Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5-6 лет.

  • Мероприятия
  • Работа с родителями
  • docx
  • 11.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация изложена в доступной форме, можно использовать, как часть родительского собрания. Содержит подборку дидактических игр на развитие речи
Иконка файла материала Консультация для родителей.docx

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка.

 Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;

 обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из,

из-под.);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными

(пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде

числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи,

папин.);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут

пересказать сказку или рассказ из 4-5 предложений. То есть владеют одной

из самых сложных речевых форм – монологической.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые,

и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют

развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически

правильно оформленной.

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и

звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они

касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых

для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного

«поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это

новое слово в самостоятельную речь.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности

артикуляционного аппарата (губ, языка, щк, мягкого неба, нижней челюсти)

к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают

произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков

может проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько

интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша

речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи

(в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний,

предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как

правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только

средством общения, но и орудием мышления.

 

Советы родителям!

Для того чтобы ребенок  научился  хорошо  говорить:

     1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш

вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно

заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку

поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от

совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.

 

     2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте

внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное

выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно

использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно

использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В

литературе можно встретить множество игр на развитие словаря,

разговорной речи дошкольников. Это такие,как: «Назови любимые

игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши

свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

 

     3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для

развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые

(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка

рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите

нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию

речи была систематической.Взрослые должны постоянно помнить: речь не

передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от

окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от

окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали

эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом,

уважаемые взрослые!

 

     4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень

любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не

торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить

произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться

внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и игровые упражнения для развития речи

 для детей 5 – 6 лет.

 

1.     «Подбери слова-родственники» 

Образование  родственных слов от исходного с увеличительным, уменьшительным, ласкательным оттенками (книга – книжечка, книжонка, книжный)

2.     «Я начну, а ты закончи» Составление предложений с использованием глаголов, противоположных по смыслу. ( Мальчик сначала подошёл к дому, а потом отошёл)

3.     «Скажи наоборот». Подбор антонимов. ( Дождик вымочит, а солнце высушит. Один теряет, а другой находит. …)

4.     «Скажи похоже». Подбор синонимов. (  Отыскать – найти, шалить – баловаться)

5.     «Скажи, какой?» Продолжить ряды слов, прилагательных (снег белый, холодный… «Ещё какой?» Солнце тёплое, яркое…)

6.     «Посчитай»

 Упражнять в согласовании существительных с числительными . Дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

7.     «Узнай по описанию». Составление описательных загадок о фруктах, ягодах…

Дети самостоятельно составляют загадку: «Овальный, твёрдый, жёлтый, кислый, кладут в чай)

    8.«Объясни, почему…» учимся правильно строить предложения с причинно-                     следственной связью. (Дети легли спать, потому что…..;  Деревья сильно закачались, потому что …)

       9.»Исправь ошибку» Взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

       10. «Четвёртый лишний»  Ребёнок определяет, из четырех картинок лишнюю, относящуюся  к другой тематической группе. (стол, стул, чайник, кровать)

        11. «Похожие слова». Подбор слов, схожих по звучанию. (Галка-палка, стол-пол,       печка-свечка)