Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

  • docx
  • 06.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Грамматический строй Апрель 2021г..docx

 

 

 

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

https://1.bp.blogspot.com/-KTC2sUggKWU/Xg4E7vzZgcI/AAAAAAAAAQc/4D3cy1p9sccYnWNFdYcAry89g6UcfgEmwCLcBGAsYHQ/s1600/XXL.jpg

 

                                                                            Составила: учитель – логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

2021г.

 

Формирование грамматического строя речи.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих.

Особенности формирования грамматического строя речи.

Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений:

  • словоизменение – число, род, падежи;
  • словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов;
  • согласование различных частей речи между собой;
  • фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами.

Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.

Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.                                                                                          

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.

http://images.myshared.ru/5/480091/slide_20.jpg

Игры для формирования грамматического строя речи.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

https://sun9-54.userapi.com/JqUyTTRAytRcsA_utGPyvcvurzW0VhoIWa6aTQ/_hMK_oWczv8.jpg

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.                                                                                          Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

Игра «Найди по цвету»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0be4/00163f7b-e4ccf567/img8.jpg   https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0be4/00163f7b-e4ccf567/img5.jpg

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.                                                                                                                    Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

 

Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2019/10/maxresdefault-1-13.jpg  

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.          Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».

Игра «Назови ласково»

https://cf.ppt-online.org/files/slide/q/qeN1sHzwBvTMl3k8J9PamtGYujfA2EIrWiOS64/slide-7.jpg

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.                               Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово

Цветок красный, а цветочек красненький.

 

Ведро синее, а ведерко …

Яблоко сладкое, а яблочко …

 

Солнце теплое, а солнышко …

Чашка синяя, а чашечка …

Цыпленок пушистый, а цыпленочек ...

Игра «Что из чего сделано?»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e5c/000244c3-d78ed69f/img4.jpg

Цель: образование относительных прилагательных                                           Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»                                                                          Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?»                 Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.

Игра «Один-много»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0641/00048698-da406ecf/img1.jpg

Цель:  обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Ход: взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок должен назвать множественное число.