Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск
- детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные
программы дошкольного образования
Консультация для родителей:
«Речевое развитие детей 4 - 5 лет»
Учитель- логопед:
Букреева О. Н.
г.о. Чапаевск, 2023 год
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится
разнообразней, правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас
непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6
слов.
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы,
сложноподчененные и сложносочиненные предложения.
5. Звуковая сторона речи развивается,
совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает
смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и
четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
6. Уменьшается количество сокращений,
перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают
сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по
содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные
впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что
свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8. Речь становится более связной и
последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи,
синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те
умения, которые необходимы для развития связной речи.
Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет
Несмотря на то, что все показатели очень
индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.
1. Словарный запас 2000 слов и более.
2. Бурно развивается «словотворчество».
3. Проговаривает действия, когда играет один с
игрушкой.
4. Активно использует в речи обобщающие слова,
наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы,
синонимы.
5. Называет животных и их детенышей, времена
года.
6. Читает наизусть небольшие стихотворения,
пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по,
до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и
шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет
предложения из 5-8 слов.
10. Появляется монологическая речь.
Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Лексические нарушения: бедность словарного
запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
2. Нарушения структуры слов: перестановки или
пропуски слогов при произношении.
3. Ритмические отклонения: послоговое
произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи,
запинки и необоснованные паузы, заикание.
4. Проблемы с произношением: пропуск и замена
звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
5. Неправильное построение предложений.
6. Сложности с составлением кратких рассказов и
пересказами маленьких текстов.
Методы развития
При нарушении речевого развития у ребенка
следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно
разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь
самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро
увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать,
родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. В разговоре со своим ребенком говорите
правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка
(для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать
рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие
стихи и сказки – лучший вариант.
4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную
гимнастику.
5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте
на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять
маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание,
темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
7. Не ограничивайте общение ребенка со
сверстниками.
8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму,
не стоит принуждать ребенка.
9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте
начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на
более легкое.
10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он
должен верить в свои силы.
11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то,
что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а
к ребенку с любовью.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения выполняются
напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя,
который с ним занимается.
1. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком
проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не
закрываем. До 10 раз.
2. «Иголочка» - рот широко открыт, высунуть
тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет
до 10.
3. «Качели» - рот широко открыт, язык лежит на
нижней губе, затем поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз.
Счет до 10.
4. «Лопата» - рот широко открыт, расслабленный
язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться
в такой позе на 5-10 секунд.
5. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в
улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок
неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.
6. «Горка» - рот широко открыт, язык упирается в
нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не
расслабляем. До 10 раз.
7. «Птенчик» - рот открываем, затем закрываем.
Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10
секунд.
8. «Конфетка» - не открывая рта, поочередно
упираемся языком в стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.
9. «Улыбка» - растянуть уголки губ, так, чтобы
стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз.
10. «Хоботок» - губы вытягиваем вперед (как
будто произносим звук «У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем
расслабляем губы.
11. «Хомячок» - закрыв рот, надуваем щеки и
задерживаемся в такой позиции 5-10 секунд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.