Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития ребенка.
Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует
искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из,
из-под.);
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными
(пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде
числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи,
папин.);
- правильно по смыслу применяет все части речи.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут
пересказать сказку или рассказ из 4-5 предложений. То есть владеют одной
из самых сложных речевых форм – монологической.
В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые,
и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют
развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически
правильно оформленной.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и
звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они
касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых
для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного
«поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это
новое слово в самостоятельную речь.
Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности
артикуляционного аппарата (губ, языка, щк, мягкого неба, нижней челюсти)
к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают
произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков
может проходить неравномерно или неверно.
От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько
интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша
речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи
(в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний,
предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как
правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только
средством общения, но и орудием мышления.
Советы родителям!
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш
вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно
заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку
поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от
совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте
внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное
выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно
использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно
использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В
литературе можно встретить множество игр на развитие словаря,
разговорной речи дошкольников. Это такие,как: «Назови любимые
игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши
свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для
развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые
(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка
рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге
и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите
нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию
речи была систематической.Взрослые должны постоянно помнить: речь не
передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от
окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от
окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали
эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом,
уважаемые взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень
любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не
торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить
произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться
внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
Игры и игровые упражнения для развития речи
для детей 5 – 6 лет.
1. «Подбери слова-родственники»
Образование родственных слов от исходного с увеличительным, уменьшительным, ласкательным оттенками (книга – книжечка, книжонка, книжный)
2. «Я начну, а ты закончи» Составление предложений с использованием глаголов, противоположных по смыслу. ( Мальчик сначала подошёл к дому, а потом отошёл)
3. «Скажи наоборот». Подбор антонимов. ( Дождик вымочит, а солнце высушит. Один теряет, а другой находит. …)
4. «Скажи похоже». Подбор синонимов. ( Отыскать – найти, шалить – баловаться)
5. «Скажи, какой?» Продолжить ряды слов, прилагательных (снег белый, холодный… «Ещё какой?» Солнце тёплое, яркое…)
6. «Посчитай»
Упражнять в согласовании существительных с числительными . Дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
7. «Узнай по описанию». Составление описательных загадок о фруктах, ягодах…
Дети самостоятельно составляют загадку: «Овальный, твёрдый, жёлтый, кислый, кладут в чай)
8.«Объясни, почему…» учимся правильно строить предложения с причинно- следственной связью. (Дети легли спать, потому что…..; Деревья сильно закачались, потому что …)
9.»Исправь ошибку» Взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
10. «Четвёртый лишний» Ребёнок определяет, из четырех картинок лишнюю, относящуюся к другой тематической группе. (стол, стул, чайник, кровать)
11. «Похожие слова». Подбор слов, схожих по звучанию. (Галка-палка, стол-пол, печка-свечка)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.