Консультация для родителей
«Экспериментируем с детьми дома!»
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет,
если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом
взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник
деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую
активность.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется
больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные
знания.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление,
любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету
В.А.
Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал».
Любое место в квартире может стать
местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья
ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла. Другой
пример, кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме,
когда она готовит еду, но и там можно провести очень занимательные эксперименты
с детьми.
Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, необходимо обратится к справочной литературе и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Экспериментировать дома можно во время любой деятельности:
1. Во время рисования с ребенком (у него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?
2. Во время ухода за комнатными растениями – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?
3. Во время уборки квартиры – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам?
Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность.
Если вы решились на эксперименты с детьми, соблюдайте некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
Несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.
«Танцующие хлопья»
Некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас мы узнаем, а можно ли научить рисовые хлопья еще и прыгать и танцевать.
Нам понадобятся: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер
Подготовка:
1.Расстелите
на столе бумажное полотенце.
2. Высыпьте на полотенце хлопья.
Начинаем научное волшебство!
1.
Обратитесь к детям так: «Все вы, конечно, знаете, как
рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как
они умеют прыгать и танцевать».
2.Надуйте шарик и завяжите его.
3. Потрите шарик о шерстяной свитер.
4. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.
2.
«Меняем цвет капусты»
Приготовьте вместе с ребенком салат из тонко нашинкованной краснокачанной капусты, перетертой с солью, и полейте его яблочным уксусом (лимонным соком) с сахаром. Понаблюдайте, как капуста из фиолетовой превратится в ярко-красную. Это влияние уксусной кислоты. Однако по мере хранения салат опять может стать фиолетовым или даже посинеть. Происходит это потому, что постепенно уксусная кислота разбавляется капустным соком, концентрация ее понижается и окраска красителя краснокачанной капусты меняется. Вот такие превращения.
«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».
«Мыльные пузыри»
Материалы:
жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
· Наполовину наполните чашку жидким мылом.
· Доверху налейте чашку водой и размешайте.
· Окуните соломинку в мыльный раствор.
· Осторожно подуйте в соломинку.
Итоги:
У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую
гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.