«Как дошкольнику подружится с математикой»
Сколько бы вам сейчас не было лет, но слово «математика» у взрослых ассоциируется со школой. Многие помнят школьные уроки, а возможно и своих учителей, но мало кто из родителей может припомнить занятия по математике в детском саду. А именно у детей с дошкольного возраста начинают формировать элементарные математические представления.
Многие родители подумают «Для чего обучать малыша математике с 3 лет?». Учимся считать с 3-х лет
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, занятия по математике существенно отличаются от уроков в школе. Для детей, посещающих детские сады, обучение проводится в игровой форме и на специально организованных занятиях, закрепить материал, ребята могут с помощью дидактических (развивающих) игр. Для каждой возрастной группы существуют определенные задачи.
Занятия по математике развивают у детей логику, мышление. Какие представления и навыки должен приобрести ребенок 3-4 лет?
Количество
В этом возрасте дети должны понимать, что множество предметов состоит из отдельных или однородных предметов. Например, взрослый просит детей найти среди множества зайчат такого же, как у него в руке.
Далее предлагаются упражнения, с помощью которых дети подбирают и группируют предметы по определенным признакам, например: «Сложите все мячики синего цвета в корзину, в одну коробку – маленькие грибочки, а в другую – большие». Выполняя задания, дети понимают, что все предметы можно объединить по определенному признаку.
Для того чтобы научить детей 3 лет понимать слова «один» и «много» предлагается следующее упражнение: в соответствии с количеством детей, на стол кладутся яблоки. Взрослый обращает внимание, на то, что на столе лежит много яблок, после чего просит каждого ребенка взять по яблоку. Малыши видят, что с каждым разом яблок становится все меньше и меньше, и в результате «много» исчезает. Взрослый говорит, что у каждого ребенка по одному яблоку, а на столе нет ни одного. После того, как взрослый предлагает детям положить по одному яблоку обратно на стол, то получается снова много яблок.
Обучая детей 3 — 4 лет сравнивать группы предметов, взрослый знакомит с понятиями «равенство» и «неравенство».
Игра «Поймай рыбки» с определенным количеством
Для этого используется прием наложения. Например, на карточке изображено 5 котят. Взрослый предлагает каждого котенка «посадить» в корзинку, разместив картинку, с изображением корзины под каждым котенком. После чего обращает внимание, что корзин «столько же» сколько котят, а значит «поровну». Убрав одну картинку с изображением корзины, дети понимают, что котят стало «больше», а корзин — «меньше».
Величина
Дети 3 — 4 лет учатся сравнивать различные предметы (брусочки, полоски бумаги, ленты) по ширине, длине и высоте, и пользоваться словами: «длиннее – короче», «одинаковые по длине»; «шире – уже», «одинаковые по ширине»; «выше – ниже», «одинаковые по высоте»; «больше – меньше», «одинаковые по величине».
Карточки изучения величины «больше-меньше»
Вначале дети, учатся сравнивать предметы по какому-нибудь определенному признаку. Так, например, накладывая одну ленточку на другую, ребята понимают, что красная лента длиннее синей, а синяя – короче красной.
Всем известно, что самым любимым жанром фольклора или
литературы среди детей дошкольного возраста является сказка. Поэтому этот факт
нужно умело использовать при познавательном развитии ребенка с помощью такого
инструмента как математика в сказках. Тем более, что она Математика–есть в
каждой сказке. Как хорошие книги можно читать по-разному «залпом», едва
поспевая за увлекательно разворачивающимся сюжетом или медленно, наслаждаясь
чтением, так можно еще читать и глазами математика, замечая и анализируя именно
математические
факты. И это не только увлекательное, но и очень поучительное занятие для детей
дошкольного возраста. Математическое мышление ребенка начинает формироваться не
с изучения цифр, чисел или других символов. Все это слишком абстрактные понятия
для ребенка. Математическое, а вместе с ним и логическое мышление, начинается с
усвоения простейших понятий и умений, таких как:
-количество; признаки и свойства предмета; умение
сравнивать по признакам: больше, меньше, равно; умение мыслить в пространстве
(пространственное мышление). Все эти понятия формируются в быту и в играх, но особенно
полезно закреплять их с помощью сказок. Волшебные детские произведения наглядно
отображают математические понятия. Математика через сказку изучается детьми
ненавязчиво, легко и
весело.
Математика в сказках – это не та обычная математика, к которой мы привыкли в школе. Здесь нет цифр и знаков, зато есть волшебная история, которая чему-то учит. А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.