МАДОУ «Детский сад №14 «Умка»
«Характеристика технологии сенсорного развития детей 3-4 лет через ознакомление с окружающим миром»
Для того чтобы воспитать ребѐнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки, которые обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:
1. Научить ребѐнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т. д.
Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжѐтся?». (У неѐ на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.)
2. Научить ребѐнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
Учим ребѐнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
Учим ребѐнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
Учим ребѐнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
Цвета (красный, зелѐный, синий, жѐлтый).
Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.) Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.) Вкуса (сладкий, кислый, горький, солѐный).
Обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.)
Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зималето.)
Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:
Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребѐнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребѐнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.
Игра. с/р «День рождения». Ребѐнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солѐные будет правильно готовить угощение.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов.
Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования.
Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая еѐ надо полить; если земля твѐрдая еѐ надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании.
Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жѐлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения.
Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение.
Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия.
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно - развивающая среда.
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берѐзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребѐнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребѐнка.
Памятка
«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении».
Важной составляющей в развитии ребенка 3-4 лет является сенсорное развитие, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. От уровня сенсорного развития Вашего ребенка зависят его успешность в умственной, физической и эстетической сферах.
В возрасте 3-4 лет ребенок активно усваивает сенсорные эталоны. К сенсорным эталонам относят общепринятые цвета, величины, формы, пространственные положения, вкус, запах и т. д.
В данном возрасте необходимо формировать следующие эталоны:
• формы – плоскостные геометрические фигуры и их названия (7) (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник, звезда, крест).
• цвета – семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, серый, белый) и называть 3-4 цвета.
• величины – отношения по величине между предметами
(«большой», «маленький», «самый большой» и т. д – сравнение).
• пространственные – расположение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади).
В домашних условиях помочь развить сенсорные эталоны ребенка вы можете следующими способами:
- с помощью разнообразных окружающих предметов как на прогулке во дворе, так и дома Вы можете с ребенком осваивать такие сенсорные свойства: как твердость, мягкость, хрупкость, пластичность (обратите внимание на игрушки, камушки, листочки, продукты питания и другой окружающий ребенка материал).
- дома есть возможность сравнивать такие сенсорные свойства как:
горячее/холодное, тяжелое/легкое, кислое/сладкое/горькое и др.
Игры дома, на прогулке, в магазине:
• Что бывает круглым? (квадратным, треугольным и т. д.)
• Назови все предметы вокруг зеленого цвета? (желтый, красный и т. д.)
• Что больше апельсин или мандаринка?
• Что слаще апельсин или мандаринка? А какая по вкусу мандаринка? Если мы в компот бросим соль, а в суп сахар?
• Что больше маленький слон или большая мышка (медведь живой или игрушечный?
• Где лежит игрушка?
У Вас есть возможность придумывать свои варианты игр, дети с удовольствием включаются в них!
Развивать сенсорику можно с помощью продуктивной деятельности детей: лепка из глины или пластилина, рисование, конструирование, аппликация, поделки из различного материала.
Сенсорные игрушки: коробочка с геометрическими формами; вкладыши различных размеров;
стаканчики для вкладывания друг в друга; разрезные картинки («Пазл» из 612 частей); пирамидки; лото; мозаика, домино, конструктор.
Играйте вместе с детьми!
Поощряйте интерес ребенка к предметам окружения и не ленитесь отвечать на его вопросы, больше сравнивайте, сопоставляйте и экспериментируйте и тогда Ваш малыш будет считать мир ярким и интересным!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.