Схема экспертной оценки социально-психологической адаптации детей к школе (для педагогов)
Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе. Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки.
В качестве критериев выбраны:
· эффективность учебной деятельности;
· усвоение школьных норм поведения;
· успешность социальных контактов;
· эмоциональное благополучие.
· Схема для родителей включает в себя 6 характеристик (шкал):
· успешность выполнения школьных заданий;
· степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;
· самостоятельность ребенка при выполнении заданий;
· настроение, с которым ребенок идет в школу;
· взаимоотношения с одноклассниками;
· общая оценка адаптированности.
Схемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени. При одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл). На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе.
Схема для педагогов
Инструкция. Уважаемые педагоги! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние учащегося.
Ф.И.О. учащегося _________________________ Класс _____________________
Показатели |
Оценка показателя в баллах |
Критерий 1. Эффективность учебной деятельности |
|
Шкала 1. Учебная активность |
|
Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс) |
0 |
Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски |
1 |
Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса |
2 |
Редко поднимает руку, но отвечает правильно |
3 |
На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются |
4 |
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно |
5 |
Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость) |
|
Плохое усвоение программного материала по всем предметам – грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3,3) |
0 |
Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже) |
1 |
Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже) |
2 |
Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой (средний балл 3,9–3,6) |
3 |
Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5–4) |
4 |
Правильное безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл 5–4,6) |
5 |
Критерий 2. Усвоение школьных норм поведения |
|
Шкала 3. Поведение на уроке |
|
Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами |
0 |
Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает |
1 |
Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах |
2 |
Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами |
3 |
Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока |
4 |
Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя |
5 |
Шкала 4. Поведение на перемене |
|
Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой) |
0 |
Пассивный, движения скованные, избегает других детей |
1 |
Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой |
2 |
Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс) |
3 |
Активность выражена в малой степени – предпочитает занятия в классе с кемнибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры |
4 |
Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх |
5 |
Критерий 3. Успешность социальных контактов |
|
Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками |
|
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят) |
0 |
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему) |
1 |
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт |
2 |
Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами |
3 |
Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети |
4 |
Общительный, легко контактирует с детьми |
5 |
Шкала 6. Отношение к учителю |
|
Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании |
0 |
Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается |
1 |
Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным |
2 |
Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам |
3 |
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью |
4 |
Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним |
5 |
Критерий 4. Эмоциональное благополучие |
|
Шкала 7. Эмоции |
|
Преобладание депрессивного настроения. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, чтото сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем |
0 |
Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин. Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос |
1 |
Отрицательные эмоции: - тревожность, огорчение, иногда страх; - обидчивость, вспыльчивость, раздражительность |
2 |
Эпизодически проявление сниженного настроения |
3 |
Спокойное эмоциональное состояние |
4 |
Хорошее настроение, часто улыбается, смеется |
5 |
Обработка результатов
Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:
нормальная адаптация – 22–35 баллов;
неполная адаптация – 15–21 балл;
дезадаптация – 0–14 баллов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.