Консультация для родителей на тему "Готовим руку к письму"
Оценка 4.9

Консультация для родителей на тему "Готовим руку к письму"

Оценка 4.9
doc
28.12.2024
Консультация для родителей на тему "Готовим руку к письму"
Шестакова Т.П. Консультация Готовим руку ребенка к письму.doc

«Как можно подготовить руку ребенка к письму?»

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

В данной статье рассматриваются условия, необходимые для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости; обсуждаются формы и методы работы  с детьми, их эффективность, успешность в развитии мелкой моторики.

 Предлагаются упражнения, игры, направленные на повышение уровня развития мелкой моторики.

 

Одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики.

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные  трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.[4,с.227] 

Трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т. д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов.

   В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 6-летнего ребёнка.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей шести лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, над - под, около – внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. [4,с.228]

   К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной  нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.   

Для подготовки руки к письму необходимо поставить следующие задачи:

1.     Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:

Ø Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Ø Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.     Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

Ø Произвольное внимание;

Ø Логическое мышление;

Ø Зрительное и слуховое восприятие;

Ø Память;

Ø Речь;

3.     Формировать начальные умения в области учебной деятельности:

Ø Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным темпом;

Ø Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль над собственными действиями.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать следующие приемы и упражнения:

v Массаж кистей рук;

v Пальчиковую гимнастику;

v Лепку из пластилина;

v Аппликацию;

v Работу с бумагой в технике «Оригами»;

v Рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д.;

v Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек, вырезание ножницами);

v Рисование по трафаретам;

v Дорисовку (по принципу симметрии);

v Штриховку.  [3,с.29]

Взрослый должен выступать в позиции партнёра детей, участвующих в совместной деятельности, но партнёра – инициатора. При этом он не обязывает детей к определённому роду активности, но предлагает её и приглашает к ней своим примером и участием. Взрослый должен, поощрять детскую инициативу в развёртывании деятельности и обеспечивать условия для того, чтобы ребенок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает интерес (начатую игру, конструирование, штриховку по трафаретам, пальчиковые игры и др).

Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации: следует использовать мелкие игрушки, пуговицы разных цветов и размеров, камешки, ракушки.  

Важно соблюдать некоторые важные правила:

à «Хочешь, чтобы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех».

à « Обращайте внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо».

à «Если ребёнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше».

à Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления, так как всякого рода перегрузки негативным образом сказываются на развитии детского организма.

 

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры на развитие мелкой моторики,

 которыми можно заниматься дома:


1. «Отгадай» Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как - бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

 

2. «Повтори движение». Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
 

3. Игры с рисованием. Взрослый и ребенок продвигаются по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый - для ребенка. И каждый старается нарисовать посложнее). Как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. Т.е. придумать сказку-путешествие.

 

4.«Пуговицы», «Мозайка». Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и другое.

 

5. Упражнение «Грецкий орех». Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 

6. Нанизывание на нить. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и другое. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

 

7. Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.

 

К школе дети должны научиться «управлять своими руками», держать уверенно карандаш и ручку; аккуратности в работе; станут усидчивее. А самое главное – они обретут чувство уверенности в себе и в своих действиях.

  Список литературы.

 1. Ген Г.Я. Развитие руки \\Психолог в детском саду.2001.№ 1-2 .С.105-130.

 2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М.,2001.

 3.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.,2002.

 4.Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Ростов н\Д.,2004.

Консультацию для Вас подготовила Шестакова Т.П., воспитатель высшей категории.


Как можно подготовить руку ребенка к письму?»

Как можно подготовить руку ребенка к письму?»

Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти

Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти

Взрослый должен выступать в позиции партнёра детей, участвующих в совместной деятельности, но партнёра – инициатора

Взрослый должен выступать в позиции партнёра детей, участвующих в совместной деятельности, но партнёра – инициатора

Т.е. придумать сказку-путешествие

Т.е. придумать сказку-путешествие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2024