Консультация для родителей и педагогов "Чувствительные дети"
Оценка 4.6

Консультация для родителей и педагогов "Чувствительные дети"

Оценка 4.6
docx
11.12.2020
Консультация для родителей и педагогов "Чувствительные дети"
Чувствительные дети.docx

Воспитание чувствительных детей

Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым (оба нервных процесса - и возбуждение и торможение - у них слабые). Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг и, особенно, - к неблагоприятным воздействиям. Они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Выражение чувств у них неяркое. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив, радость выражает улыбкой или тихим смехом. Если недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, нетребовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие, утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, поэтому для полноценного отдыха им необходимо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Малыша раздражают малейшие неудобства: мокрые пеленки, складка на простыне. Сон их очень чуткий, засыпает ребенок не сразу, перед тем как заснуть, может поплакать.

Не всегда такому ребенку подходит режим, рекомендуемый для других детей его возраста. Если малыш систематически засыпает раньше времени, надо посоветоваться с врачом и несколько изменить режим, удлинив дневной сон.

У ребенка неустойчивый аппетит: то хорошо ест, то отказывается от пищи. Он может не сразу согласиться есть с ложки, когда начнут приучать к этому. Если воспитатель будет терпелив и настойчив, даст возможность малышу привыкнуть есть с ложки и к новой пище постепенно, конфликтов можно избежать.

Дети этого типа овладевают движениями несколько позднее, чем другие. Так, например, у них позднее закрепляется умение поворачиваться на живот, садиться, стоять, ходить. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно, беззащитно в обществе сверстников, переживая обиды (кто-то толкнул малыша, сломал песочный пирожок, взял формочку). Для других детей это может и не иметь значения: толкнули - отошел, сделал другой пирожок, забрал свою формочку, а чувствительный ребенок в силу особенностей его нервной системы огорчается, плачет, старается уединиться. Задача воспитателя - помочь ему войти в детское общество. Такие дети более остро, чем другие, реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их надо готовить особенно тщательно и проявить максимум внимания в период адаптации.

Дети слабого типа нервной системы особенно чувствительны к ласке, к тону, которым к ним обращаются. Строгий тон, порой просто необходимый по отношению к другим детям, менее эффективен в обращении с робкими детьми. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить у них формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости, боязливости - нежелательных черт характера, которые у детей этого типа могут легко возникнуть, если их предупреждению не уделяется внимание. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, деликатности, отзывчивости.

Такого ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности.

На прогулке воспитатель может предложить ребенку перешагнуть через небольшое препятствие, взобраться на возвышение, подзадоривая малыша, чтобы он делал это с желанием, а не по принуждению. Даже самые небольшие успехи окрыляют ребенка, он становится все смелее, решительнее.

Внимательно наблюдая за ребенком, изучая его особенности, воспитатель найдет правильный подход к нему, обеспечивающий гармоничное развитие. Игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию, так как у него будут в первую очередь складываться те черты, формированию которых благоприятствует его тип нервной системы. Например, ребенок возбудимый вырастет очень подвижным и поэтому непоседливым, ему будет не хватать выдержки, усидчивости. Медлительный ребенок будет способен проявить выдержку и усидчивость, но там, где потребуется быстрота реакции, сноровка, решительность, для него могут возникнуть трудности.


 

Скачано с www.znanio.ru

Воспитание чувствительных детей

Воспитание чувствительных детей
Скачать файл