Консультация для родителей
«О работе школьного логопеда»
В настоящее время в школе работает логопедический пункт, в котором учитель-логопед проводит коррекцию выявленных речевых нарушений.
Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.
Что делает логопед?
Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
· развитие связной речи,
· коррекция произношения,
· накопление и совершенствование словаря,
· развитие физического и речевого слуха
· развитие грамматической стороны речи
· развитие артикуляционной моторики
· обучение навыкам словообразования и словоизменения
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
• развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
• формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
• формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
• профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.
Логопедическая работа в школе – это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая помогает детям с теми или иными особенностями более доступно и успешно овладеть образовательным процессом, тем самым адаптируя ребёнка к школьным условиям. В настоящее время это очень актуально, так как по данным статистики около 30% школьников страдают от недостатков письма и чтения – дисграфии и дислексии, растёт число детей, имеющих дизорфографию – неспособность применить орфографические правила в письменных работах. Коррекцией данных нарушений занимается логопед в школе.
Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.
Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.
Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.
В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.
Логопедическое обследование первоклассника направлено на то, чтобы провести диагностику состояния устной речи, а также готовности ребёнка к овладению процессами письма и чтения и самостоятельной письменной речью. Соответственно логопед оценивает звукопроизношение, состояние фонематического восприятия и фонематического анализа, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, а также зрительно-пространственные и двигательные функции.
По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.
Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.
Групповые занятия длятся 35-45 минут, индивидуальные - 25 минут. В каждой группе по 3-6 человек. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.
Учитель-дефектолог Н.С.Петкевич
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.