Консультация для родителей дошкольников "Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) – как определить?"
Задержка психо-речевого развития – это
следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной
системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше.
Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать
коррекцию как можно раньше.
В первую очередь, не пугаться и быть
объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут
плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от
нормы на 2-3-4 месяца, не более!
Задержка речевого развития (ЗРР)
Проверьте своего ребенка:
• В 1 год он должен произносить порядка 10
простых слов, знать названия окружающих его предметов.
• К полутора годам словарный запас увеличивается
до 50-60 общеупотребительных слов. Далее темп нарастает — в 1,8 лет освоено до
180 слов, в 2 года — 300, к 3 годам — до 1000!
• В 2 года ребенок строит простые предложения,
использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?»,
«где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
• В 3 года речь уже в основном состоит из
сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов,
частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и
сказки.
• К 5 годам он говорит уже почти как взрослый,
имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя
правильные грамматические формы.
А если ребенок отстает в развитии?
Чем раньше будет замечено отставание, тем легче
его скорректировать. Задержка психо-речевого развития в 2-3 года полностью
может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями
во дворе.
Поэтому родители должны быть настороже и при
подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам. Начать можно с
педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к
неврологу и дефектологу, логопеду или психологу.
ЗПРР
с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия
сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание
в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается
признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми,
не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда
чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго
раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет,
склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их
по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как
взаимодействовать со сверстниками.
- Непонимание обращенной речи — тоже один из
признаков аутизма, как и задержки речевого развития.
При наличии указанных выше черт лечение ребенка
должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с
психиатром.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, психиатр, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР
Микротоковая
рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми
электрическими импульсами на биологически активные точки мозга,
нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в
тех участках, где она была нарушена.
При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны
мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом.
Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом, логопедом, психологом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет,
их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления.
Задача логопедов — научить
ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого
развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических
и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче
произносить звуки и их сочетания. Работа с психологом нужна, например, в тех случаях, когда
отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной
обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
Лекарственная терапия.
Медикаменты при задержке психо-речевого развития
назначает врач невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью
компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у
ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и
их последствий.
Задача родителей — найти
профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее
эффективное лечение, включающее разные методы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.