Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5-6 лет.
Оценка 5

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5-6 лет.

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
родителям
СCУЗ, ВУЗ
11.12.2020
Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5-6 лет.
Консультация изложена в доступной форме, можно использовать, как часть родительского собрания. Содержит подборку дидактических игр на развитие речи
Консультация для родителей.docx

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка.

 Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;

 обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из,

из-под.);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными

(пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде

числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи,

папин.);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут

пересказать сказку или рассказ из 4-5 предложений. То есть владеют одной

из самых сложных речевых форм – монологической.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые,

и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют

развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически

правильно оформленной.

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и

звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они

касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых

для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного

«поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это

новое слово в самостоятельную речь.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности

артикуляционного аппарата (губ, языка, щк, мягкого неба, нижней челюсти)

к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают

произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков

может проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько

интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша

речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи

(в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний,

предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как

правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только

средством общения, но и орудием мышления.

 

Советы родителям!

Для того чтобы ребенок  научился  хорошо  говорить:

     1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш

вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно

заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку

поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от

совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.

 

     2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте

внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное

выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно

использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно

использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В

литературе можно встретить множество игр на развитие словаря,

разговорной речи дошкольников. Это такие,как: «Назови любимые

игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши

свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

 

     3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для

развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые

(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка

рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите

нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию

речи была систематической.Взрослые должны постоянно помнить: речь не

передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от

окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от

окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали

эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом,

уважаемые взрослые!

 

     4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень

любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не

торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить

произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться

внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и игровые упражнения для развития речи

 для детей 5 – 6 лет.

 

1.     «Подбери слова-родственники» 

Образование  родственных слов от исходного с увеличительным, уменьшительным, ласкательным оттенками (книга – книжечка, книжонка, книжный)

2.     «Я начну, а ты закончи» Составление предложений с использованием глаголов, противоположных по смыслу. ( Мальчик сначала подошёл к дому, а потом отошёл)

3.     «Скажи наоборот». Подбор антонимов. ( Дождик вымочит, а солнце высушит. Один теряет, а другой находит. …)

4.     «Скажи похоже». Подбор синонимов. (  Отыскать – найти, шалить – баловаться)

5.     «Скажи, какой?» Продолжить ряды слов, прилагательных (снег белый, холодный… «Ещё какой?» Солнце тёплое, яркое…)

6.     «Посчитай»

 Упражнять в согласовании существительных с числительными . Дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

7.     «Узнай по описанию». Составление описательных загадок о фруктах, ягодах…

Дети самостоятельно составляют загадку: «Овальный, твёрдый, жёлтый, кислый, кладут в чай)

    8.«Объясни, почему…» учимся правильно строить предложения с причинно-                     следственной связью. (Дети легли спать, потому что…..;  Деревья сильно закачались, потому что …)

       9.»Исправь ошибку» Взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

       10. «Четвёртый лишний»  Ребёнок определяет, из четырех картинок лишнюю, относящуюся  к другой тематической группе. (стол, стул, чайник, кровать)

        11. «Похожие слова». Подбор слов, схожих по звучанию. (Галка-палка, стол-пол,       печка-свечка)


 

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 4-5 предложений

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 4-5 предложений

Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно…

Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно…

Игры и игровые упражнения для развития речи для детей 5 – 6 лет

Игры и игровые упражнения для развития речи для детей 5 – 6 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2020