Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки!»

  • docx
  • 18.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЗНАНИО 18.03.3.docx

Консультация для родителей детей раннего возраста
«Дети любят потешки!»

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с
ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают
познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного
поведения. Помочь детям в этом – основная обязанность родителей и
педагогов; взрослых, которые окружают детей и которым малыши доверяют.
Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор – это
народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его
многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым
эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего
возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки,
народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки,
загадки. Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить –
регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни
ребёнка. И не только радует малыша, создаёт эмоциональную связь
взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая
основы поведения самостоятельной жизни.
Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора –
это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и
которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально
откликается на ласковые слова мамы, обращённые к нему. Подрастая,
ребёнок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного
творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо
лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее
овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть
интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит
улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.
Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно
соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность,
и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют
потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения
сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет
ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать
свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил

развития ребёнка – сила примера. Потешки стимулируют детей подражать,
закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного
восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным
голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой.
Важно помнить, что использование потешек будет результативным только
при готовности ребёнка воспринимать их, при отсутствии признаков
утомления.
Маленькие дети не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут
сказать, что им не нравится, вследствии чего, ребёнок даёт нам это понять
доступным ему способом – плачем, криком. Отличительная особенность
детей раннего возраста – внимание легко переключается с одного объекта на
другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками –
это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое. И в этом нам
помогут потешки и игровые ситуации:
«Стуки-стуки, глянь в ворота –
Верно в гости едет кто то!
Едет целая семья:
Впереди идёт свинья,
А за нею утка мчится!
Сзади волк идёт с волчицей!
Кот и пёсик удивились –
Даже помирились!»
(Данную потешку следует сопровождать действиями: постукиваниями,
движениями рук, и эмоциональной речью).
Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное,
сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят полезные
продукты. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же
помогут потешки:
«Умница, Катенька!
Ешь кашку сладеньку!
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!»
Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно

умыться, вымыть руки, причесаться:
«Ай, лады-лады-лады!
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся!»
«Моем, моем, руки чисто,
Чтоб не стать трубочистом!»
«Бай, бай, бай, бай...
Ты, собаченька, не лай...
И в гудочек не гуди,
Наших деток не буди...»
Очень важно, чтобы дети просыпались в хорошем настроении:
«Потягуни-потягушечки!
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!»
Существенную роль играют потешки в помощи при одевании детей на
прогулку:
«Оля варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Оля варежку сняла –
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и найдёшь!
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»
Потешки оказывают не только развивающее действие, но и создают
благоприятный климат, дарят ребёнку ощущение собственной значимости:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший!

Сашенька пригожий!»
Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни
ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит
заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей
и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни