой другой член предложения. Но, учтите, такой порядок слов не позволяет использовать определения, прилагательные-признаки. Их очередь придет позже.
· Четко и плавно произносить все слова во фразе, не произносить слова по слогам.
· Говорить, чуть преувеличивая интонацию, чуть больше радости, чуть больше удивления: «Ах! Это жук!», «Мяч упал!», «Ой! Чашка разбилась!»
· Слова стараться использовать короткие, доступные пониманию и повторению, желательно 1-2 слога, без стечения согласных: не «стаканчик», а чашка, не «кукла», а ляля, не «кошка», а киса. Хотя исходить нужно из возможностей ребенка – кому-то проще сказать кошка («Кока»), чем киса. Поэтому иногда можно дать несколько разных слов, чтобы ребенок выбрал какое-то одно, удобное ему.
· Не пользоваться «детскими» словами. Если ребенок машину называет «би-би», мы радуемся и повторяем за ним «Да! Машина». Предметы называем словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов – это удлиняет и усложняет слово, а в дальнейшем мешает усвоению норм русского языка. Поэтому не «книжечка», а книга, не «собачка», а собака.
· Одобрять любые речевые проявления, давайте запомним – не важно, как звучит слово, сколько в нем осталось слогов, как искажаются звуки, главное чтобы слово было. Словом специалисты называют звуковой комплекс, всегда обозначающий один и тот же предмет или понятие. Например, «па» – слово, обозначающее «спать», «паа» - «купаться». Но если звуковой комплекс «па» применяется для обозначения понятий «купаться», «пойдем», «стол», «посмотри», и т.д. – увы, это не слово. Одобрять, поощрять, радоваться, но при этом не ожидать слов слишком сильно, чтобы не пугать ребенка: сказал – замечательно, не сказал – скажет в следующий раз
· Не просить ребенка «скажи» и «повтори», заменяйте эти слова чем угодно (Угадай, кто это? Я забыла, что это – помоги мне. Я не вижу, что там нарисовано?)
· Не заниматься, а играть. Будет лучше, если ребенок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Поэтому занятия проводятся не по расписанию 2 раза в неделю, а круглосуточно, в любую секунду – увидели на улице жука – выучили слова «жук», «ползет», «летит». Рассказали: жук ползет в траве, жук летит в небе. Обучают не занятия с картинками, а жизнь.
· Говорить лучше о предметах и ситуациях, которые есть здесь и сейчас. Из фразы: «убирай игрушки, мой руки, нужно покушать и потом пойдем гулять» - ребенок услышит и поймет только про игрушки. Для маленького ребенка будущее не существует, есть только настоящее.
· Предмет в руках ребенка помогает быстрее усвоить новое слово (примерно в 3 раза). Даже если он ломает машинку – он не просто ее ломает, он ее анализирует, и сейчас, пожертвовав одной машинкой, можно выучить новые слова «колесо», «руль», «красная», «сломал».
· Заведите дневник-словарь, в котором фиксируйте новые сказанные ребенком слова и фразы, он будет напоминать вам и другим членам семьи, о чем можно поговорить на прогулке или в магазине.
· Правила отмены занятий. Если ребенок заболел, устал или сильно не в настроении – лучше отменить или перенести занятие. Не стоит на ослабленный организм или на плохое настроение накладывать речевые упражнения, чтобы не возникла связка «мне плохо и я говорю, значит говорить плохо». Это может спровоцировать речевой негативизм. Только отменять занятия нужно так, чтобы ребенок не заметил факта отмены, чтобы в следующий раз не возникло искушения – «я покапризничаю и не буду заниматься».
Правила разучивания новых слов.
Тишина. Создайте щадящий звуковой и слуховой режим ребенку – никаких телевизоров, музыки, телефонов. Слово звучит только в тишине.
Послушание. Сформируйте у ребенка навыки послушания.
Не берите сразу много новых слов.
Ребенок не должен знать, какое новое слово вы учите, т.к. есть большой риск произнесения ребенком этого же слова в своем, искаженном варианте («ися», «сима»), и тогда выучить новое полноценное слово будет труднее.
Сразу целиком новое слово взрослый не говорит. Новые слова учатся по слогам. Если это трехсложное слово, сначала запоминается 1 слог (ма), затем добавляется 2 слог (ма-ши) и повторяется несколько раз. Только тогда, когда взрослый увидел, что ребенок запомнил 2 первых слога (маши), добавляется 3 слог (ма-ши-на).
Говорить, глядя в лицо ребенку. Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, Б, В, Ф, М, С, З) можно увидеть, и это поможет ему правильнее произносить новое слово. Некоторым детям нужно утрированно показывать произнесение отдельных слогов: сжимать губы на ПА; прижимать язык к зубам на ТА, широко открывать рот на КА, улыбаться на И, вытягивать губы на У.
Новое, изучаемое или закрепляемое слово произносить в составе предложения (Там стоит машина), выделяя голосом – сделать на нем логическое ударение, протянуть чуть дольше других слов.
Многократно повторять и закреплять новое, отдельно выученное слово в окружающей жизни, задавая вопросы типа «Что едет по дороге?», «Что у мальчика?», но так, чтобы слово звучало в именительном падеже (не «машину», а «машина»)
Заниматься с ребенком должны все члены семьи, которые его окружают. При этом они должны четко знать, какие слова может произнести ребенок, а какие еще не доступны для произношения. Поэтому важно вести тетрадь, в которую записываются выученные слова и фразы.
Запомните! Дети с моторной алалией запоминают слова только при многократном повторении, при этом нужно к ним возвращаться через некоторое время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.