Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск
- детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные
программы дошкольного образования
Консультация для родителей:
«Речевая готовность к школе»
Учитель- логопед:
Букреева О. Н.
г.о. Чапаевск, 2023 год
Наша речь – процесс общения, поэтому
готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем
речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной или письменной,
ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита
речь до поступления в школу, тем быстрее ребенок, будучи учеником, овладеет
чтением и письмом.
На что необходимо обратить внимание:
Речевая
коммуникация
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Словарь
Грамматика
Связная речь
1. Говоря о речевой коммуникации, важно отметить, что к началу
школьного обучения ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь
слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в
контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета.
Ребёнку с плохо развитой речью трудно вступать в
общение с окружающими, он не может понятно выразить свои мысли, желания, задать
вопросы, договориться со сверстниками. Ребенок может стать молчаливым,
замкнутым, раздражительным.
2. Немного остановимся на звукопроизношении и
фонематическом восприятии – в норме вся звуковая сторона речи
должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Придя в школу, ребёнок
должен отчётливо произносить все звуки в словах и в потоке речи. Он не должен
пропускать звуки, искажать или заменять другими.
Одним из условий успешного обучения в школе
является хорошо развитое фонематическое восприятие будущего школьника. Это
способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать.
Например, слышать и различать схожие по звучанию звуки родного языка (шипящие –
свистящие [ш-с]; звонкие – глухие [з-с]; твёрдые – мягкие [с-с’]). Также,
старший дошкольник должен уметь определять позицию звука в слове (находить его
место – начало, середина или конец слова).
Чем же может быть чревато
несовершенство фонематического восприятия?
Детям с фонематическими нарушениями восприятия
будет очень сложно овладеть навыками анализа и синтеза звукового состава слова,
что может послужить, в свою очередь, причиной появления дислексии (нарушение
чтения) и дисграфии (нарушение письма).
Как и любые способности, фонематическое
восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать.
Для этого есть множество игр-упражнений:
- повторение слоговых цепочек «Скажи как я»:
«ма-мо-мы-му-мэ»,
- определение лишнего слога: па-па-ба-па,
кы-гы-кы-кы и т.д.;
- нахождение слов с заданным звуком «Хлопни в
ладоши, если услышишь слово со звуком [р]»;
- «Аукцион слов»: кто больше назовет слов с
заданным звуком;
- игра «Цепочка»: каждое последующее слово
начинается с последнего звука слова предыдущего: дом – мост – трон – нос и
т.д.;
- определение места звука в слове: начало,
середина, конец слова;
- деление слов на слоги;
- звуко-буквенный анализ слов (определение
количества звуков в слове, их последовательность);
- «Звук заблудился». Читаем детям стихотворные
строки, предлагаем найти ошибку и исправить ее:
На пожелтевшую траву
Роняет леВ свою листву.
Маше буЛка надоела,
Маша буЛку не доела.
3. Словарь – к началу школьного обучения у ребёнка
должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи ребенок должен
активно использовать обобщающие слова (транспорт, мебель, музыкальные
инструменты, головные уборы и пр.); антонимы (грустный - весёлый, молодой -
старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.);
синонимы (например: пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.),
слова – действия, слова – признаки.
Игры-упражнения:
- «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Кто
больше назовет слов-действий про лягушку, папу и т. д.», «Кто больше подберет
слов-признаков про маму, про ветер…»
4. Грамматика – к началу школьного обучения ребёнок
должен уметь образовывать падежные формы имен существительных: например,
Мальчик кормит кого (собаку, козу и т.д.), Девочка мечтает о чем (о платье, о
кукле). Преобразовывать имена существительные ед.ч во мн.ч.: например, бабочка
– бабочки, вагон – вагоны, гнездо – гнёзда, ухо – уши. Согласовывать существительные
с прилагательными в роде, числе, падеже (Мама купила красную ленту.),
согласовывать существительные с числительными (одна тетрадь, три тетради, пять
тетрадей; один карандаш, два карандаша, семь карандашей). Изменять глаголы по
временам (делал, делаю, буду делать). Понимать различные грамматические
конструкции: например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он
сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также
правильно образовывать слова. Образование существительных с помощью
уменьшительно-ласкательного суффикса: например, (ключ – ключик; звезда -
звездочка); образование прилагательных от существительных (шкаф из дерева –
деревянный, хвост лисы – лисий); образование глаголов от прилагательных
(красный – краснеть, жёлтый - желтеть). Образовывать однокоренные слова по
образцу (стол – столовый, сад – садовый). Уметь употреблять предлоги (выглянул
из-за угла, залез под стол).
5. Связная речь – к началу школьного обучения ребёнок
должен уметь:
- составлять предложения из 3, 4, 5 слов;
- уметь называть в предложении только второе
слово, только четвёртое и т.д.;
- пересказывать небольшие по объёму незнакомые
рассказы и сказки;
- составлять рассказы-описания, рассказы по
сюжетной картине, по серии картин;
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- различать жанры художественной литературы
(сказка, рассказ, басня, стихотворение).
Мы взрослые должны помнить, что необходимо
использовать каждую возможность общения с ребенком. Обязательно следует
регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы.
Разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о
прочитанном, отвечать на вопросы. И самое главное – учиться слушать и слышать
ребенка! Ведь не для кого не секрет, что рассказывать хочется только тогда,
когда это кому-то интересно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.