Составила: учитель – логопед
Апрель
2021г.
Формирование грамматического строя речи.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих.
Особенности формирования грамматического строя речи.
Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений:
Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.
Игры для формирования грамматического строя речи.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными. Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).
Игра «Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе. Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)
Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным. Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».
Игра «Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных. Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово
Цветок красный, а цветочек красненький.
|
Ведро синее, а ведерко … |
Яблоко сладкое, а яблочко …
|
Солнце теплое, а солнышко … |
Чашка синяя, а чашечка … |
Цыпленок пушистый, а цыпленочек ... |
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла» Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.
Игра «Один-много»
Цель: обучение детей
правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного
числа.
Ход: взрослый называет
существительное в единственном числе, а ребёнок должен назвать множественное
число.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.