Консультация для
родителей детей раннего возраста
«Дети любят
потешки!»
В раннем возрасте,
основные сферы взаимодействия взрослого с
ребёнком – речевое
развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают
познавать мир, учатся
полноценно общаться, познают нормы правильного
поведения. Помочь детям
в этом – основная обязанность родителей и
педагогов; взрослых,
которые окружают детей и которым малыши доверяют.
Издревна, на помощь
русскому народу приходит фольклор. Фольклор – это
народное творчество,
которое создаётся коллективно народом и отражает его
многовековый опыт,
мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым
эффективным способом
передачи накопленных знаний детям раннего
возраста являются малые
фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки,
народные песни,
колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки,
загадки. Значимость
малых фольклорных форм невозможно переоценить –
регулярное
использование потешек и прибауток в повседневной жизни
ребёнка. И не только
радует малыша, создаёт эмоциональную связь
взрослого с ребёнком,
но и развивает его, в доступной форме прививая
основы поведения
самостоятельной жизни.
Дети любят потешки! И
это не просто слова. Малые формы фольклора –
это первые
художественные произведения, которые слышит ребёнок, и
которые развивают его.
Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально
откликается на ласковые
слова мамы, обращённые к нему. Подрастая,
ребёнок легко
запоминает часто повторяющиеся слова из народного
творчества, и, услышав
их, радостно улыбается и начинает счастливо
лепетать. Использование
малых фольклорных форм позволяет детям быстрее
овладеть речью, развить
речевой слух ребёнка, помогает овладеть
интонационной стороной
речи, плавностью голоса и выразительностью, учит
улавливать повышение и
понижение голоса, обогащает словарный запас.
Ценность потешек
определяется несколькими факторами: их можно
соединять с движениями,
они имеют определённый ритм и эмоциональность,
и в игровой форме учат
детей познавать жизнь. Большое значение имеют
потешки для воспитания
у детей раннего возраста дружелюбия, умения
сопереживать.
Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет
ребёнку проникнуться
сутью потешки и научиться эмоционально выражать
свои эмоции: грусть,
радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил
развития ребёнка –
сила примера. Потешки стимулируют детей подражать,
закладывают основы
правильного поведения. Для более эффективного
восприятия потешек
детьми, следует их читать ласковым, выразительным
голосом, сопровождая
слова соответствующими движениями и мимикой.
Важно помнить, что
использование потешек будет результативным только
при готовности ребёнка
воспринимать их, при отсутствии признаков
утомления.
Маленькие дети не умеют
ещё рассказывать о своих чувствах, не могут
сказать, что им не
нравится, вследствии чего, ребёнок даёт нам это понять
доступным ему способом
– плачем, криком. Отличительная особенность
детей раннего возраста
– внимание легко переключается с одного объекта на
другой. Один из
способов справиться с детскими капризами и истериками –
это отвлечь ребёнка,
переключить его внимание на другое. И в этом нам
помогут потешки и
игровые ситуации:
«Стуки-стуки, глянь в
ворота –
Верно в гости едет кто
то!
Едет целая семья:
Впереди идёт свинья,
А за нею утка мчится!
Сзади волк идёт с
волчицей!
Кот и пёсик удивились –
Даже помирились!»
(Данную потешку следует
сопровождать действиями: постукиваниями,
движениями рук, и
эмоциональной речью).
Очень важно для
полноценного развития, чтобы дети получали правильное,
сбалансированное
питание, однако, маленькие дети часто не любят полезные
продукты. Помочь им в
игровой форме полюбить полезную еду, так же
помогут потешки:
«Умница, Катенька!
Ешь кашку сладеньку!
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!»
Потешки приходят на
помощь и в режимных моментах, когда нужно
умыться, вымыть руки,
причесаться:
«Ай, лады-лады-лады!
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся!»
«Моем, моем, руки
чисто,
Чтоб не стать
трубочистом!»
«Бай, бай, бай, бай...
Ты, собаченька, не
лай...
И в гудочек не гуди,
Наших деток не буди...»
Очень важно, чтобы дети
просыпались в хорошем настроении:
«Потягуни-потягушечки!
От носочков до
макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не
останемся!»
Существенную роль
играют потешки в помощи при одевании детей на
прогулку:
«Оля варежку надела,
Ой, куда я пальчик
дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не
попал.
Оля варежку сняла –
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и
найдёшь!
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?»
Потешки оказывают не
только развивающее действие, но и создают
благоприятный климат,
дарят ребёнку ощущение собственной значимости:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший!
Сашенька пригожий!»
Регулярное
использование малых фольклорных форм в повседневной жизни
ребёнка,
взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит
заложить
качественный фундамент психофизиологического развития детей
и
подготовить их к самостоятельной и успешной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.