Развивать, по – настоящему.
Полноценное и гармоничное развитие ребенка – это залог его успеха в будущей взрослой жизни. Казалось бы, сейчас все очень просто: магазины переполнены развивающими игрушками и пособиями, существует масса разнообразных методик раннего развития, количество публикаций на эту тему в журналах и интернете. Но, к сожалению, такое многообразие нередко приводит к обратному результату… Детская усеяна дорогими игрушками, к которым малыш не проявляет никакого интереса, родители проштудировали все книги, брошюры, методики, записали ребенка во все возможные кружки – а эффект на выходе практически нулевой. Как же по – настоящему развить ребенка, чтобы он стал умным, смышленым, способным и внимательным?
«Развитый ребенок» и «умный ребенок» вовсе не синонимы. Развитие ребенка должно быть всесторонним и комплексным, а не только интеллектуальным. В понятие «раннее развитие» входит также физическое, психоэмоциональное и эстетическое воспитание ребенка, развитие его творческих способностей и навыков самостоятельности. К примеру, научить дошкольника читать – это не значит дать ему букварь и усадить за парту. Секрет в том, что, занимаясь с ребенком, нужно создавать обучающие моменты так, чтобы он даже не догадался, что его чему – то учат. Например, показываем малышу картинки со словами – развиваем внимательность; учим с ним стихи – тренируем память; поем алфавит – развиваем музыкальный слух. Можно добавить творческий аспект – нарисовать буквы на песке или краской, слепить их из пластилина или соленого теста. Пальчиковая гимнастика поможет развить мелкую моторику, а физкультминутка укрепит тело малыша и позволит выплеснуться накопившейся энергии.
Развивать ребенка дошкольного возраста нужно ненавязчиво, в игровой форме, ведь малыш будет делать лишь то, что ему интересно. Через игру он будет воспринимать новые знания легко и непринужденно. Именно поэтому фантазия, хорошее настроение и любовь к ребенку – самые главные требования в организации успешных игр-занятий. Предлагая малышу разные варианты деятельности, замечайте, что именно он делает с большим удовольствием. Подумайте, за каким занятием вы застаете его, когда в доме неожиданно наступает тишина. Вспомните, чем он готов заниматься многократно и во что он просит вас чаще поиграть. Если вы внимательны к своему ребенку, то обязательно заметите, какой же вид деятельности ему нравится больше других. Игры-занятия должны проходить без принуждения. Прислушиваясь к желаниям и мнению ребенка, вы приучаете его к самостоятельности. Со временем ваш ребенок станет более самостоятельным и независимым, научится приспосабливаться к окружающей его обстановке и лучше ориентироваться в ней. Восприятие и анализ впечатлений о мире являются лишь одной стороной детского опыта, помимо этого ребенок должен учиться действовать активно. Чаще предлагайте ему игры и эксперименты, в которых ребенок при помощи движения получит возможность углубить знания и навыки.
Чтобы ваш ребенок мог полноценно развиваться, в свободном доступе у него всегда должны быть:
· Материалы для творчества – краски, пластилин, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей;
· Спортивный инвентарь – мячи, кегли, обручи, скакалки;
· Ролевые наборы – кухни, гаражи, кукольные домики, кроватки, детские мастерские;
· Пособия для интеллектуального развития – карточки, пазлы, мозаика, рамки-вкладыши, кубики;
· Музыкальные инструменты – барабаны, бубны, дудочки, колокольчики, детские синтезаторы;
· Мягкие игрушки, куклы, машинки;
· Спортивный уголок – лестница, турник, горка, маты, батут;
· Навесные снаряды – веревочная лестница, кольца, канат, гамак, качели.
Пора в «развивайку»! Как бы мы того не хотели, но общество родителей никогда не заменит полноценный опыт общения в кругу сверстников. Бывают такие детки: дома они очень общительные, умные и сообразительные, а на людях – стеснительные и невнимательные, и с этим нужно работать. Коллектив обладает волшебной силой: в группе ребенок тянется за другими детьми и все осваивает гораздо быстрее. Ребенок учится вести себя в обществе и делать что-то вместе с другими детьми. Важно и то. Что авторитет педагога гораздо выше, чем авторитет мамы, поэтому рядом с воспитателем ребенок может проявлять усидчивость и больше терпения, чем обычно. Так же ребенок должен научиться понимать, слушать и слышать преподавателей – это ему поможет успешно учиться в школе. И - самое главное – это очень весело. Дети получают массу удовольствия от занятий в игровой форме. У них появляются первые «ритуалы»: встречи, прощания (когда они все вместе здороваются или прощаются с педагогом и друг с другом), совместные праздники. Это помогает стать им более активными, открытыми и коммуникабельными.
Семь секретов для родителей. Возьмите их на вооружение, применяйте регулярно и получите положительные результаты.
1. Не читайте лекции, давайте детям говорить самим – это учит их мыслить.
2. Внимательно слушайте, что говорит ребенок. Это помогает понять, на какой стадии развития он находится.
3. Знакомьте детей с тем, чего они раньше не видели и не знали. По возможности выполняйте как можно больше практических упражнений - они стимулируют развитие мышления детей.
4. Помогите ребенку понять, что правильный ответ нужно искать. Даже если он ошибётся, у него будет шанс всё исправить.
5. Подскажите, что лучше работать вместе с другими детьми и помогать друг другу. Ролевые игры и взаимодействие в группе важны для развития уверенности в себе, самовыражения и личного роста.
6. Учите ребенка выражать свои мысли на публике, говорить четко и логично излагать информацию. Это поможет вашему малышу стать более уверенным в себе.
7. Разрешите детям оставаться детьми.
Помните, что у каждого ребенка свой путь, свои цели и свой темп развития, поэтому принимайте своего малыша таким, какой он есть. И не сравнивайте его с другими детьми. Развивайтесь вместе со своим ребенком: вы сможете учиться друг у друга, станете ближе, сделаете себя и малыша добрее, внимательнее, духовнее и останетесь настоящими друзьями даже спустя много лет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.