Консультация для родителей
«Развивающие упражнения для детей с дизартрией»
Практика работы показывает, что помощь логопеда дети дошкольного возраста начинают получать, когда им исполняется пять лет. Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями в речевом развитии в старшем возрасте, необходимо профилактическая работа родителей с маленькими детьми до зачисления их в логопедические группы. Чем же могут заниматься родители со своими детьми дома?
Прежде всего, родителям необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.
Одна из задач для родителей на подготовительном этапе, при подготовке речевого аппарата к логопедическому воздействию, является работа над дыханием.
Вашему вниманию предложены различные упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи. Из всего многообразия игр вы сможете выбрать то, что будет интересно и увлекательно для вашего ребёнка, соответствовать его возрасту и развитию.
«Воздушный шарик»
Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
«Плыви кораблик»
Поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
«Бульки»
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
«Листопад»
Вырежьте из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки и разложите их на столе.
- Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
«Снег идёт!»
Положите ребенку на ладонь кусочки ваты.
- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет.
«Одуванчик»
Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Предложите ребенку найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем покажите, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки.
«Загони мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Охотник идет по болотам»
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
«Горох против орехов»
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
Упражнения помогут развивать подвижность артикуляционных мышц, способствовать развитию четкой дикции.
«Заборчик» — зубы сомкнуты, широко улыбнуться и показать верхние и нижнее зубы. Сохранить положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.
«Трубочка» — зубы сомкнуты, вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали «хобот у слона», нижняя челюсть при этом остается не подвижной. Удержать положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.
«Блинчик» — открыть рот, широкий и распластанный язык положить на нижнюю губу. Сохранить положение 10 секунд, повторить 3-4 раза.
«Иголочка» — открыть рот острый язык высунуть из рта, как можно дальше. Удержать положение в течении 5 секунд, повторить 3-4 раза.
«Блинчик — иголочка» — чередовать 2 предыдущих упражнения, при этом следить чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.
«Маятник» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к правому, то к левому уголку рта. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть
оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.
«Качели» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к верхней губе, то к нижней. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.
«Оближем губы» — рот открыть, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнения по кругу 4-5 раз.
«Ванька-встанька» — открыть рот, насколько возможно загибать кончик языка к основанию верхних резцов, затем загнуть язык к основанию нижних резцов. Упражнения выполнять в медленном темпе, повторить движения в каждую сторону по 4 раза.
Учитель-дефектолог Петкевич Н.С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.